« Профориентация в ДОУ и начальной школе»
Дошкольное образование (для детей дошкольного возраста 3-7 лет).
В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников в условиях сельской местности.
Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Ранний этап профориентации Дошкольный | Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В дошкольном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. | Тематические беседы, экскурсии на предприятия села, просмотр видеофильмов, конкурс рисунков и поделок, игровая деятельность, сюжетное рисование, конструирование, выстраивание макетов, составление рассказов о профессиях, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры и т.д. Сотрудничество с родителями: «Дни открытых дверей»; конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями; анкетирование; самоиздание мини-книг «Моя профессия» и т.п.
|
Планируемые результаты реализации программы «Мой выбор» для детей дошкольного возраста :
у детей будут сформированы первоначальные представления о видах труда взрослых, простейших трудовых операциях;
дошкольники должны уметь различать профессии по существенным признакам;
уметь моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;
у детей сформируется целостное представление о профессиональной деятельности родителей, общественной значимости той или иной профессии родителей;
совместная работа родителей и детей сформирует доверительные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми;
дети будут участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых.
Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы | Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В формировании профессиональной направленности приоритетным является мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. | 1.Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. 2.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. 3.Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий - сочинения на тему «Пусть меня научат» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем селе (экскурсии) Темы классных часов - кто работает в нашей школе?(экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - беседа: мое любимое занятие в свободное время |