Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
формирование основ шахматной культуры;
понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
овладение способом структурирования шахматных знаний;
овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
овладение способом поиска необходимой информации;
умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
умение строить логические цепи рассуждений;
умение анализировать результат своих действий;
умение воспроизводить по память информацию;
умение устанавливать причинно – следственные связи;
умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою позицию до других;
умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Шахматы».
B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:
знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны:
объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигуры;
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;
овладеть способом «взятия на проходе»;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.
В основу изучения курса внеурочной деятельности «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
Программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Введение. (1 час)
Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат.
Шахматная доска. (5 часов)
Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.
Шахматные фигуры (9 часов)
Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур.
Нападение и взятие фигур. (2 часа)
Нападение. Взятие. Взятие на проходе.
Цель и результат шахматной партии. (4 часа)
Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.
Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)
Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзём и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии – миниатюры.
Запись шахматной партии. Шахматный этикет.
Шахматный турнир. (4 часа)
Формы организации учебных занятий по курсу «Шахматы»:
индивидуальные,
групповые,
коллективные (игровая деятельность).
Основные виды учебной деятельности на занятиях
игровая деятельность,
познавательная деятельность,
проблемно-ценностное общение,
спортивно-оздоровительная деятельность
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Шахматная доска. | 5 |
3 | Шахматные фигуры. | 9 |
4 | Нападение и взятие фигур | 2 |
5 | Цель и результат шахматной партии. | 4 |
6 | Правила и принципы шахматной игры. | 9 |
7 | Шахматный турнир. | 4 |
Итого | 34 |
ШАХМАТЫ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | тема | количество часов | дата | |
план | факт | |||
| Введение. (1 час) |
|
|
|
1 | Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат. | 1 | 03.09 |
|
| Шахматная доска. (5 часов) |
|
|
|
2 | Шахматная доска. | 1 | 10.09 |
|
3 | Горизонталь. | 1 | 17.09 |
|
4 | Вертикаль. | 1 | 24.09 |
|
5 | Диагональ. | 1 | 01.10 |
|
6 | Шахматная нотация. | 1 | 08.10 |
|
| Шахматные фигуры (9 часов) |
|
|
|
7 | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1 | 15.10 |
|
8 | Ладья. | 1 | 22.10 |
|
9 | Слон. | 1 | 05.11 |
|
10 | Ферзь. | 1 | 12.11 |
|
11 | Конь. | 1 | 19.11 |
|
12 | Пешка. | 1 | 26.11 |
|
13 | Превращение пешки. | 1 | 03.12 |
|
14 | Король. | 1 | 10.12 |
|
15 | Ценность фигур. | 1 | 17.12 |
|
| Нападение и взятие фигур. (2 часа) |
|
|
|
16 | Нападение. | 1 | 24.12 |
|
17 | Взятие. Взятие на проходе. | 1 | 14.01 |
|
| Цель и результат шахматной партии. (4 часа) |
|
|
|
18 | Шах и защита от шаха. | 1 | 21.12 |
|
19 | Мат. | 1 | 28.01 |
|
20 | Пат - ничья. | 1 | 04.02 |
|
21 | Рокировка. | 1 | 11.02 |
|
| Правила и принципы шахматной игры. (9 часов) |
|
|
|
22 | Основные принципы игры в начале партии. | 1 | 18.02 |
|
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | 25.02 |
|
24 | Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | 1 | 03.03 |
|
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1 | 10.03 |
|
26 | Материальное преимущество | 1 | 17.03 |
|
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | 1 | 24.03 |
|
28 | Партии-миниатюры | 1 | 07.04 |
|
29 | Запись шахматной партии | 1 | 14.04 |
|
30 | Шахматный этикет | 1 | 21.04 |
|
| Шахматный турнир. (4 часа) |
|
|
|
31 | Шахматный турнир. | 1 | 28.04 |
|
32 | Шахматный турнир. | 1 | 05.05 |
|
33 | Шахматный турнир. | 1 | 12.05 |
|
34 | Спортивно - шахматный праздник. | 1 | 19.05 |
|
5