Тема. «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Алеева Н.В.
2021 г.
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Китайская мудрость
Римский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями и знаниями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, творчески проявлять себя.
Поэтому актуальной темой на сегодняшний день стала такая тема, как «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время»
Целью такой деятельности является - развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности, учиться на собственном опыте.
Такая деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для появления интереса.
Актуальность заключается в том, что технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности учащихся в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
Преимущества данной деятельности: формирование УУД, появляется возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, формируются умения учиться.
Ведущие идеи такой деятельности - это поиск решения интересной насущной задачи и обработка знаний по различным предметам.
Как отметил В.А. Сухомлинский: «Страшная эта опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Основная причина безделья на уроках является скука. А когда нет интереса к учебному процессу – и знаний ученики не имеют. Это приводит к тому, что учащиеся:
не готовы принимать решения в нестандартных ситуациях;
снижен интерес к добыче знаний;
не владеют навыками самостоятельной работы, появляются проблемы и затруднения в работе с информацией
снижается интеллектуальный, духовный и творческий уровни.
В собственной практике в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности, я использую исследовательский подход в обучении, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке
Проектно-исследовательская деятельность положительно влияет на рост интереса к предмету, за счет самостоятельной добычи информации и самоорганизации. Учащимся интересно самим принимать решения, проявлять творчество.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие умения:
организационные;
креативные;
работы с информацией:
пользования средствами информации;
анализа и отбора информации, её преобразования, передачи;
работы в коллективе;
ведения диалога;
представления себя.
Работу с учащимися можно вести в двух направлениях:
Классно-урочная деятельность, которая включает в себя мини-проекты и мини-исследования. Я считаю, что организация такой деятельности обеспечивает благоприятные условия и выход на метапредметный результат. Учащиеся с большим интересом включаются работу.
Внеурочная деятельность. Для работы привлекаются одноклассники.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности можно разделить на три ступени:
1 ступень. Знакомятся с проектно-исследовательской деятельностью. Изучают алгоритм, выполняют мини-проекты и мини-исследования.
2 ступень. Апробируют, краткосрочны интегрированные проекты и исследовательские работы.
3 ступень. Участвуют в долгосрочных проектах.
Теоретические исследования оформляются в печатном виде, где содержится гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации ученик приобретает навыки работы с дополнительной научной литературой, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Такая работа помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
Исследования-соревнования на уроках также эффективны. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Ученики выбирают наиболее важную информацию, которая поможет в дальнейшем, будет универсальна и применима.
Методы проектно-исследовательской деятельности являются базовыми в технологиях развивающего, проблемного, разноуровнего и коллективного способов обучения, и, разумеется, исследовательских и проектных технологий, технологии развития критического мышления. Я применяю своей практике: урок-семинар, групповая и индивидуальная работы, дискуссии.
Учащиеся осваивают основные этапы проектно-исследовательской работы такие как:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично, ответить на вопросы).
Существует опасность, что можно переоценить результат и недооценить сам процесс. Но главное, наверное, то, чтобы процесс не превратился в констатации известных фактов.
Проектная и исследовательская деятельность это разные виды деятельности и имеют отличия между собой:
Проектная деятельность | Исследовательская деятельность |
1.Цель проектной деятельности - реализация проектного замысла
| 1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.
|
2.Этапы выполнения проекта Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы Цель, задачи Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей Выполнение технологических операций Подготовка и защита проекта Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта
| 2.Этапы научного исследования Формулировка проблемы, актуальность темы. Постановка цели и конкретных задач исследования Определение объекта и предмета исследования. Выбор методики проведения исследования Описание процесса исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов |
3. В проекте гипотезы может и не быть
| 3.Исследование подразумевает выдвижение гипотез.
|
4.Проект это замысел, план, творчество по плану.
| 4. Исследование - процесс выработки новых знаний, истинное творчество. |
Проектно-исследовательская деятельность дает определенную результативность:
Появился устойчивый познавательный интерес к предмету.
Прослеживается положительная динамика уровня обученности.
Повысилась качественная динамика мотивации учебной деятельности.
Закрепились прочные навыки проектной деятельности.
Важно то, что появляется социальный эффект от реализации опыта работы:
-развивается информационная, социальная и коммуникативная компетентность учащихся;
- создаются предпосылки для формирования умений работы над проектами;
- осознаются ценности творческого открытия учащимися;
- появляется высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.
Именно когда знания добыты самостоятельно, приложены определенные усилия, именно тогда это ценится, запоминается, и усваивается учащимися, то есть получено на собственном опыте методом проб и ошибок.
Сегодня актуально высказывание: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней скрыт главный смысл понимания существующего опыта школьного обучения.
Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектная деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый учащийся должен быть обучен этой деятельности. Именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Таким образом, проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.