Проектной деятельность обучающихся в процессе освоения предмета
«Физика»
Аннотация. В качестве инновационной формы проведения практических занятий по физике как наиболее эффективный рассматривается метод проектов.
Ключевые слова: физика, самостоятельная работа, эксперимент, пояснительная записка, компьютерные технологии, проектная деятельность.
Как сказал, Жюль Ренар (Французский писатель и драматург) «Проект – это черновик будущего.» (слайд №1)
Всем известно, что физика является довольно трудоемкой дисциплиной с большим объемом практических занятий. Поэтому очень важна мотивация к обучению. Студент должен стать активным участником образовательного процесса, активным творцом, умеющим сформулировать проблему и найти наиболее рациональные пути ее решения. (слайд №2)
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества, обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Для ее решения преподаватели осваивают нестандартные, или инновационные формы проведения занятий. Это и лекции-презентации, и обучающие видео уроки, и различные игры на занятиях, способствующие развитию познавательной активности студентов. Одним из способов решения этой проблемы является создания проектов. (слайд №3)
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся в определённый отрезок времени. Проектная деятельность обязывает учеников планировать свою работу, использовать много источников информации, собственный опыт и знания, аргументировать мысль, принимать решения, подводить итог работы.
Каждый проект выполняется с соблюдением этапов:
Начальный этап: студент совместно с преподавателем (при необходимости) определяется с темой проекта;
Планирование: студенты читают методические указания и вникают в суть темы;
Выполнение: проводят опыты, выполняют необходимые расчеты, подводят итоги
Оценка результатов: преподаватель оценивает правильность расчетов и выполнения опыта;
Защита проекта: студенты выступают с докладами, отвечают на вопросы сокурсников и преподавателя. (слайд №4)
Приведём примеры проектных работ по физике из раздела «Электрический ток»:
Пример № 1. Как продлить срок работы батарейки?
Цель проектной работы – узнать, как можно продлить срок работы батарейки.
Предметом исследования пальчиковые батарейки, так как они чаще всего используются дома. (слайд №5)
Гипотеза:
1. Время работы батарейки зависит от цены.
2. Существует несколько способов, чтобы продлить срок работы батарейки.
Задачи:
1. Узнать историю создания батарейки.
2. Выявить отношение окружающих к данной проблеме.
3. Спланировать ряд опытов и наблюдений по решению поставленной проблемы.
4. Провести наблюдения, обобщить.
5. Сделать выводы о справедливости гипотез. (слайд №6)
Чтобы проводить опыты и наблюдения, нужно составить план действий.
1.Провести анкетирование по данному вопросу.
2.Создать пять направлений исследования:
- сравнить время работы дешёвых и дорогих батареек;
- протереть наждачной бумагой края неработающей батарейки;
- побить, размять молотком корпус батарейки;
- положить батарейки в морозильную камеру;
- положить батарейки на горячую комнатную батарею;
3.Проверить, будут ли работать батарейки после проведённых опытов.
4.Наблюдать за опытами и записывать результаты. (слайд №7)
Итоги по проделанной работе:
1. Выгоднее покупать батарейки средней цены.
2. Для того, чтобы продлить срок работы батарейки достаточно помять батарейку или положить на горячий предмет и можно ещё некоторое время её использовать. (слайд №8)
Хочется сказать, что в данном разделе: «Электрический ток» множество интересных тем для исследовательской, проектной, самостоятельной работы, такие, как:
Альтернативные источники тока (слайд №9)
Электрическая схема моей квартиры. (слайд №10)
Солнечные батареи в домашних условиях. (слайд №11)
«Пути сбережения электроэнергии в квартире.
Применение электрического тока.
Изучение электропроводности различных жидкостей.
Изучение электроснабжения квартиры.
Использование электроприборов в быту и расчет стоимости потребления электроэнергии.
Исследование гальванического эффекта.
Исследование физических и потребительских свойств электроламп.
Исследование электропроводности воды и водных растворов и т.д. (слайд №12)
В целом проектная методика является эффективной инновационной формой проведения занятий по физике, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности, эрудированности, способствует развитию социально – активной личности субъектов познавательного процесса.