«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа деятельности социально-педагогического объединения «Юные инспекторы движения»

Данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Направление деятельности – изучение и пропаганда правил дорожного движения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Кирсанова Тамбовской области






Утверждаю

Директор МБУ ДО

«Центр детского творчества»

города Кирсанова Тамбовской области

____________________ Т.А. Демидова





Программа деятельности

педагога дополнительного образования

Руппель Геннадия Викторовича

социально-педагогического

объединения учащихся

«Юные инспекторы движения»

на 2021-2022 учебный год













г. Кирсанов


2021 г.


Пояснительная записка


Направленность и профиль дополнительной общеобразователь-ной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Направление деятельности – изучение и пропаганда правил дорожного движения.


Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.


Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.


Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Новизна программы «Юные Инспектора Движения» заключается в возможности учащихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в городских конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.

Социально-педагогическая целесообразность программы «Юный инспектор движения» состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями.

Актуальность: заключается в том, что программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей во всех странах. Участие человека в ДТТ –это всегда большое несчастье. ДТП с участием ребёнка – всегда трагедия, даже если ребёнок остался жив и не получил тяжёлой травмы. Когда-то Леонардо Да Винчи сказал: «Жизнь есть дар, и тот, кто её не ценит, этого дара не заслуживает».

Самое важное – научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин. Речь идёт не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасность на дороге.


Занятия по данной программе одновременно с получением дополнительного образования решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса учащихся школ:

- младший школьник, посещая объединение «ЮИД» в свободное время, знает, что он нужен, его ждут, ему рады, его судьба интересна не только педагогу, но и всему учреждению ДО.

- освоив данную программу, ученик успешно может продолжить обучение в автошколе.


Источники планирования данной программы:

  • Федеральный закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ;

  • Закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 года № 390-ФЗ;

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспектора движения»;

  • Программа деятельности МБУ ДО «центр детского творчества» на 2021-22 учебный год;

  • Программа ЮИД.

Цель программы:

Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

- обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;

- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

- повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;

- развитие творческих и мыслительных способностей детей.


Главные педагогические принципы:

1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.


Выполнение программы рассчитано на общий срок реализации программы.

Возраст воспитанников объединения – 7 – 10 лет.

Количество воспитанников в группе – 12 – 15 человек.


Уровень подготовки воспитанников при приёме в объединение:

- здоровье ребёнка

- умение водить велосипед

- знание ПДД в размере школьной программы (собеседование, тестирование)


Основанием перевода воспитанника на следующий этап обучения является усвоения программы 1 года обучения.


Объём и срок реализации программы:

Программа рассчитана на два года и содержит 360 часов (144 часа в год + 216 часов в год):

1 год обучения:

2 год обучения:

4 часа в неделю продолжительностью 45 минут,

2 раза по 2 часа

6 часов в неделю продолжительностью 45 минут,

3 раза по 2 часа


Организационно-педагогические условия реализации программы:

Набор детей проводится как вначале, так и во время обучения, благодаря гибкой системе занятий. Занятия проводятся 2, 3 раза в неделю по 2 часа. Это теоретические и практические занятия. На занятиях обучающиеся проходят теоретический материал и закрепляют свои знания на практике. Количество обучающихся в группе 1 года – 10-15 человек, в группе 2 года – 10-12 человек. В группу второго года обучения учащиеся переходят из первого года обучения. Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В группу могут входить все желающие, которые успешно прошли учебное тестирование по программе первого года обучения.

Формы проведения занятий:

Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

 тематические занятия;

 игровые тренинги;

 разбор дорожных ситуаций на настольных играх;

 экскурсии;

 конкурсы, соревнования, КВН, викторины;

 изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

 выпуск стенгазет;

 разработка проектов по правилам дорожного движения;

 встреча с работниками ГИБДД;

 просмотр видеофильмов.

