Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Технология конструирования
изделий декоративно-прикладного творчества «Твори!»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Калинина Т.В. учитель
п. Новосмолинский, 2023
Пояснительная записка
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. Детям становится понятна связь между технологией конструирования изделия и практическим выполнением. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов
Программа кружка «Твори!» направлена на развитие мелкой моторики, развитие технологического и творческого мышления, формирование познавательной и исследовательской деятельности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения, учащиеся знакомятся с разными видами и типами конструирования материалов декоративно-прикладного искусства. В ходе конструктивно-технической деятельности ученик становиться творцом, дизайнером воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Технология конструирования способствует профессиональной ориентации детей, развивается интерес к моделированию, проектированию, проявляются изобретательские способности.
Актуальность программы
Сегодня куклы встречаются нам довольно часто в театрах, магазинах, мы видим их на экранах телевизоров, они становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XXI веке не забыт такой загадочный жанр искусства как художественная авторская кукла. К настоящему времени этот вид искусства сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих «классиков» и «авангардистов».
Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает все больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства, музеи кукол, выпускают журналы, проводят мастер-классы.
Каждая мама создает своему ребенку его первую игрушку своими руками, вкладывая в нее особый смысл. Подрастая, девочки и мальчики стремятся сами придумать необычную, не как у всех игрушку.
Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Для того чтобы создать какую-то вещь необходимо уметь пользоваться нужными инструментами и материалами, и понимать как это сделать. Во время работы с разными видами материалов учащийся познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровка.
«Технология конструирования изделий декоративно-прикладного творчества «Твори!» предлагаются воплотить свои идеи в образе куклы. Учащиеся поэтапно будут реализовывать задуманные идеи, изучат технологию обработки материалов, научатся технологически правильно конструировать изделие.
Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Цель и задачи программы
Цель: развитие интереса школьников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию изделий декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
формирование навыков начального технического моделирования изделий ДПИ;
формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших изделий, так и конструировании и авторском исполнении кукол;
научить технологическим приемам работы с необходимыми материалами, научить конструировать из них детали, выкройки;
обучение правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в работе;
Развивающие:
развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности;
развитие интереса к моделированию;
развитие конструктивного, образного и логического мышления;
Воспитательные:
воспитание у детей интереса к различным видам творчества;
воспитание аккуратности в работе;
воспитывать ответственность, коммуникативные способности
Формы и режим занятий
При изучении программы приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Самостоятельная работа занимает основную часть изучения каждой темы. Так как обучающиеся подготовлены к восприятию материала, изучив предыдущие программы, возможно, их обучение с применением информационно-коммуникативных технологий.
Каждая тема предваряется знакомством с теоретическим и практическим материалом с помощью видео и фото мастер-классов, статей в учебном пособии, знакомством с образцами. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике.
Практическая часть предваряется составлением обучаемыми технологической карты, выполняются эскизы изделий и отдельные элементы. На последующих этапах выполняется работа, проводиться самооценка и взаимооценка.
По мере изучения курса происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.
Групповая форма занятий ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого ребенка.
Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов, 9-10 лет
Режим занятий очный.
Расписание занятий: пятница 13:30-14:15
Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы 1 год.
Планируемые результаты
Обучение по программе «Твори!» предполагает следующие результаты.
Личностные результаты
У обучаемого будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
понимание технологии конструирования выкроек, шаблонов
Обучаемые получат возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
• осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
• вносить дополнения и коррективы в планирование деятельности и способы действий;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
• мобилизовать свои силы, преодолевать препятствия.
Познавательные универсальные учебные действия:
• искать и выделять необходимую информацию;
• применять методы информационного поиска;
• проявлять познавательную инициативу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно структурировать знания,
• выбирать эффективный способ решения творческой задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
• ставить вопросы и разрешать их;
• выявлять проблемы, искать способы их устранения;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
• знать безопасные приемы работы с острыми предметам (иглы, ножницы), стеками, проволокой, клеем;
• знать способы изготовления кукол разными способами и применение этих способов в быту;
• знать материалы, инструменты и принадлежности для создания куклы;
• знать технологию создания куклы из ткани, полимерной глины;
• знать требования к качеству готовых изделий;
• уметь определять виды тканей, бумаги и других материалов для того или иного изделия;
• уметь правильно использовать инструменты и приспособления для создания куклы;
• уметь выполнять различные части тела куклы и правильно их соединять, создавать образ, правильно использовать фурнитуру, сочетать образ куклы с аксессуарами;
• уметь последовательно выполнять обработку изделия, доводить его до нужного качества и вида.
Содержание программы
В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет учащимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Учебный план
№ п\п | Наименование разделов и тем
| Количество часов | Форма аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
| Вводный урок. Знакомство с разными видами кукол. Подготовка материалов к занятиям | | | | Выставка |
| Конструирование из геометрических фигур композиции. | | | | Выставка |
| Куколка из пластилина. Дымковская игрушка | | | | Выставка |
| Куколка травница | | | | Выставка |
| Куколка Ангел из ниток. Творческий эскиз, оформленный в карточку. | | | | Выставка |
| Куколка брошь. Конструирование выкройки. Изготовление выкроек. Выполнение изделия. | | | | Выставка |
| Куколка Елочное украшение. Конструктивный рисунок. Подготовка материала, изготовление игрушки. | | | | Выставка |
| Роспись лица куклы. Эскиз разных типов лиц (глаз, носа, губ) на бумаге и ткани | | | | Выставка |
| Кукла текстильная. Творческий эскиз. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия. | | | | Выставка |
| Кукольные аксессуары. Шляпка, ботинки, сумочка, заколка для волос | | | | Выставка |
| Кукла-животное (лиса, кошка, енот, заяц и др.) Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия. | | | | Выставка |
| Авторская куколка. Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия. | | | | Выставка |
| Дом для кукол. Составление технологической карты. Конструирование и изготовление макета кукольного домика и мебели. | | | | Выставка |
| ИТОГО: | | | | |
Тема 1. Вводный урок. Знакомство с разными видами кукол.
Что такое ДПИ? Вид ДПИ – народная и авторская кукла. Познакомить детей с разнообразием народных кукол, отметить их самобытность, яркость, простоту. Воспитывать интерес к народной кукле. Вызвать желание прикоснуться к изготовлению куколок. Особенности и способы изготовления. Изучение необходимых материалов для создания куклы.
Тема 2. Конструирование из геометрических фигур композиции.
Что такое конструирование? Предметная область применения знаний по технологии конструирования. Проведение ТБ. Воплощение простых фигур в сложную композицию.
Тема 3. Куколка из пластилина. Дымковская игрушка.
Знакомство с Дымковской игрушкой. Изучение истории Дымковской игрушки. Проведение ТБ. Слепить игрушку (девушку). Организация выставки.
Тема 4. Куколка травница.
Познакомить учащихся с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Роль текстильных кукол в быту. Знакомство с полезными видами трав. Проведение ТБ. Изготовление куклы-травницы. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.
Тема 5. Куколка Ангел из ниток. Творческий эскиз, оформленный в карточку.
ДПИ в жизни человека. Изучение основ цветоведения. Нарисование эскиза, оформление в карточку (мини картину). Проведение ТБ. Применение эскиза при реализации идеи. Изготовление куклы Ангела из ниток.
Тема 6. Куколка брошь. Конструирование выкройки. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.
Украшения в жизни девочки, женщины, бабушки. Дети изучат технологию конструирования выкройки, и перенесения выкройки на материал. Проведение ТБ. Изготовление брошки.
Тема 7. Куколка Елочное украшение. Конструктивный рисунок.
Продолжать знакомство с народной куклой. Вызвать желание сделать подарок- украшение на Новогоднюю ёлку. Подготовка материала, изготовление игрушки. Проведение ТБ. Изготовление игрушки.
Тема 8. Роспись лица куклы. Эскиз разных типов лиц (глаз, носа, губ) на бумаге и ткани.
Изучение типов лица, форм глаз, носа, губ. Практическая работа. Стилизация.
Тема 9. Кукла текстильная. Творческий эскиз. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.
Текстильная кукла, особенности, технология изготовления. Инструменты и материалы для работы. Основы конструирования. Правила раскроя. Эскиз. Выкройка-лекало и технология ее изготовления. Технология пошива. Создание образа. Организация выставки.
Тема 10. Кукольные аксессуары. Шляпка, ботинки, сумочка, заколка для волос.
Знакомство что такое аксессуары. Их применение и сочетание. Изготовление аксессуара из бросового материала.
Тема 11. Кукла-животное (лиса, кошка, енот, заяц и др.) Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.
Значение тотемного животного в семейном роду. Проведение ТБ. Изготовление куклы-животного.
Тема 12.Авторская куколка. Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.
Авторская кукла, ее особенности. Проведение ТБ. Введение в практическую деятельность. Оформление проекта. Изготовление куклы.
Тема 13. Дом для кукол. Составление технологической карты. Конструирование и изготовление макета кукольного домика и мебели.
Знакомство учащихся с макетом зданий, сооружений. Разбор конструктивных методов выполнения макета. Выстраивание конструктивного рисунка на бумаге, перевод эскиза на картон. Изготовление домика.
Формы контроля и оценочные материалы
Итоговая аттестация проходит в форме организации выставок.
Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса, выполнение учащимися практических и творческих заданий.
Материально-техническая база
Обучение непосредственно в классе. Оборудовано место для занятий кружка:
- парты, стулья;
- экран, проектор, компьютер;
- канцелярские принадлежности;
- некоторые материалы для изготовления кукол;
- образцы кукол.
Научно-методические основы
Рабочая программа воспитания МАОУ СШ №8
Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого 100. 2007.- 166с.
Методическая разработка «Изготовление текстильной куклы», Мегион, 2016г. Сбитнева М.М. – 24с.
http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html
http://stranamasterov.ru Страна мастеров
http://www.treeland.ru История народной куклы
http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
http://www.rukukla.ru Народные куклы.
http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960
http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы
http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU
http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384
http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka