«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Проектная работа на тему "Профилактика подростковой преступности"

Работа состоит из теоретической и практической частей. В первой части рассматиривается понятие подросткой преступности, ее причины и какую юридическую ответственность несут подростки. Во второй части проведен опрос и анализ полученных данных. выявленны наиболее эффективныеметоды борьбы с подростковой преступностью.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Томичи

______________________________________________________________________________



















«Профилактика подростковой преступности»







Выполнил:

Обучающийся 9 класса

Дёмшин Глеб

Преподаватель:

Шибаршина Марина Владимировна

Учитель математики.

















Томичи 2025



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………..……………………………………..5

1.1 Понятие подростковая преступность…………….….………………………………5

1.2. Причины подростковой преступности и ее наиболее частые проявления …………………………………………………………………………………………… 6

1.3. Юридическая ответственность несовершеннолетних ……..…... ………………. 7

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……...…………………………………………………….9

2.1 Традиционные методы профилактики ……………………………………………..9

2.2. Социологический опрос и анализ полученных данных.………………………….9

2.3. Наиболее эффективные методы борьбы с подростковой преступностью ……….……………………………………………............................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..................................16

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………...………………………………………………………….17



ВВЕДЕНИЕ

Преступление само по себе страшный поступок, а когда его совершает ребенок, оно страшнее вдвойне. Подростки – дети от 14 до 18 лет находятся в том возрасте, когда они стараются доказать всем окружающим, что уже взрослые, а на самом деле они еще не в полной мере осознают, что совершают. Сегодня подростковая преступность - это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством, причем не только в России, но и во всем мире. Многие ученые, различные государственные органы и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением этой проблемы и поиском ее решения, но уровень преступности среди подростков постоянно растет. Это означает, что известные методы профилактики правонарушений не работают, проводятся недостаточно.

Конечно, прежде чем разрабатывать способы профилактики, нужно выяснить причины, источники, обуславливающие рост правонарушений.

К сожалению, статистика преступлений, совершенных подростками, в России пока не снижается. Более того, преступления, совершенные подростками, становятся более жестокими, изощренными. Поэтому нужно стараться донести до несовершеннолетних, что такое преступление, какое наказание будет за то или иное деяние. И начинать такую работу надо как можно раньше. Это делает тему моего проекта актуальной.

Объектом исследования: Преступность.

Предмет исследования: Подростковая преступность и методы ее профилактики.

Цель исследования: определить основные причины подростковой преступности и разработать рекомендации по ее профилактике.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать специальную литературу;

  2. Выделить важнейшие факторы, влияющие на поведение подростков.

  3. Провести анкетирование среди учащихся школы с целью выявить их отношение к наиболее распространенным методам профилактики;

  4. На основании специальной литературы и проведенного анкетирования выявить наиболее эффективные методы профилактики и борьбы с подростковой преступности.

Гипотеза: Мы считаем, что методы профилактики должны периодически корректироваться, так как каждое поколение подростков может иметь свои особенности. Для уточнения действенности тех или иных методов следует иметь обратную связь от самих подростков.

Методы исследования: анкетирование.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (анкета и сценарий профилактического мероприятия). Первая глава раскрывает теоретические основы исследуемой проблемы, во второй главе путем анкетирования выявляются мнения и настроения подростков, и на основании этих результатов предоставляется список наиболее эффективных направлений практической работы с подростками по профилактике преступности в школе.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать как дополнительный материал для более глубокого изучения курса обществознания, также использовать предложенные методы в работе с подростками.

























1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Понятие подростковая преступность

Подростковая преступность – это подвид общей преступности, выделяемый на основании возраста. Отсюда другое наименование этого вида преступности – преступность несовершеннолетних.

Единственным источником уголовного права является Уголовный Кодекс Российской Федерации. Именно в нем необходимо искать информацию о том, какой смысл правоведы вкладывают в понятие «подростковая преступность». Самого этого термина в УК РФ нет, но в разделе V, главе 14 раскрываются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Статья 87 УК РФ называет несовершеннолетними лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18.

Кроме того, в статье 20 УК РФ содержится исчерпывающий перечень преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет. К таким преступлениям относятся:

  • убийство (ст. 105),

  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111),

  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112),

  • похищение человека (ст. 126),

  • изнасилование (ст. 131),

  • насильственные действия сексуального характера (ст. 132),

  • кража (ст. 158),

  • грабеж (ст. 161),

  • разбой (ст. 162),

  • вымогательство (ст. 163),

  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166),

  • умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167),

  • терроризм (ст. 205),

  • захват заложника (ст. 206),

  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207),

  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213),

  • вандализм (ст. 214),

  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226),

  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229),

  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

  • При этом по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Как видно их приведенных статей именно возраст является главной определяющей категорией и это не случайно.

Для понимания причин преступности, в том числе и подростковой, необходимо учитывать целый ряд личностных характеристик, на многие из которых возраст накладывает особый отпечаток.

В период отрочества формируются основные качества личности: ее мировоззрение, самооценка, привычки, морально-нравственные ориентиры, все то, что в целом будет определять ее деятельность на протяжении всей дальнейшей жизни.

К сожалению, несовершеннолетние правонарушители тяжело поддаются исправлению и часто становятся резервом для взрослой преступности.

Стремление самоутвердится, занять комфортное место и получить признание со стороны важных для него лиц является важнейшей потребностью. Ее неудовлетворенность заставляет подростка искать другие, неформальны и часто асоциальные группы. В этих группах могут пить, курить, а в тяжелом случае употреблять наркотики и совершать преступления. Однако подросток при этом получает от своих друзей так необходимое ему признание и чувствует себя частью важного для него коллектива. А если еще этим коллективом руководит взрослый преступник, то стремление получить его признание может толкнуть подростка на любые преступления.

Таким образом, возрастные особенности подростков и опасные для страны в целом последствия делают выделение подростковой преступности в отдельный объект изучения совершенно оправданным.


1.2 Причины подростковой преступности и ее наиболее частые проявления

Важнейшей причиной девиантного и делинквентного поведения становится социальное окружение подростка. И, конечно, в первую очередь причины подобного поведения скрываются в семье несовершеннолетнего. Не только асоциальность родителей (алкоголиков, наркоманов или криминальных элементов), но и серьезные семейные конфликты, отсутствие контроля над детьми могут стать причиной преступного поведения даже в семьях внешне благополучных.

Следующей частой причиной преступного поведения подростков становятся отношения, складывающиеся в учебном заведении – как с учителями, так и с другими учащимися. Подросток может пойти на преступление в результате, например, травли со стороны учителей или других подростков. Желание отомстить, доказать, что ты не такой неудачник, как тебя считают окружающие, могут стать причиной правонарушения. Или отсутствие признания со стороны коллектива учебного заведения может вытолкнуть подростка «на улицу», заставить его искать признание в неформальных группах, о чем уже выше писалось.

Не все неформальные группы обязательно будут явно побуждать к серьезному нарушению закона, но при этом многие из них считают нормой употреблять алкоголь, принимать наркотики, пусть даже и «легкие», что само по себе может стать причиной преступления. По статистике приблизительно одна шестая часть всех преступлений подростков совершается под воздействием алкогольного или наркотического опьянения.

Особую роль играет и такая причина преступности как влияние СМИ и массовой культуры. Кумирами молодежи зачастую становятся блогеры, музыканты или актеры, ведущие и пропагандирующие девиантный образ жизни. Здесь можно привести в пример феномен сериала «Бригада», который вышел на экраны в 2002 году и вызвал целую волну преступности.

Ну и в конце следует выделить отдельно и такую причину как недостаточная и зачастую чисто формальная профилактика подростковой преступности со стороны семьи, школы, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства и т. п.

А если даже такая работа ведется добросовестно, то зачастую используются методы, которые устарели и не воспринимаются должным образом воспитуемыми подростками. Также не учитываются особенности подростков как особой возрастной группы и особенности именно современных подростков, обусловленные тем, что многие из них являются продуктом уже нового, информационного общества.


1.3 Юридическая ответственность несовершеннолетних

Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Эта ответственность зависит от возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина, соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических

средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д.

Таким образом, подростковая преступность – это часть общей преступности, границами которой являются возрастные рамки. Этот возрастной период характеризуется целым рядом существенных изменений, происходящих как в организме подростка, в его психике, его мировоззрении, самосознании и т.д. Соответственно, подростки наиболее ранимы и подвержены влиянию как со стороны своих сверстников или подростков, так и взрослых. И, конечно, причинами подростковой преступности часто выступают отсутствие социального контроля со стороны родителей, образовательных организаций, профильных ведомств, безнаказанность, низкий морально-нравственный уровень, влияние СМИ и массовой культуры.

Необходимо также отметить тот факт, что преступность подростков обрела новые формы, опасные и пока плохо изученные и контролируемые. Многие используемые сейчас традиционные методы профилактики не работают, не воспринимаются теми, на кого направлены.











2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Традиционные методы профилактики

  • ликвидация правовой неграмотности подростков и их родителей;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • активная работа и агитация за здоровый образ жизни;

  • проведение большего количества классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов пдн;

  • вовлечение родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, продолжительный по времени. Задача школы заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Однако работают ли традиционные методики, насколько эффективны они? В нашей школе часто проводятся различные профилактические мероприятия, но насколько серьезно их воспринимают учащиеся, особенно старшеклассники? Чтобы выяснить этот вопрос, я провел анкетирование среди учеников нашей школы (8-9 классы).

2.2 Анализ проведенного анкетирования учащихся школы села Томичи: результаты и выводы

Субъектами исследования стали 24 учащихся 8 и 9 классов нашей школы.

Цель исследования. Чтобы выявить наиболее эффективные методы профилактики подростковой преступности была составлена анкета, содержащая 10 вопросов. Отвечая на 9 из них анкетируемый должен выбрать наиболее подходящий ответ из предложенных, а на 1 вопрос необходимо было дать свой ответ.

Задачи исследования:

  • Выяснить степень участия образовательного учреждения в жизни опрашиваемого;

  • Определить степень эффективности воспитательной деятельности учебного заведения;

  • Определить круг методов профилактики, оказавшей эффект на подростка.

Анализ полученных результатов:

1.

2.

3.

4.

5.



6.

7.





8.

9

10. Предложения были следующего характера: профилактическое мероприятие театрального или игрового характера (4 человека), тематические экскурсии (3 человека), что-то в социальных сетях\тик-токе и т. д. (3 человека), полезная и вознаграждаемая деятельность (волонтерство и т. д.) (1 человек), достаточно учебной информации (7 человек), ничего (6 человек).

Таким образом, очевидно, что среди опрашиваемых традиционные профилактические методы и приемы вызвали особый отклик и повлияли на их правовое сознание. При этом тревожными выглядят данные о том, что у некоторых опрошенных друзья оказывали негативное влияние, при этом опрашиваемые признавались, что им очень важен авторитет в кругу их друзей.

2.3 Наиболее эффективные методы борьбы с подростковой преступностью в учебных заведениях.

Таким образом, очевидно, что среди опрашиваемых традиционные профилактические методы и приемы вызвали отклик и повлияли на их правовое сознание

Исходя из особенностей подростковой преступности, школа может использовать такие методы, как:

  1. Совместная работа психологов. Эту форму профилактической работы я ставлю на первое место.

  2. Для работы с трудными подростками привлекать сами коллективы учащихся, организовывать различные мероприятия (спортивного, развлекательного характера и т.п.). Главная задача – заинтересовать подростка, не дать ему выпасть из общей деятельности класса;

  3. Тщательно, не «для галочки», планировать и проводить мероприятия по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, привлекая психологов, правоохранительные органы и самих подростков. Очень важно при этом вовлекать самих подростков группы риска, иметь с ними обратную связь;

  4. Кроме традиционных лекция и занятий по праву, необходимо организовывать диспуты, беседы на правовые темы, семинары. Однако важно, чтобы такие мероприятия не носили формальный характер, а действительно заинтересовывали подростков. Кроме того, стоит организовывать тематические экскурсии.

  5. Отдельно хочется отметить необходимость тем, кто организует профилактическую работу, своевременно осваивать современные технологии, понимать, что происходит в виртуальном пространстве, где большинство подростков проводит большую часть времени. Следует шире использовать возможности социальных сетей, но, главное, привлекать самих подростков к такой работе. Все-таки контент для подростков и контент, сделанный подростками, отличается. Последний может быть гораздо более понятен и авторитетен для целевой аудитории.

Таким образом, проблема подростковой преступности актуальна для школ, поэтому они проводят различные профилактические мероприятия. Но, как показывает анкетирование, проведенное среди учащихся нашей школы, профилактическая работа часто проводится устаревшими методами, не учитывая современные интересы и онлайн пространство, в котором большую часть времени находятся подростки. Такая работа проводится часто только формально, обычно не запоминается и не всегда влияет на правовое сознание подростков.

Поэтому предложенные в работе методы могут быть более эффективными для организации успешной и интересной для подростков профилактической работы в школах, в нашей в том числе.

Целью данной работы являлось изучение причин подростковой преступности, а также выделение наиболее эффективных методов профилактики в школе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мой проект очень актуален сегодня, так как отмечается рост преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Для достижения цели были поставлены теоретические задачи, выполненные в первой главе данной работы. Из материалов этой главы можно сделать следующие выводы:

1) Подростковая преступность исследуется и определяется как часть общей преступности, но имеет свою специфику. Возраст подростковой преступности определен УК РФ – 16 лет по общему правилу и 14 лет в случае совершения особо тяжких преступлений. Особую опасность для общества данная проблема представляет тем, что именно в этот период возраста у молодого человека закладываются основные аспекты его мировоззрения, а также тем, что несовершеннолетние преступники тяжело поддаются перевоспитанию и часто пополняют ряды уже взрослой преступности.

2) Причинами подростковой преступности является как традиционные: слабый родительский контроль, «улица», так и более современные, связанные как с влиянием массовой культуры, например, такими сериалами как «Бригада», с распространением преступных идей, в том числе через сеть Интернет экстремистскими субкультурами и т.п.

Во второй главе рассматриваются наиболее часто применяемые традиционные пути профилактики преступлений подростков. Практическим результатом главы является выделение основных методов и принципов, которые могут стать эффективным средством борьбы с преступностью несовершеннолетних. И особенно важно, что показывает анкетирование самих несовершеннолетних, постоянно следить за современными тенденциями, учитывать их и использовать в профилактической работе, а для этого нужно поддерживать постоянную обратную связь с подростками. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Мной был проведен опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы, который выявил что дети участвуют в данных мероприятий и имеют представление что такое преступность.

Цель поставленная в проекте – определить основные причины подростковой преступности и разработать рекомендации по ее профилактике.

Задачи считаю выполненными, цель – достигнутой.



Список использованной литературы

1. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. [Электронныйресурс]

2. Вагенлейтнер О. Ю. Преступность среди несовершеннолетних. [Электронный ресурс].

3. Ивасюк О.Н., Калашников И.В. Криминологические особенности современной преступности несовершеннолетних. [Электронный ресурс],

4. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. [Электронный ресурс]

5. Уголовный Кодекс РФ. [Электронный ресурс],Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/ 10.03.2025.



Приложение 1

АНКЕТА

«Профилактика подростковой преступности»

1. Много ли у Вас друзей, знакомых?

  1. нет

  2. достаточно

  3. много

  4. затрудняюсь ответить

2. Много ли у Вас друзей, знакомых в школе?

  1. нет

  2. достаточно

  3. много

  4. затрудняюсь ответить

3. Считаете ли Вы своих друзей (знакомых) способными совершить преступление?

  1. пожалуй, нет

  2. нет

  3. пожалуй, да

  4. да

  5. затрудняюсь ответить

4. Случалось ли, что Ваши друзья, знакомые:

  1. вовлекали в пьянство

  2. склоняли к употреблению наркотиков

  3. склоняли к совершению преступления

  4. не оказывали на меня отрицательного воздействия

  5. затрудняюсь ответить

5. Авторитет среди друзей для Вас:

  1. необходим

  2. важен

  3. не важен

  4. затрудняюсь ответить

6. Как Вам лично помогали в вашей учебной организации?

  1. беседы по душам

  2. направили в спортивную или творческую секцию, кружок

  3. устранили конфликт в учебном заведении

  4. ничем не помогли\не обращался

  5. иное (что именно)

7. Посещали ли Вы мероприятия, посвященные профилактике преступности?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

8. Интересны ли вам были подобные мероприятия, остались ли они в вашей памяти?

  1. пожалуй, нет

  2. нет

  3. пожалуй, да

  4. да

  5. затрудняюсь ответить

9. Повлияли ли это на ваше правовое сознание?

  1. пожалуй, нет

  2. нет

  3. пожалуй, да

  4. да

  5. затрудняюсь ответить

10. Предложите свой вариант мероприятия профилактического характера и\или приведите пример удачного на ваш взгляд подобного мероприятия в вашем учебном заведении?

_____________________________________________________________________________







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее