«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа дополнительного образования "Технология конструирования"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. Детям становится понятна связь между технологией конструирования изделия и практическим выполнением. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов

Программа кружка «Твори!» направлена на развитие мелкой моторики, развитие технологического и творческого мышления, формирование познавательной и исследовательской деятельности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения, учащиеся знакомятся с разными видами и типами конструирования материалов декоративно-прикладного искусства. В ходе конструктивно-технической деятельности ученик становиться творцом, дизайнером воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Технология конструирования способствует профессиональной ориентации детей, развивается интерес к моделированию, проектированию, проявляются изобретательские способности

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Технология конструирования

изделий декоративно-прикладного творчества «Твори!»



Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 года








Автор-составитель:


Калинина Т.В. учитель








п. Новосмолинский, 2023

Пояснительная записка

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. Детям становится понятна связь между технологией конструирования изделия и практическим выполнением. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов

Программа кружка «Твори!» направлена на развитие мелкой моторики, развитие технологического и творческого мышления, формирование познавательной и исследовательской деятельности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения, учащиеся знакомятся с разными видами и типами конструирования материалов декоративно-прикладного искусства. В ходе конструктивно-технической деятельности ученик становиться творцом, дизайнером воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Технология конструирования способствует профессиональной ориентации детей, развивается интерес к моделированию, проектированию, проявляются изобретательские способности.


Актуальность программы

Сегодня куклы встречаются нам довольно часто в театрах, магазинах, мы видим их на экранах телевизоров, они становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XXI веке не забыт такой загадочный жанр искусства как художественная авторская кукла. К настоящему времени этот вид искусства сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих «классиков» и «авангардистов».

Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает все больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства, музеи кукол, выпускают журналы, проводят мастер-классы.

Каждая мама создает своему ребенку его первую игрушку своими руками, вкладывая в нее особый смысл. Подрастая, девочки и мальчики стремятся сами придумать необычную, не как у всех игрушку.

Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Для того чтобы создать какую-то вещь необходимо уметь пользоваться нужными инструментами и материалами, и понимать как это сделать. Во время работы с разными видами материалов учащийся познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровка.

«Технология конструирования изделий декоративно-прикладного творчества «Твори!» предлагаются воплотить свои идеи в образе куклы. Учащиеся поэтапно будут реализовывать задуманные идеи, изучат технологию обработки материалов, научатся технологически правильно конструировать изделие.

Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.

 Цель и задачи программы

 Цель: развитие интереса школьников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию изделий декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование навыков начального технического моделирования изделий ДПИ;

  • формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших изделий, так и конструировании и авторском исполнении кукол;

  • научить технологическим приемам работы с необходимыми материалами, научить конструировать из них детали, выкройки;

  • обучение правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в работе;

 Развивающие:

  • развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности;

  • развитие интереса к моделированию;

  • развитие конструктивного, образного и логического мышления;

Воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к различным видам творчества;

  • воспитание аккуратности в работе;

  • воспитывать ответственность, коммуникативные способности


Формы и режим занятий

При изучении программы приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Самостоятельная работа занимает основную часть изучения каждой темы. Так как обучающиеся подготовлены к восприятию материала, изучив предыдущие программы, возможно, их обучение с применением информационно-коммуникативных технологий.

Каждая тема предваряется знакомством с теоретическим и практическим материалом с помощью видео и фото мастер-классов, статей в учебном пособии, знакомством с образцами. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике.

Практическая часть предваряется составлением обучаемыми технологической карты, выполняются эскизы изделий и отдельные элементы. На последующих этапах выполняется работа, проводиться самооценка и взаимооценка.

По мере изучения курса происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.

Групповая форма занятий ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого ребенка.

Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов, 9-10 лет

Режим занятий очный.

Расписание занятий: пятница 13:30-14:15

Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.

Срок реализации программы 1 год.


Планируемые результаты

Обучение по программе «Твори!» предполагает следующие результаты.

Личностные результаты

У обучаемого будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • понимание технологии конструирования выкроек, шаблонов

Обучаемые получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

• определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;

• осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

• вносить дополнения и коррективы в планирование деятельности и способы действий;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

• мобилизовать свои силы, преодолевать препятствия.

Познавательные универсальные учебные действия:

• искать и выделять необходимую информацию;

• применять методы информационного поиска;

• проявлять познавательную инициативу;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• самостоятельно структурировать знания,

• выбирать эффективный способ решения творческой задачи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• ставить вопросы и разрешать их;

• выявлять проблемы, искать способы их устранения;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• контролировать действия партнера;

• владеть монологической и диалогической формой речи;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

• знать безопасные приемы работы с острыми предметам (иглы, ножницы), стеками, проволокой, клеем;

• знать способы изготовления кукол разными способами и применение этих способов в быту;

• знать материалы, инструменты и принадлежности для создания куклы;

• знать технологию создания куклы из ткани, полимерной глины;

• знать требования к качеству готовых изделий;

• уметь определять виды тканей, бумаги и других материалов для того или иного изделия;

• уметь правильно использовать инструменты и приспособления для создания куклы;

• уметь выполнять различные части тела куклы и правильно их соединять, создавать образ, правильно использовать фурнитуру, сочетать образ куклы с аксессуарами;

• уметь последовательно выполнять обработку изделия, доводить его до нужного качества и вида.


Содержание программы


В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре. 

Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет учащимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.


Учебный план

п\п

Наименование разделов и тем


Количество часов

Форма аттестации

Теория

Практика

Всего

Вводный урок. Знакомство с разными видами кукол.