Основные формы деятельности объединения по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы. В работе объединения участвуют обучающиеся 5-7 классов. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Основные методы, используемые для реализации программы:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Планируемые результаты программы «Юный инспектор движения»

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

• объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

• в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

• осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

• обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности


Познавательная УУД:

• обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;

• обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.


Коммуникативные УУД:

обучающиеся научаться:

• работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• формулировать свои затруднения;

• о формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению;

• осуществлять взаимный контроль.


Предметные результаты:

• формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;

• овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:

• Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся;

• Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;

• Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;

• Повысить дорожную грамотность обучающихся;

• Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;

• Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.

Способы определения результативности усвоения программы обучающимися:

Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников, результатами учебного тестирования.


Учебный план

«Юный инспектор движения» 1 года обучения


Название модуля, темы

Количество часов

Формы

контроля

или

аттес-

тации

Всего

Теория

Практика

 Введение в образовательную программу

2

1

1

Анкетирование

1.1

Раздел 1.

Помощники ДПС

12

4

8

 

1.1.1

Юные помощники ДПС

8

2

6

 

1.1.2

Город, в котором мы живем

4

2

2

 

1.2

Раздел 2.

Дорожное движение

84

32

52

 

1.2.1

Организация дорожного движения

10

6

4

 

1.2.2

Дорожное движенье осенью

4

2

2

 

1.2.3

Правила дорожного движения

20

6

14

 

1.2.4

Регулирование дорож-ного движения

10

4

6

 

1.2.5

Перекрестки и их виды

10

4

6

 

1.2.6.

Дорожное движение зимой

4

2

2

 

1.2.7.

Дорожные знаки

18

4

14

 

1.2.8

Обязанности участни-ков дорожного движе-ния. Итоговое занятие.

8

4

4

Тестовый контроль

1.3

Раздел 3.

Дорожные ситуации

26

8

18

 

1.3.1

Правила оказания пер-вой доврачебной помо-щи пострадавшим в ДТП

22

6

16

 

1.3.2

Дорожные ситуации- «ловушки»

4

2

2

 

1.4

Раздел 4. Практика дорожного движения

20

4

16

 

1.4.1

Устройство велосипеда

8

4

4

 

1.4.2

Практическое вожде-ние велосипеда

10

1

9

 

1.4.3

Дорожное движение. Особенности движения весной и летом.

2


2

 

1.4.4

Итоговое занятие

2

-

2

Соревнования между группами

 

ИТОГО:

144

68

76

 


Учебный план

«Юный инспектор движения» 2 года обучения


Название модуля, темы

Количество часов

Формы организа-ции занятия

Формы контроля или аттестации

Всего

Теория

Прак-тика

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

1

1

Лекция

Анке-ти-рова-ние

1.1

Раздел 1.

ЮИД – это интересно

82

32

50

 


1.1.1

Проблемы безопасности дорожного движения в городе

10

4

6

Лекция, просмотр видеоряда


1.1.2

Опасности на дороге

8

4

4

Практичес-кое занятие


1.1.3

Правила безопасного поведения на железной дороге

8

4

4

Практичес-кое занятие


1.1.4

Дорожные «ловушки» в период осенних каникул

6

2

4

Практичес-кое занятие


1.1.5

Дорожная этика

28

8

20

Практичес-кое занятие


1.1.6

Дорожные «ловушки» в период зимних каникул

8

4

4

Практичес-кое занятие


1.1.7

Хочу знать всё о ПДД

14

6

8

Практичес-кое занятие

Тесто-вый конт-роль

1.2

Раздел 2. ЮИД - это познавательно

84

22

62

 

 

1.2.1

Велосипед, мотоцикл: вчера, сегодня, завтра

18

8

10

Лекция, просмотр видеоряда


1.2.2

Фигурное вождение велосипеда

26

6

20

Лекция, просмотр видеоряда


1.2.3

Пропаганда правил дорожного движения

16

2

14

Практичес-кое занятие


1.2.4

Светофор. Знаки регули-ровщика

24

6

18

Практичес-кое занятие


1.3

Раздел 3.

ЮИД – это здорово!

46

12

34



1.3.1

Знатоки ПДД

18

6

12

Лекция, просмотр видеоряда


1.3.2

«Игра – дело серьёзное»

12

2

10

Игры по ПДД


1.3.3

Слёт ЮИД «Безопасное колесо»

8

2

6



1.3.4

Массово-агитационные мероприятия

8

2

6

Практичес-кое занятие

Соревнова-ния между группами

1.4.

Итоговое занятие

4

2

2

Практичес-кое занятие


 

ИТОГО:

216

49

87

 

 





КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 год обучения

Название модуля, темы

Количество часов

Формы

контроля

или

аттестации

Всего

Теория

Прак-тика

 1.

Введение в образовательную программу

2

1

1

Анкетирование


Знакомство с группой. План и порядок работы творческого объединения 1 года обучения. Решение организационных вопросов. Вводный инструк-таж по технике безопасности. Диагностирование знаний, умений, навыков об-ся в об-ласти безопасности дорож-ного движения.





1.1

Раздел 1. Помощники ДПС

12

4

8

 

1.1.1

Юные помощники ДПС

8

2

6

 

1.

История ГИБДД России и Тамбовской области. ЮИД – помощник ГИБДД. Проведе-ние первых слетов в стране и области. Положение об отря-дах ЮИД. Права и обязанно-сти членов отряда. Выбор ак-тива отряда ЮИД. Определе-ние направления деятельнос-ти.


2



2.

Оформление информацион-ного уголка по безопасности дорожного движения.



4


3.

Выпуск листовки «Если не соблюдать ПДД»



2


1.1.2

Город, в котором мы живем

4

2

2

 

1.

Странички истории «Дорога древних» Экскурсия «Доро-ги нашего города».


2



2.

Самостоятельная работа. Тестовые вопросы. Дорога, элементы улиц и дорог.



2


1.2

Раздел 2.

Дорожное движение

84

32

52

 

1.2.1

Организация дорожного дви-жения

10

6

4

 

1.

Экскурс в историю - первые дороги. Элементы дороги, ее виды. Дорожная разметка и ее характеристики.


2



2.

Переход пешеходов по проез-жей части. Меры обеспечения безопасности дорожного дви-жения.


2



3.

Анализ ДТП с участием детей.


2



4.

Решение ситуационных задач. Зарисовка вертикальной и го-ризонтальной дорожной раз-метки.



2


5.

Составление «Схемы безопас-ного маршрута обучающихся на участках дорог, прилегаю-щих к образовательному уч-реждению».



2


1.2.2

Дорожное движенье осенью

4

2

2

 

1.

Климатические особенности сезона. Дорожная обстанов-ка. Проведение инструктажа по безопасности движения.


2



2.

Выпуск плаката о соблюдении правил дорожного движения в дни осенних каникул. Решение задач «Возможные опасные дорожные ситуации».



2


1.2.3

Правила дорожного движения

20

6

14

 

1.

История создания правил до-рожного движения. Основ-ные термины и понятия.


2



2.

Беседа с инспектором ГИБДД «Административная и уго-ловная ответственность уча-стников дорожного движения за нарушение ПДД».


2



3.

Основные понятия и терми-ны ПДД. Правила движения – закон улиц и дорог.


2



4.

Интеллектуально-развлека-тельная программа «Дорож-ная мозаика».



2


5.

Работа с наглядными материа-лами



2


6.

Подготовка творческой груп-пы к выступлению «Правила дорожного движения знать каждому положено!»



2


7.

Практическое занятие на свежем воздухе.



2


8;

Выступление творческой группы «Правила дорожного движения знать каждому положено!»



2


9.

Инструктаж безопасности «На перекрёстке».Патрулиро-вание на перекрёстке.



2


10.

Выпуск листовки «Если не соблюдать ПДД»



2


1.2.4

Регулирование дорожного движения

10

4

6

 

1.

