«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа "Белая ладья"

Программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

  • за свою Родину, российский народ и историю России;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

  • формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

  • формирование основ шахматной культуры;

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

  • понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

  • оказание бескорыстной помощи окружающим.


Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

  • овладение способом структурирования шахматных знаний;

  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

  • овладение способом поиска необходимой информации;

  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

  • умение строить логические цепи рассуждений;

  • умение анализировать результат своих действий;

  • умение воспроизводить по память информацию;

  • умение устанавливать причинно – следственные связи;

  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

  • умение донести свою позицию до других;

  • умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Шахматы».

B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:

  • знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

  • знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

  • умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

  • навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.


К концу первого года обучения, обучающиеся должны:

  • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;

  • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;

  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;

  • овладеть способом «взятия на проходе»;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности


Программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.

Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.

Введение. (1 час)

Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.

Шахматная доска. (5 часов)

Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.

Шахматные фигуры (9 часов)

Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур.

Нападение и взятие фигур. (2 часа)

Нападение. Взятие. Взятие на проходе.

Цель и результат шахматной партии. (4 часа)

Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.

Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)

Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры.

Запись шахматной партии. Шахматный этикет.

Шахматный турнир. (4 часа)


Формы организации учебных занятий по курсу «Шахматы»:

  1. индивидуальные,

  2. групповые,

  3. коллективные (игровая деятельность).

Основные виды учебной деятельности на занятиях

  1. игровая деятельность,

  2. познавательная деятельность,

  3. проблемно-ценностное общение,

  4. спортивно-оздоровительная деятельность




Учебно-тематический план 1 год обучения


п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Шахматная доска.

5

3

Шахматные фигуры.

9

4

Нападение и взятие фигур

2

5

Цель и результат шахматной партии.

4

6

Правила и принципы шахматной игры.

9

7

Шахматный турнир.

4

Итого

34









ШАХМАТЫ


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

тема

количество часов

дата

план

факт


Введение. (1 час)




1

Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.

1

03.09



Шахматная доска. (5 часов)




2

Шахматная доска.

1

10.09


3

Горизонталь.

1

17.09


4

Вертикаль.

1

24.09


5

Диагональ.

1

01.10


6

Шахматная нотация.

1

08.10



Шахматные фигуры (9 часов)




7

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

15.10


8

Ладья.

1

22.10


9

Слон.

1

05.11


10

Ферзь.

1

12.11


11

Конь.

1

19.11


12

Пешка.

1

26.11


13

Превращение пешки.

1

03.12


14

Король.

1

10.12


15

Ценность фигур.

1

17.12



Нападение и взятие фигур. (2 часа)




16

Нападение.

1

24.12


17

Взятие. Взятие на проходе.

1

14.01



Цель и результат шахматной партии. (4 часа)




18

Шах и защита от шаха.

1

21.12


19

Мат.

1

28.01


20

Пат - ничья.

1

04.02


21

Рокировка.

1

11.02



Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)




22

Основные принципы игры в начале партии.

1

18.02


23

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

25.02


24

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1

03.03


25

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1

10.03


26

Материальное преимущество

1

17.03


27

Нарушение основных принципов игры в начале партии

1

24.03


28

Партии-миниатюры

1

07.04


29

Запись шахматной партии

1

14.04


30

Шахматный этикет

1

21.04



Шахматный турнир. (4 часа)




31

Шахматный турнир.

1

28.04


32

Шахматный турнир.

1

05.05


33

Шахматный турнир.

1

12.05


34

Спортивно - шахматный праздник.

1

19.05



5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее