Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 5 «Рябинка» Барабинского района
Новосибирской области
Программа
экологического кружка «Радуга» для детей младшей группы
(на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»)
Срок реализации программы: с 1 сентября 2019 по 31 мая 2020 г.
Программу составили:
Тумашевская О. И.
Шилова Н.А.
г. Барабинск, 2019
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Программа
по экологическому воспитанию «Радуга» для детей младшего возраста
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Программно-методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа МКДОУ №5 «Рябинка» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Программа рассчитана на один год и предназначена для работы с
детьми в младшей группе дошкольного учреждения.
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их
родителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Цель и задачи реализации программы
Цель: формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Задачи:
1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
Основные направления:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)
1.2 Ожидаемые результаты освоения программы:
• Знать и называть некоторых домашних животных.
• Наблюдать за растениями, зверями, птицами.
• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Дети младшей группы должны знать:
• 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
• части тела животных и их особенности
• виды растений
• основные части растений
• правила ухода.
Должны уметь:
• устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
• устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
Иметь представление:
• о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
II. Содержательный раздел
2.1. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы
Формы организации образовательной деятельности
в рамках программы
Формы организации | Особенности
|
Индивидуальная | Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от ННОД и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей. |
Групповая | Основная форма организации образовательной деятельности – групповая. Группа детей делится на подгруппы (от 6 до 10 человек) в зависимости от уровня обученности детей. |
Реализация программы предполагает применение следующих форм работы с дошкольниками:
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Непосредственно образовательная деятельность (кружковая деятельность) | Наблюдения |
Игровые обучающие ситуации | Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций |
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя | Дидактические, настольные, театрализованные игры |
Загадывание загадок | Просмотр видеофильмов, мультфильмов |
Чтение художественной литературы | Продуктивная деятельность |
Экскурсии, целевые прогулки | Выставки предметов детского творчества |
Наблюдения | Совместная со сверстниками игра |
Экспериментирование, исследовательская деятельность |
|
Дидактические, настольные, подвижные, театрализованные игры |
|
Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций |
|
Продуктивная деятельность, в том числе с применением нетрадиционных техник |
|
Праздники, досуги, развлечения |
|
Технологии организации образования в рамках реализации программы
Технология проектной деятельности | Дошкольники, совместно с педагогами и родителями, разрабатывают и реализуют познавательно – исследовательские и творческие проекты экологической направленности. Дети реализуют краткосрочные и простые по результату деятельности мини-проекты. |
Технология исследовательской деятельности | В целях успешной реализации цели и задач программы педагоги организуют доступные и интересные детям типы исследования: опыты (экспериментирование), коллекционирование. |
Технологии проблемного обучения | В процессе образовательной деятельности экологической направленности воспитатели создают познавательную задачу, ситуацию и предоставляют детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. |
Технология ТРИЗ | В целях развития детской фантазии, обучения дошкольников системно мыслить, формирования творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира воспитатели применяют систему коллективных игр, занятий (ТРИЗ), максимально увеличивая эффективность экологического воспитания. |
Информационно – коммуникационные технологии | В целях повышения эффективности образовательного процесса (подбор иллюстративного материала, дополнительного познавательного материала к НОД, мультимедийных обучающих презентаций) воспитатели группы используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). |
Игровая технология | В рамках программы педагоги проводят интегрированную НОД, что способствует соединению и дополнению знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД проходит обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия. |
Личностно – ориентированная технология | При реализации программы осуществляется личностно-ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. |
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями) в области экологического воспитания дошкольников.
План работы с родителями
№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
| Анкетирование и опросы с целью определения вовлеченности родителей в образовательный процесс ДОУ и определения их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников | Воспитатели | Сентябрь
|
| Работа стенда в групповой приемной | Воспитатели | Весь период |
| Консультации для родителей | Воспитатели | Весь период |
«Экологическое воспитание в семье» | Сентябрь | ||
«Лечение луком и чесноком» | Октябрь | ||
Выставка поделок из природного материала | |||
«Берегите воду» | Ноябрь | ||
Выставка поделок из природ-ного материала | Декабрь | ||
«Пернатые друзья» (помощь птицам зимой) | |||
Изготовление альбома «Домашние и дикие животные» | Январь | ||
Консультация «Домашние животные в жизни ребенка» | Февраль | ||
«Аптека на окнах» | Март | ||
«Как научить ребенка беречь природу» | Апрель | ||
Экологический стенд «Скоро в отпуск» | Май | ||
| Активное участие родителей в реализации мини-проектов | Воспитатели | Весь период |
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Для реализации программы в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
На территории ДОО созданы зоны для наблюдений за растениями и трудовой деятельности (огород, клумба группы, деревья). Также на прогулочном участке группы дети проводят эксперименты с песком и водой. В приемной группы создан зеленый уголок, в котором дети наблюдают за развитием растений, а также под присмотром воспитателей осуществляют уход за ними. В игровом помещении группы оформлен календарь природы, наполнение которого меняется в соответствии с временем года.
Книги | Русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Книги о животных |
Тематические папки и иллюстрации | «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Деревья», картотеки по временам года, «Насекомые», «Птицы», «Рыбы» |
Картотеки | Воспитателями подобраны картотеки экологических игр |
Таблицы | «Времена года», «Календарь природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Живая и неживая природа» |
Папки-передвижки | «Зима», «Овощи и фрукты», «Зимние забавы», «Новый год» и т.п. |
Игрушки | Муляжи овощей и фруктов, фигурки животных (дикие и домашние животные), куклы, персонажи сказок. |
Дидактические игры | «Кто что ест», «Круглый год», «Чей детеныш», «Кто где живет», «Часть и целое», «Что где растет» и т.д. |
Аудиофайлы | «Кто как кричит» (звери, птицы), «Шумы природы» |
Мультфильмы | «Смешарики. Азбука безопасности», «Смешарики. Пин-код», «Тралик и Валик», «Дед Мороз и лето» |
Коллекции | Коллекции семян, минералов, тканей, природный материал, бросовый материал |
Оборудование | Лупы, шприцы без иголок, мерные ложки, микроскоп. Телевизор, ДВД-проигрыватель, магнитофон. |
3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы
Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут.
Расписание экологической образовательной деятельности
День недели | Время |
Среда | 16.00-16.15 |
Перспективный план работы кружка 2019 - 2020 учебный год
Месяц | № | Тема | Задачи | Практическая деятельность ребенка |
сентябрь | | «Антоша хочет гулять» (экскурсия по участку). | Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. | Сбор листьев для поделок. |
| Наблюдения «Деревья»
| Знакомить детей с деревьями, растущими на территории ДОО – показать рябину, клен, лиственницу, побеседовать о деревьях (рассмотреть части дерева). Воспитывать желание заботиться о деревьях. | Сбор шишек для поделок. | |
| «Наша клумба»
| Познакомить детей с цветами, растущими на клумбе, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать, для чего нужны корень и стебель цветка. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Воспитывать чувство прекрасного. | Сбор семян цветов. | |
| «Неживая природа на участке» (песок, камни, почва) | Познакомить детей с объектами неживой природы на участке (камни, песок, почва). Знакомить со свойствами названных объектов. Воспитывать интерес к природе. | Эксперименты и игры с песком | |
октябрь | | «Дождик, дождик».
| Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | Д/И «Хорошо-плохо» |
| «Перелетные птицы» | Познакомить с понятием «перелетные птицы». Расширять представления детей о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе. | Собрать грозди рябины для подкормки птиц зимой | |
| Досуг «Расскажем кукле о фруктах» Стихи и загадки о фруктах. | Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. | Мытье фруктов. Разгадывание загадок.