Виды, назначение, принцип работы светофора.


2



2.

Сигналы регулировщика. Сигналы светофора, их значение для водителей и пешеходов.


2



3.

КВН «Дорога в Изумрудный город».



2


4.

Практика «Что означает сигнал регулировщика?»



2


5.

Сложные дорожные ситуа-ции. Разбор на занятиях. Практика.



2


1.2.5

Перекрёстки и их виды

10

4

6

 

1.

Регулируемые и нерегулиру-емые перекрёстки.


2



2.

Общие правила движения пешеходов


2



3.

Подготовка фотоматериала о видах нарушений ПДД на регулируемых и нерегулиру-емых перекрестах.



2


4.

Оформление стенгазеты «Дорога ошибок не про-щает!»



2


5.

Практическое занятие «На пешеходном перекрёстке»



2


1.2.6.

Дорожное движение зимой

4

2

2

 

1.

Климатические особенности сезона. Дорожная обста-новка. Проведение инструк-тажа по безопасности движе-ния в зимний период


2



2.

Выпуск плаката о соблю-дении правил дорожного движения в дни зимних каникул. Решение задач «Возможные опасные до-рожные ситуации».



2


1.2.7.

Дорожные знаки

18

4

14

 

1.

Группы, назначение, правила установки дорожных знаков.


2



2.

Дорожные знаки для пешеходов и велосипе-дистов.


2



3.

Зарисовка дорожных знаков с символом людей и велоси-педов.



2


4.

Игровая программа «Путе-шествие в страну дорожных знаков».



2


5.

Предупреждающие знаки. Просмотр м/ф по теме.



2


6.

Запрещающие знаки. Про-смотр презентации по теме.



2


7.

Знаки приоритета. Просмотр презентации по теме.



2


8.

Информационные знаки. Викторина «В стране до-рожных знаков»



2


9.

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Конкурс рисунков «Новый знак»



2


1.2.8

Обязанности участников до-рожного движения. Итого-вое занятие.

8

4

4

Тестовый контроль

1.

ПДД для пешеходов.


2



2.

ПДД для пассажиров.


2



3.

Викторина «Примерный пешеход».



2


4.

Викторина «Примерный пас-сажир». Правила пользова-ния ремнями безопасности. Конкурс баннеров «Сохрани себе жизнь!».



2


1.3

Раздел 3.

Дорожные ситуации

26

8

18

 

1.3.1

Правила оказания первой до-врачебной помощи постра-давшим в ДТП

22

6

16

 

1.

Основы анатомии и физио-логии человека. Травмы. Раны. Кровотечения.


2



2.

Приёмы остановки кровоте-чения.


2

2


3.

Способы обработки ран. На-ложение повязок


2

2


4.

Первая помощь при ожогах.



2


5.

Первая помощь при крово-течении



2


6.

Беседа с фельдшером.



2


7.

Решение билетов по меди-цине.



6


1.3.2

Дорожные ситуации- «ловуш-ки»

4

2

2

 

1.

Привычки, вредные на проезжей части. “Ловушки” закрытого обзора, середины дороги. “Ловушки” в зоне ос-тановки маршрутного транс-порта, на пешеходном пере-ходе. “Ловушки” на углу перекрёстка, у светофора. “Ловушки” возле дома, при движении вдоль проезжей части. “Ловушки” отвлечения внимания, понижения внима-ния или “пустынная дорога”.


2



2.

Экскурсия на перекресток, к светофору, пешеходному переходу. Тренинг «Дорож-ные ловушки».



2


1.4

Раздел 4. Практика дорожного движения

20

4

16

 

1.4.1

Устройство велосипеда

8

4


 

1.4.2

Практическое вождение вело-сипеда

10

1

9

 

1.4.3

Дорожное движение. Осо-бенности движения весной и летом.

2


2

 

1.

Климатические особенности сезона. Дорожная обстановка. Проведение инструктажа по безопасности движения в весенний период.



1


2.

Выпуск плаката о соблю-дении правил дорожного движения в дни весенних каникул. Решение задач «Возможные опасные дорожные ситуации».



1


1.4.4

Итоговое занятие

2

1

1

Соревнования между группами

1.

Оценка работы объединения.


1



2.

Определение уровня знаний, умений и навыков об-ся творческого объединения. Коллективно-творческое дело «Формула безопасности».



1


 

ИТОГО:

144

68

76

 



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2 год обучения

Название модуля, темы

Количество часов

Формы органи-

зации занятия

Формы контроля

или аттестации

Всего

Тео-

рия

Прак-

тика

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

1

1

Лекция

Анкетиро-вание

1.

Краткий анализ дея-тельности объединения за прошлый учебный год. Постановка задач на новый учебный год. Особенности деятельности объединения второго года обучения.


1




2.

Проведение круглого сто-ла. Вводный инструктаж по технике безопасности. Диагностирование знаний, умений, навыков обучаю-щихся в области безопас-ности дорожного движе-ния.



1



1.1

Раздел 1.

ЮИД – это интересно

82

32

50

 

 

1.1.1

Проблемы безопасности дорожного движения в городе

10

4

6

Лекция, просмотр видеоряда

 

1.

Дорожно-транспортное про-исшествие. Виды, послед-ствия ДТП. Статистика детского дорожно-транс-портного травматизма.


3




2.

Причины ДТП с участием детей и подростков.


1




3.

Тренинг «Как защитить себя во время ДТП».



3



4.

Тренинг «Поведение учас-тников и очевидцев ДТП».



3



1.1.2

Опасности на дороге

8

4

4

Практичес-кое занятие

 

1.

Виды опасности и опасных участков дороги: по види-мости, по состоянию доро-жного покрытия, по форме дороги. Дорожные знаки, обозначающие опасные участки дороги. Опасности на дороге в зависимости от времени суток и времени года.


3




2.

Советы пешеходу и водите-лю. Светоотражающие эле-менты для транспорта и пе-шеходов.


1




3.

Решение программирован-ных билетов.



3



4.

Турнир эрудитов «Безопас-ное колесо».



1



1.1.3

Правила безопасного пове-дения на железной дороге

8

4

4

Практичес-кое занятие

 

1.

Правила поведения пешехо-дов и водителей на желез-ной дороге. Типы железно-дорожного переезда.


1




2.

Предупреждающие знаки «Приближение к железно-дорожному переезду», «Же-лезнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодо-рожный переезд без шлаг-баума», «Однопутная» и «Многопутная железная дорога».


3




3.

Изготовление макета «Же-лезнодорожный переезд».



3



4.

Тестирование по ПДД.



1



1.1.4

Дорожные «ловушки» в период осенних каникул

6

2

4

Практичес-кое занятие

 

1.

Отрицательные факторы, влияющие на детей. Воз-можные опасные дорожные ситуации с детьми.


2




2.

Беседа о причинах ДТП с участием детей.



1



3.

Выпуск стенгазеты о соб-людении ПДД в дни осен-них каникул.



3



1.1.5

Дорожная этика

28

8

20

Практичес-кое занятие

 

1.

Основные правила этики на дороге.


3




2.

Спец.сигналы транспорт-ных средств.


3




3.

Приоритеты на дорогах.


2




4.

Подготовка к выступле-нию агитбригады «Взаим-ная вежливость – главный закон дорог!».



10



5.

Изготовление декораций к выступлению агитбригады «Взаимная вежливость – главный закон дорог!».



7



6.

Выступление агитбригады «Взаимная вежливость – главный закон дорог!».



3



1.1.6

Дорожные «ловушки» в период зимних каникул

8

4

4

Практичес-кое занятие

 

1.

Отрицательные факторы, влияющие на детей.


2




2.

Возможные опасные доро-жные ситуации с детьми.


2




3.

Беседа о причинах ДТП с участием детей в 1-11 классах.



3



4.

Выпуск стенгазеты о соблюдении ПДД в дни зимних каникул.



1



1.1.7

Хочу знать всё о ПДД

14

6

8

Практичес-кое занятие

Тестовый контроль

1.

Площадка для практических занятий по ПДД.


3




2.

Переход дороги с двусторон ним и односторонним дви-жением, на перекрестке, по пешеходному переходу.


3




3.

Движение по дорогам групп людей.



3



4.

Перевозка людей в грузо-вых автомобилях.



2



5.

Совершение маневров на велосипеде с подачей сигна-ла рукой об остановке или повороте.



3



1.2

Раздел 2.

ЮИД- это познавательно

84

22

62

 

 

1.2.1

Велосипед, мотоцикл: вче-ра, сегодня, завтра

18

8

10

Лекция, просмотр видеоряда

 

1.

Велосипед, как транспорт-ное средство – историчес-кий экскурс. Велосипедист – участник дорожного дви-жения.


3




2.

Требования к движению ве-лосипедистов по проезжей части дорог. Предупреди-тельные сигналы, подавае-мые велосипедистом при движении.


3




3.

Движение колонны вело-сипедистов. Дорожные “ло-вушки” для велосипедистов, роллеров, скейтбордистов, скутеристов, мопедистов. Общее устройство велоси-педа. Вождение велосипеда.


2




4.

Преодоление отдельных препятствий. Анализ ДТП с участием велосипедистов, роллеров, скейтбордистов, скутеристов, мопедистов.



1



5.

Решение ситуационных задач.



2



6.

Техническое обслужива-ние велосипеда. 



1



7.

Техника вождения велоси-педа. Начало движения. Движение в медленном тем-пе. Упражнения на сохране-ние равновесия. Техника педалирования.



3



8.

Использование ножного и ручного тормоза. Движе-ние по прямой и зигзагами. Техника преодоления от-дельных препятствий.



2



10.

Игровая программа «Ко-лесо истории». Конкурс на лучший эскиз «Велосипед 21 века».



1



1.2.2

Фигурное вождение вело-сипеда

26

6

20

Лекция, просмотр видеоряда

 

1.

Знакомство с элементами фигурного вождения.


3




2.

Составление памятки: «Юному велосипедисту».


3




3.

Изготовление памятки: «Юному велосипедисту».



1



4.

Прохождение отдельных препятствий на велосипе-де.



2



5.

Фигурное вождение вело-сипеда.



2



6.

Преодоление на велосипе-де естественных препятст-вий



6



7.

Препятствия (прохождение трассы):

- змейка;

- восьмерка;

- качели;

- перестановка предмета

- слалом;

- рельсы «Желоб»;

- ворота с подвижными сто-йками;

- скачок;

- коридор из коротких до-сок.



9



1.2.3

Пропаганда правил дорож-ного движения

16

2

14

Практичес-кое занятие

 

1.

Отрицательные факторы, влияющие на детей. Воз-можные опасные дорож-ные ситуации с детьми. Беседа о причинах ДТП с участием детей.


2




2.

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства»



2



3.

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.



2



4,

Разработка викторин по ПДД в уголок.



1



5.

Выпуск тематических га-зет.



2



6.

Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек».



2



7.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.



2



8.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД



2



9.

Участие в различных кон-курсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, сти-хов, газет, сочинений



1



1.2.4

Светофор. Знаки регули-ровщика

24

6

18

Практичес-кое занятие

 

1.

Появление светофора на до-рогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Значе-ние круглых сигналов свето-фора выполненных в виде стрелок. Пешеходные свето-форы для велосипедистов


3




2.

Светофоры для регулиро-вания движения через же-лезнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора


3




3.

Первый жезл регулиров-щика.



3



4.

Современный регулиров-щик.



3



5.

Знаки регулировщика.



3



6.

Работа с макетом дорож-ных ситуаций.



9



1.3

Раздел 3.

ЮИД – это здорово!

46

12

34

 

 

1.3.1

Знатоки ПДД

18

6

12

Лекция, просмотр видеоряда

 

1.

Движение с соблюдением требований дорожной раз-метки.


2




2.

Движение с соблюдением требований дорожных зна-ков.


2




3.

Движение с соблюдением требований сигналов свето-фора.


2




4.

Движение с соблюдением требований регулировщика.



6



5.

Регулирование движения на перекрёстке.



3



6.

Регулирование движения на перекрёстке для пешехо-дов.



3



1.3.2

«Игра – дело серьезное»

12

2

10

Игры по ПДД

 

1.

Знакомство с содержанием и методикой проведения игровых технологий при изучении ПДД


2




2.

Игры, игровые программы: «Угадай дорожный знак», «Не попади в ловушку», «Точный поворот» и др.



7



3.

Сюжетно-ролевая игра «Пешеход – водитель»



2



4.

Игра-экскурсия «Знающий пешеход».



1



1.3.3

Слет ЮИД «Безопасное колесо»

8

2

6

 

 

1.

Изучение положения о про-ведении слета ЮИД. Подготовка к конкурсным этапам.


2




2.

Участие в городском слёте ЮИД.



6



1.3.4

Массово-агитационные мероприятия

8

2

6

Практичес-кое занятие

Соревно-вания между группами

1.

Отрицательные факторы, влияющие на детей. Воз-можные опасные дорожные ситуации с детьми. Беседа о причинах ДТП с участием детей в летний период.


2




2.

Выпуск стенгазеты о соблюдении ПДД в дни летних каникул.



6



1.4.

Итоговое занятие

4

2

2

Практичес-кое занятие

 

1.

Оценка работы объедине-ния. Определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся творческого объединения.


2




2.

Коллективно-творческое дело «Добрая дорога детства».



2



 

ИТОГО:

216

49

87

 

 

Оценочные материалы, используемые при реализации программы


Формы диагностики прогнозируемых результатов:

    • дорожные знаки – вопросы;

    • медицина – билеты;

    • знания устройства велосипеда – тестовая работа;

    • соревнования;

    • конкурсы;

    • круглый стол;

    • конкурсы рисунков;

    • конкурсы стенгазет.


Критерии оценок

Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах».

Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил:

от 1 до 2,5

от 2,6 до 4

от 4,1 до 5

уровень низкий

уровень средний

уровень высокий


1.Знание дорожных знаков.

Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.

«5»

«4»

«3»

не зачёт

15 баллов

13-14 баллов

9-7 баллов

6-1 баллов


  1. Первая помощь (медицина).

Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы.

«5»

«4»

«3»

не зачёт

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла


  1. Знание велосипеда (теория).

Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы

«5»

«4»

«3»

не зачёт

5 баллов

нет ошибок

4 балла

2 ошибки

3 балла

3-4 ошибки

2 балла

5 и более ошибок

Методическое обеспечение образовательной программы для 1 года обучения

Деятельность объединения «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

  • в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение);

  • в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

  • Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного движения);

  • Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);

  • Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами);

  • Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях);

  • Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах);

  • Викторины, конкурсы, кроссворды;

  • Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения);

  • Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе;

  • Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;

  • Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по правилам дорожного движения.


Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

  • компьютер с экраном и проектором;

  • магнитофон;

  • плакаты по правилам дорожного движения;

  • автогородок

.

Методическое оснащение:

  • билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;

  • рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;

  • разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;

  • методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

  • методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе в классах;

  • видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного движения в начальных классах.

Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо». Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.


Методическое обеспечение образовательной программы для 2 года обучения


п/п

Тема программы

Формы

занятий

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

Формы подведения итогов.

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Рассказ, беседа.

Инструкции по технике безопасности

Опрос, беседа.

2

История развития ЮИД.

Беседа, рассказ, практическая работа.

Ватман. Канцелярские принадлежности, интерактивная доска, мультиме-дийный проектор.

Анализ, оформление уголка ЮИД.


3

История ГИБДД.

Рассказ, беседа, презентация

Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Встреча с сотрудниками ГИБДД.

4

Правила дорож-ного движения.

Беседа, прак-тическая ра-бота,

Видеоматериал, телевизор, компьютер,

Презентация.



просмотр видеофильма.

учебная литера-тура, правила до-рожного движе-ния.


5

Дорожные знаки.

Рассказ, бе-седа, практи-ческая работа.

Брошюра «Правила дорожного движе-ния», ватман. Канцелярские принадлежности.

Диспут «Дорога и дорожные знаки».

6

Акция – как форма профила-ктики детского дорожно-транс-портного трав-матизма.

Рассказ, бе-седа, практи-ческая работа.

Журналы, газеты, бумага, ватман, краски, кисти.

Анализ. Акция

«Письма води-телям».

7

Правила велоси-педиста.

Практичес-кие задания Беседа

Учебник ОБЖ, брошюра правил дорожного движе-ния, тематические карточки, атрибу-ты, велосипеды, ватман, канцелярс-кие принадлеж-ности.

Сборка и разборка велосипеда

8

Регулирование дорожного движения.

Практиче-ские зада-ния.Беседа, игра, просмотр видеофильма.

Литература по правилам дорож-ного движения, компьютер, учеб-ный фильм «Кто главный на дороге», телевизор, плакаты по прави-лам дорожного движения «Виды регулирования дорожного движе-ния», «Дорожные знаки».

Презентация. Ответы по

«взводам».

9

Повторение пра-вил безопасности на улице зимой.

Беседа.

Плакаты по ОБЖ «Правила поведе-ния во время гололеда», «Пра-вила поведения в городе зимой».

Анализ, беседа.

10

Пропаганда изу-чения правил дорожного дви-жения у обучаю-щихся в началь-ной школе.

Рассказ, игра, конкурс.

Спортивный ин-вентарь, ватман, канцелярские принадлежности, ватман, фотоаппа-рат, карточки с заданиями по правилам дорожного движения.

Участие в городских со-ревнованиях.

11

Основы медицинских знаний.

Беседа, рас-сказ, презен-тация, прак-тическая ра-бота, про-смотр видео-фильма.

Учебный фильм, интерактивная доска, мультиме-дийный проектор, плакаты по ОБЖ, санитарная сумка, носилки, фотоап-парат, презента-ция.

Круглый стол.

12

Виды транспорта. Безопасность.

Практичес-кие задания, беседа, презентация, просмотр фильма.

Плакаты по ОБЖ, тематические тес-ты на электрон-ном носителе, учебный фильм, компьютер, инте-рактивная доска, мультимедийный проектор, ватман, канцелярские принадлежности.

Презентация по видам транспорта.

13

Проверка знаний правил дорож-ного движения у обучающихся в начальных клас-сах.

Практичес-кие задания.

Атрибуты по пра-вилам дорожного движения, ватман, канцелярские принадлежности.


Игра лото «Дорожные знаки».

14

Итоговые занятия.

Практичес-кие задания.

Материал, собран-ный за весь год, для итоговой выставки, стенд, ватман, кан-целярские принад-лежности.

Выставка.



Список литературы для педагога:



  1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.

  2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо,2016 г.-160

  3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011 г.

  4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.

  5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.

  6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.

  7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.

  8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.

  9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.

  10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011г.

  11. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.

  12. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.

  13. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ Сфера, 2013-64с.

  14. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.

  15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.

  16. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.

  17. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.

  18. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.


Список литературы для обучающихся:
  1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.

  2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.

  3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.

  4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.

  5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.

  6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/
    Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.

  7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.



Интернет – источники:
  1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).

  2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).

  3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).

  4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).








Нормативно-правовые документы:



  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  2. Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

  3. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с изменениями и дополнениями);

  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196 в редакции от 10.03.2009г.);

  5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

  6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008);

  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);

  8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);

  9. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564);

  10. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006г. № 06-1844).











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее