Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду Н.Е. Веракса
«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса Л.В. Свирская
«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр
Основные компоненты проекта:
Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми 2. Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей 3. Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен 4. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта) 5. Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня 6. Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов
Права и возможности участников проекта Воспитатель: занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач является одним из источников информации имеет право на импровизацию, на следование за инициативной детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей
Права и возможности детей: Право свободного общения Возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности Возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения Возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды
Этапы проекта I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности II часть проекта. Планирование III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей V часть проекта. Итоговое мероприятие
I часть проекта: Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности (специальное оформление группы или всего детского сада) II часть проекта: Планирование (воспитатель фиксирует вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответ в ходе реализации проекта, они совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы – или в совместной работе с воспитателем, или во взаимодействии с родителями, или в процессе самостоятельной деятельности детей. Среди форм работы могут быть чтение познавательной и художественной литературы, рассказы воспитателя, придумывание сказок, игры, детско-родительские проекты, беседы с детьми, разнообразная продуктивная деятельность) III часть проекта: Реализация запланированных мероприятий IV часть проекта: Взаимодействие с семьями детей V часть проекта: Итоговое мероприятие (презентация результатов проекта, своеобразный отчет детей и взрослых о проделанной работе)
III часть проекта: Реализация запланированных мероприятий Понедельник: Организационное досуговое мероприятие. Создание макета улицы (микрорайона) : строительные игры, конструирование из бумаги, природного и бросового материала. Чтение художественной и познавательной литературы. Определение тем и исполнителей индивидуальных образовательных проектов «История светофора», «Как и когда появился переход-«зебра», «Мой друг – дорожный знак». Родительское собрание «Безопасность детей на улицах города»
III часть проекта: Реализация запланированных мероприятий Вторник: день активных игр. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин и серий сюжетных картин, придумывание рассказов и сказок с опорой на наглядность Среда: интеллектуальные игры (ориентирование по плану, схемам с решением примеров на сложение и вычитание, решение логических таблиц, геометрические конструкторы). Встреча с инспектором ГИБДД. Игры в автогородке. Оформление коллекции «Мы – пассажиры городского транспорта»
III часть проекта: Реализация запланированных мероприятий Четверг: организация продуктивной деятельности в форме мастерской; беседы с решением проблемных ситуаций; разнообразные игры Пятница: итоговое мероприятие – познавательноигровой конкурс для детей и их родителей «ПДД», КВН «Мы-пешеходы», досуг «Дорожная азбука»