Подготовка материалов к занятиям




Выставка

Конструирование из геометрических фигур композиции.




Выставка

Куколка из пластилина. Дымковская игрушка




Выставка

Куколка травница




Выставка

Куколка Ангел из ниток. Творческий эскиз, оформленный в карточку.




Выставка

Куколка брошь. Конструирование выкройки. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.




Выставка

Куколка Елочное украшение. Конструктивный рисунок. Подготовка материала, изготовление игрушки.




Выставка

Роспись лица куклы. Эскиз разных типов лиц (глаз, носа, губ) на бумаге и ткани




Выставка

Кукла текстильная. Творческий эскиз. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.




Выставка

Кукольные аксессуары. Шляпка, ботинки, сумочка, заколка для волос




Выставка

Кукла-животное (лиса, кошка, енот, заяц и др.) Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.




Выставка

Авторская куколка. Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.




Выставка

Дом для кукол. Составление технологической карты. Конструирование и изготовление макета кукольного домика и мебели.




Выставка


ИТОГО:






Тема 1. Вводный урок. Знакомство с разными видами кукол.

Что такое ДПИ? Вид ДПИ – народная и авторская кукла. Познакомить детей с разнообразием народных кукол, отметить их самобытность, яркость, простоту. Воспитывать интерес к народной кукле. Вызвать желание прикоснуться к изготовлению куколок. Особенности и способы изготовления. Изучение необходимых материалов для создания куклы.


Тема 2. Конструирование из геометрических фигур композиции.

Что такое конструирование? Предметная область применения знаний по технологии конструирования. Проведение ТБ. Воплощение простых фигур в сложную композицию.


Тема 3. Куколка из пластилина. Дымковская игрушка.

Знакомство с Дымковской игрушкой. Изучение истории Дымковской игрушки. Проведение ТБ. Слепить игрушку (девушку). Организация выставки.


Тема 4. Куколка травница.

Познакомить учащихся с назначением куклы – травницы, закрепить знания детей о женском народном костюме, назначении каждого элемента одежды. Роль текстильных кукол в быту. Знакомство с полезными видами трав. Проведение ТБ. Изготовление куклы-травницы. Учить детей использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.


Тема 5. Куколка Ангел из ниток. Творческий эскиз, оформленный в карточку.

ДПИ в жизни человека. Изучение основ цветоведения. Нарисование эскиза, оформление в карточку (мини картину). Проведение ТБ. Применение эскиза при реализации идеи. Изготовление куклы Ангела из ниток.


Тема 6. Куколка брошь. Конструирование выкройки. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.

Украшения в жизни девочки, женщины, бабушки. Дети изучат технологию конструирования выкройки, и перенесения выкройки на материал. Проведение ТБ. Изготовление брошки.


Тема 7. Куколка Елочное украшение. Конструктивный рисунок.

Продолжать знакомство с народной куклой. Вызвать желание сделать подарок- украшение на Новогоднюю ёлку. Подготовка материала, изготовление игрушки. Проведение ТБ. Изготовление игрушки.


Тема 8. Роспись лица куклы. Эскиз разных типов лиц (глаз, носа, губ) на бумаге и ткани.

Изучение типов лица, форм глаз, носа, губ. Практическая работа. Стилизация.


Тема 9. Кукла текстильная. Творческий эскиз. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.

Текстильная кукла, особенности, технология изготовления. Инструменты и материалы для работы. Основы конструирования. Правила раскроя. Эскиз. Выкройка-лекало и технология ее изготовления. Технология пошива. Создание образа. Организация выставки.


Тема 10. Кукольные аксессуары. Шляпка, ботинки, сумочка, заколка для волос.

Знакомство что такое аксессуары. Их применение и сочетание. Изготовление аксессуара из бросового материала.

Тема 11. Кукла-животное (лиса, кошка, енот, заяц и др.) Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.

Значение тотемного животного в семейном роду. Проведение ТБ. Изготовление куклы-животного.


Тема 12.Авторская куколка. Написание технологической карты. Конструирование выкройки. Подготовка материалов. Изготовление выкроек. Выполнение изделия.

Авторская кукла, ее особенности. Проведение ТБ. Введение в практическую деятельность. Оформление проекта. Изготовление куклы.


Тема 13. Дом для кукол. Составление технологической карты. Конструирование и изготовление макета кукольного домика и мебели.

Знакомство учащихся с макетом зданий, сооружений. Разбор конструктивных методов выполнения макета. Выстраивание конструктивного рисунка на бумаге, перевод эскиза на картон. Изготовление домика.


Формы контроля и оценочные материалы

        Итоговая аттестация проходит в форме организации выставок.

Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса, выполнение учащимися практических и творческих заданий.



Материально-техническая база

Обучение непосредственно в классе. Оборудовано место для занятий кружка:

- парты, стулья;

- экран, проектор, компьютер;

- канцелярские принадлежности;

- некоторые материалы для изготовления кукол;

- образцы кукол.



Научно-методические основы

  1. Рабочая программа воспитания МАОУ СШ №8

  2. Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

  3. Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Ладого 100. 2007.- 166с. 

  4. Методическая разработка «Изготовление текстильной куклы», Мегион, 2016г. Сбитнева М.М. – 24с.

  5. http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html

  6. http://stranamasterov.ru Страна мастеров

  7. http://www.treeland.ru История народной куклы

  8. http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол

  9. http://www.rukukla.ru Народные куклы.

  10. http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960

  11. http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы

  12. http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU

  13.  http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384

  14.  http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее