«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа экологического кружка «Радуга» для детей младшей группы (на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»)

Программа кружка по экологическому воспитанию "Радуга" разработана на основе парциальной программы С.Н. Николаевой "Юный эколог" для детей младшей группы (3-4 лет).

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 5 «Рябинка» Барабинского района

Новосибирской области








Программа

экологического кружка «Радуга» для детей младшей группы

(на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»)

Срок реализации программы: с 1 сентября 2019 по 31 мая 2020 г.
















Программу составили:

Тумашевская О. И.

Шилова Н.А.













г. Барабинск, 2019

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»


Программа

по экологическому воспитанию «Радуга» для детей младшего возраста


I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Программно-методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа МКДОУ №5 «Рябинка» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Программа рассчитана на один год и предназначена для работы с

детьми в младшей группе дошкольного учреждения.

Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их

родителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в повседневной жизни.



Цель и задачи реализации программы

Цель: формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачи:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

Основные направления:

• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)

1.2 Ожидаемые результаты освоения программы:

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, зверями, птицами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Дети младшей группы должны знать:

• 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

• части тела животных и их особенности

• виды растений

• основные части растений

• правила ухода.

Должны уметь:

• устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,

• устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

• о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.





II. Содержательный раздел


2.1. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы


Формы организации образовательной деятельности

в рамках программы

Формы

организации

Особенности


Индивидуальная

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от ННОД и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.

Групповая

Основная форма организации образовательной деятельности – групповая. Группа детей делится на подгруппы (от 6 до 10 человек) в зависимости от уровня обученности детей.


Реализация программы предполагает применение следующих форм работы с дошкольниками:

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность (кружковая деятельность)

Наблюдения

Игровые обучающие ситуации

Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя

Дидактические, настольные, театрализованные игры

Загадывание загадок

Просмотр видеофильмов, мультфильмов

Чтение художественной литературы

Продуктивная деятельность

Экскурсии, целевые прогулки

Выставки предметов детского творчества

Наблюдения

Совместная со сверстниками игра

Экспериментирование, исследовательская деятельность


Дидактические, настольные, подвижные, театрализованные игры


Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций


Продуктивная деятельность, в том числе с применением нетрадиционных техник


Праздники, досуги, развлечения





Технологии организации образования в рамках реализации программы

Технология

проектной

деятельности

Дошкольники, совместно с педагогами и родителями,

разрабатывают и реализуют познавательно – исследовательские и творческие проекты экологической направленности.

Дети реализуют краткосрочные и простые по результату деятельности мини-проекты.

Технология

исследовательской

деятельности

В целях успешной реализации цели и задач программы педагоги организуют доступные и интересные детям типы исследования: опыты (экспериментирование), коллекционирование.

Технологии

проблемного

обучения

В процессе образовательной деятельности экологической направленности воспитатели создают познавательную задачу, ситуацию и предоставляют детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Технология ТРИЗ

В целях развития детской фантазии, обучения дошкольников системно мыслить, формирования творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира воспитатели применяют систему коллективных игр, занятий (ТРИЗ), максимально увеличивая эффективность экологического воспитания.

Информационно –

коммуникационные

технологии

В целях повышения эффективности образовательного процесса (подбор иллюстративного материала, дополнительного познавательного материала к НОД, мультимедийных обучающих презентаций) воспитатели группы используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Игровая

технология

В рамках программы педагоги проводят интегрированную НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД проходит обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.

Личностно –

ориентированная

технология

При реализации программы осуществляется личностно-ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.


2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями) в области экологического воспитания дошкольников.