| |
| ННОД «Овощи с огорода» | Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (картофель, огурец, помидор, морковь, лук, свекла). Уточнить представления детей об уходе за овощами. | Смешивание салата из овощей | |
ноябрь | | Вечер экологических игр
| «Где растет?», «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты). Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. | Д/И |
| Драматизация сказки «Репка»
| Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа. Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей. Закреплять знания и представления детей о сказке. Воспитывать любовь к труду. | Инсценировка сказки | |
| Наблюдение «Комнатные растения» | Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. | Помыть листья цветов. | |
| Вечер игр. Подвижная игра: «Огород»
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
| Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки). | Разучивание П/И | |
| Эксперимент «Вода, вода» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед). | Экспериментирование с водой | |
декабрь | | Наблюдение за сезонными изменениями. Зима. | Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «зима». Развивать представления о работах людей зимой. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. | Наблюдение Д/И «Одеваемся на прогулку» |
| ННОД «Ели и сосны» | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | Рассматривание ветки лиственного дерева и сосны. | |
| Досуг «Елочка-красавица» | Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции. | Украшение новогодней ели. | |
| Наблюдение за снежинками | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение за снежинками через лупу, знакомство со свойствами снега. | |
январь | | Беседа и наблюдение «Зимующие птицы» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Покормить птиц, Д/И «Улетают – не улетают» |
| «Мороз - удивительный художник»
| Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Рисование «морозных» узоров. | |
| «Дикие животные в лесу зимой»
| Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | П/И «Мы маленькие зайчики» | |
февраль | | «Домашние животные» | Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, свиньей); с их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек. | Рассматривание картинок и игрушек животных. |
| Изготовление макета «Ферма» | Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм. | Конструирование | |
| «Воздух» | Дать понятие о необходимости воздуха. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Экспериментирование с воздухом. | |
| «Наши помощники - собаки» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Собрать пазлы. | |
март | | «Выращиваем лук на окошке» | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | Посадка лука разными способами (в грунт, опилки, воду) |
| «Сидит кошка на окошке» | Познакомить детей с внешним видом кошки, с особенностями поведения; показать, что жизнь кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними. | Лепка «Миска для кошки». Опыт «Как кошка моется» | |
| Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик» (Детёныши животных) | Уточнить и закрепить знания детей о детенышах животных. Развивать умение классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать. | Просмотр мультфильма, Д/И. | |
| Наши деревья | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Экспериментирование «Ветки в банке» | |
апрель | | Наблюдение за сезонными изменениями. Весна. | Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. | Наблюдение за первой травой. |
| «Пернатые гости»
| Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д. | |
| ННОД «Кто живет в лесу?» | Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Д/И | |
| Досуг «День Земли»
| Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. |
| |
май | | «Жучки» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Аппликация «Божья коровка» |
| «Бабочки»
| Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Лепка «зелёная гусеница» | |
| «Что такое облака, дождь, гроза?»
| Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций. | |
| «Песочные фантазии» | Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей. | Экспериментирование |
Тематические мероприятия в рамках программы
Месяц | Мероприятие |
Октябрь | Выставка поделок из природного материала |
Осенний праздник | |
Досуг «Расскажем кукле о фруктах» | |
Ноябрь | Драматизация сказки «Репка» |
Декабрь | Выставка поделок |
Досуг «Елочка-красавица» | |
Январь | Театрализация сказки «Колобок» |
Февраль | Акция «Помоги птицам» |
Март | Выставка поделок «Весеннее настроение» |
Посадка огорода на окне | |
Апрель | Выставка поделок из бросового материала |
Досуг «День Земли» | |
Май | Посадка цветов на участке |
3.3. Сетевое взаимодействие
Реализация программы предусматривает сетевое взаимодействие:
Муниципальное казенное учреждение культуры «Барабинский краеведческий музей» | Оказание консультативной и организационной поддержки. Организация совместных праздников, и мероприятий. Тематические экскурсии. |
Детская библиотека | Организация работы читательского клуба. Организация тематических праздников, мастер-классов. |
3.4. Кадровые условия реализации программы
Работу по реализации программы «Радуга» осуществляют воспитатели и помощник воспитателя младшей группы. К проведению итоговых мероприятий (праздников, развлечений, досугов) может привлекаться музыкальный руководитель.
3.5. Диагностика освоения детьми программы
Педагогическая диагностика в рамках программы осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование.
Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид.
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства.
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства.
Результаты заносятся в таблицу и суммируются:
От 18 до 13-высокий уровень.
От12 до 6 -средний уровень.
От 6 до 0-низкий уровень.
Анализ результатов учитывается воспитателями в дальнейшей работе.
Критерии диагностики:
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
3.Имеет представления о временах года, называет их основные признаки,
4.Имеет представления о правилах поведения в природе
5.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.
6.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.
Литература:
1.Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. С.Н. Николаева.
2.Парциальная программа «Юный эколог», система работы в младшей группе детского сада 3-4 года. С.Н. Николаева.