План работы с родителями

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Анкетирование и опросы с целью определения вовлеченности родителей в образовательный процесс ДОУ и определения их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников

Воспитатели

Сентябрь


Работа стенда в групповой приемной

Воспитатели

Весь период

Консультации для родителей

Воспитатели

Весь период

«Экологическое воспитание в семье»

Сентябрь

«Лечение луком и чесноком»

Октябрь

Выставка поделок из природного материала

«Берегите воду»

Ноябрь

Выставка поделок из природ-ного материала

Декабрь

«Пернатые друзья» (помощь птицам зимой)

Изготовление альбома «Домашние и дикие животные»

Январь

Консультация «Домашние животные в жизни ребенка»

Февраль

«Аптека на окнах»

Март

«Как научить ребенка беречь природу»

Апрель

Экологический стенд «Скоро в отпуск»

Май

Активное участие родителей в реализации мини-проектов

Воспитатели

Весь период



III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Для реализации программы в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

На территории ДОО созданы зоны для наблюдений за растениями и трудовой деятельности (огород, клумба группы, деревья). Также на прогулочном участке группы дети проводят эксперименты с песком и водой. В приемной группы создан зеленый уголок, в котором дети наблюдают за развитием растений, а также под присмотром воспитателей осуществляют уход за ними. В игровом помещении группы оформлен календарь природы, наполнение которого меняется в соответствии с временем года.

Книги

Русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Книги о животных

Тематические папки и иллюстрации

«Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Деревья», картотеки по временам года, «Насекомые», «Птицы», «Рыбы»

Картотеки

Воспитателями подобраны картотеки экологических игр

Таблицы

«Времена года», «Календарь природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Живая и неживая природа»

Папки-передвижки

«Зима», «Овощи и фрукты», «Зимние забавы», «Новый год» и т.п.

Игрушки

Муляжи овощей и фруктов, фигурки животных (дикие и домашние животные), куклы, персонажи сказок.

Дидактические игры

«Кто что ест», «Круглый год», «Чей детеныш», «Кто где живет», «Часть и целое», «Что где растет» и т.д.

Аудиофайлы

«Кто как кричит» (звери, птицы), «Шумы природы»

Мультфильмы

«Смешарики. Азбука безопасности», «Смешарики. Пин-код», «Тралик и Валик», «Дед Мороз и лето»

Коллекции

Коллекции семян, минералов, тканей, природный материал, бросовый материал

Оборудование

Лупы, шприцы без иголок, мерные ложки, микроскоп. Телевизор, ДВД-проигрыватель, магнитофон.


3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы

Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут.


Расписание экологической образовательной деятельности

День недели

Время

Среда

16.00-16.15


Перспективный план работы кружка 2019 - 2020 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Практическая деятельность ребенка

сентябрь

«Антоша хочет гулять» (экскурсия по участку).

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Сбор листьев для поделок.

Наблюдения

«Деревья»


Знакомить детей с деревьями, растущими на территории ДОО – показать рябину, клен, лиственницу, побеседовать о деревьях (рассмотреть части дерева). Воспитывать желание заботиться о деревьях.

Сбор шишек для поделок.

«Наша клумба»


Познакомить детей с цветами, растущими на клумбе, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать,  для чего нужны корень и стебель цветка. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Воспитывать чувство прекрасного.

Сбор семян цветов.

«Неживая природа на участке» (песок, камни, почва)

Познакомить детей с объектами неживой природы на участке (камни, песок, почва). Знакомить со свойствами названных объектов. Воспитывать интерес к природе.

Эксперименты и игры с песком

октябрь

 «Дождик, дождик».


Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Д/И «Хорошо-плохо»

«Перелетные птицы»

Познакомить с понятием «перелетные птицы». Расширять представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе.

Собрать грозди рябины для подкормки птиц зимой

 Досуг «Расскажем кукле о фруктах»

Стихи и загадки о фруктах.

Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме.

Мытье фруктов.

Разгадывание загадок.


ННОД «Овощи с огорода» 

Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (картофель, огурец, помидор, морковь, лук, свекла). Уточнить представления детей об уходе за овощами.

Смешивание салата из овощей

ноябрь

Вечер экологических игр 


«Где растет?», «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты). Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

Д/И

 Драматизация сказки «Репка»


Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа. Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей. Закреплять знания и представления детей о сказке. Воспитывать любовь к труду.

Инсценировка сказки

Наблюдение «Комнатные растения»

Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

Помыть листья цветов.

Вечер игр.

Подвижная игра: «Огород»

 

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»


Развивать координацию движений, умение действовать по команде.

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки).

Разучивание П/И

Эксперимент «Вода, вода»

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование с водой

декабрь

Наблюдение за сезонными изменениями. Зима.

Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «зима». Развивать представления о работах людей зимой. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.

Наблюдение

Д/И «Одеваемся на прогулку»

ННОД «Ели и сосны»

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

Рассматривание ветки лиственного дерева и сосны.

Досуг «Елочка-красавица»

Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.

Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам.

Воспитывать патриотизм через русские традиции.

Украшение новогодней ели.

Наблюдение за снежинками

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение за снежинками через лупу, знакомство со свойствами снега.

январь

Беседа и наблюдение

«Зимующие птицы»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Покормить птиц, Д/И «Улетают – не улетают»

«Мороз - удивительный художник»


Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Рисование «морозных» узоров.

«Дикие животные в лесу зимой»


Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

П/И «Мы маленькие зайчики»

февраль

«Домашние животные»

Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.

Рассматривание картинок и игрушек животных.

Изготовление макета

«Ферма»

Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм.

Конструирование

«Воздух»

Дать понятие о необходимости воздуха. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Экспериментирование с воздухом.

«Наши помощники - собаки»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Собрать пазлы.

март

«Выращиваем лук на окошке»

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

Посадка лука разными способами (в грунт, опилки, воду)

«Сидит кошка на окошке»

Познакомить детей с внешним видом кошки, с особенностями поведения; показать, что жизнь кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

Лепка «Миска для кошки». Опыт «Как кошка моется»

Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Детёныши животных)

Уточнить и закрепить знания детей о детенышах животных. Развивать умение классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

Просмотр мультфильма, Д/И.

Наши деревья

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Экспериментирование «Ветки в банке»

апрель

Наблюдение за сезонными изменениями. Весна.

Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.

Наблюдение за первой травой.

«Пернатые гости»


Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.

ННОД «Кто живет в лесу?»

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Д/И

Досуг «День Земли»

 

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.


май

«Жучки»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Аппликация «Божья коровка»

«Бабочки»


Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе.

Лепка «зелёная гусеница»

«Что такое облака, дождь, гроза?»


Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение, рассматривание иллюстраций.

«Песочные фантазии»

Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей.

Экспериментирование


Тематические мероприятия в рамках программы

Месяц

Мероприятие

Октябрь

Выставка поделок из природного материала

Осенний праздник

Досуг «Расскажем кукле о фруктах»

Ноябрь

Драматизация сказки «Репка»

Декабрь

Выставка поделок

Досуг «Елочка-красавица»

Январь

Театрализация сказки «Колобок»

Февраль

Акция «Помоги птицам»

Март

Выставка поделок «Весеннее настроение»

Посадка огорода на окне

Апрель

Выставка поделок из бросового материала

Досуг «День Земли»

Май

Посадка цветов на участке


3.3. Сетевое взаимодействие

Реализация программы предусматривает сетевое взаимодействие:

Муниципальное казенное учреждение культуры

«Барабинский краеведческий музей»

Оказание консультативной и организационной поддержки.

Организация совместных праздников, и мероприятий.

Тематические экскурсии.

Детская библиотека

Организация работы читательского клуба.

Организация тематических праздников, мастер-классов.


3.4. Кадровые условия реализации программы

Работу по реализации программы «Радуга» осуществляют воспитатели и помощник воспитателя младшей группы. К проведению итоговых мероприятий (праздников, развлечений, досугов) может привлекаться музыкальный руководитель.


3.5. Диагностика освоения детьми программы

Педагогическая диагностика в рамках программы осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование.

Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид.

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства.

3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства.

Результаты заносятся в таблицу и суммируются:

От 18 до 13-высокий уровень.

От12 до 6 -средний уровень.

От 6 до 0-низкий уровень.

Анализ результатов учитывается воспитателями в дальнейшей работе.

Критерии диагностики:

1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.

2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3.Имеет представления о временах года, называет их основные признаки,

4.Имеет представления о правилах поведения в природе

5.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.

6.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.


Литература:

1.Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. С.Н. Николаева.

2.Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе детского сада 3-4 года. С.Н. Николаева.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее