«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Формирование у обучающихся способности к самооценке; умения планировать и контролировать свои действия, формулировать собственное мнение; сотрудничать с любым партнером; осуществлять поиск необходимой информации

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема самообразования: «Проектная деятельность на уроках окружающего мира»

Цель: создать условия для формирования информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Задачи:

  1. Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  2. Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности;

  3. Повышение своего профессионального мастерства путём внедрения инноваций в образовательный процесс.

План работы:

1.Изучение психолого-педагогической литературы.

2.Разработка программно-методического обеспечения.

3.Участие в проектной или исследовательской деятельности.

4.Анализ и оценка результатов деятельности учащихся и своей педагогической деятельности.

5.Изучение педагогического опыта других педагогов.

6.Распространение своего педагогического опыта.

7.Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.

Предполагаемый результат:

1.Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности.

2.Формирование у обучающихся способности к самооценке; умения планировать и контролировать свои действия, формулировать собственное мнение; сотрудничать с любым партнером; осуществлять поиск необходимой информации

3.Выступление на педагогических советах, семинарах различного уровня, форумах и т.д.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на конференциях, педагогических советах, семинарах, форумах, публикации материалов, участие в конкурсах и др.

Форма самообразования: индивидуальная.







Этапы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Результат

Диагностический

Изучение литературы по теме, либо имеющегося опыта

2021-2022

Курсы повышения квалификации.

Изучение психолого-педагогической литературы.


Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы, либо освещение собственного педагогического опыта.

Прогнозирование результатов.

2021-2022

Работа по теме (написать свою тему самообразования).










Выступление по теме самообразования

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2021-2024

Создание рабочих программ в соответствии с ФГОС Выступление на МО


Участие в тестировании по проектной деятельности.

Диплом 2 степени

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2023-2024

Участие и результаты в конкурсах и олимпиадах. Консультации с педагогами, учащимися, родителями.


Внедренческий

Распространение опыта работы


Участие в конкурсах, сайт, выступление и др.





Проектная деятельность – это вид образовательной деятельности. Его основной задачей является проектный способ достижения цели через решение проблемы. Данная деятельность заканчивается результатом – проектом.

Основная цель уроков окружающего мира в начальной школе – развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Я считаю, что достичь данную цель обучения нам поможет метод проектов.

Типы проектов:

- информационный;

Результат проекта — база знаний. Когда необходимо расширить или уточнить знания учащихся. Например, тема «Экономика родного края», дети изучают конкретные отрасли сельского хозяйства и промышленности своего региона.

- творческий;

Результат проекта — творческий продукт. Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

- исследовательский;

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования. На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования. Например, выращивают растения, ставят гипотезы об условиях развития растений. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

Курс «Окружающий мир» УМК «Школа России» обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.

В 1 классе на уроках окружающего мира по УМК «Школа России» я реализую проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Дети только знакомятся друг с другом, им интересно рассказать и послушать других детей на эти темы. Дети с удовольствием показывают фотографии и рассказывают о своих любимых членах семьи, о домашних животных, интересных местах города, которые они посещали.

В 1 классе учащиеся ещё не умеют работать с научно – познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, обобщать, планировать. Они только приступают к поисково-исследовательской деятельности. Дети нуждаются в помощи взрослого. Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности важна. Дети работают самостоятельно только тогда, когда им интересно и всё получается. Интерес движет ребенком. Родители могут поддержать интерес ребёнка и делиться своими знаниями, умениями, опытом. Таким образом они создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. Я обязательно провожу родительское собрание и делюсь с родителями целью и важностью проектной и исследовательской деятельности. Перед учителем сложная задача – заинтересовать и научить детей самостоятельному поиску информации. Большое значение имеет процесс осмысления, приобретения и применения знаний. Так же учителю необходимо научить учеников ставить учебную цель. Нельзя забывать о психо -физиологических особенностях младших школьников, учитывать, что у учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру. Учитель должен подогревать их интерес. Дети в 1 классе очень любят рассказывать другим о себе, своих увлечениях, семье и домашних животных. Проекты – это отличный способ познакомиться лучше с детьми, познакомить их друг с другом.

Во 2 классе учебник нам предлагает следующие темы для проектной деятельности: «Родной город», «Красная книга», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

В 3 классе следующие темы проектов: «Богатство отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».


Длительность выполнения проекта в 1 классе одна- две недели. Важно удержать интерес детей, поэтому проекты краткосрочные. Со 2 по 4 класс длительность увеличивается.

Как мы работаем над проектом.

  1. Необходимо детей погрузить в проект, выбрать и сформулировать тему, определить проблему. Наш мир состоит из загадок: как растут кристаллы, откуда в сыре дырки, почему вымерли динозавры. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять, искать ответы на свои вопросы. Проектная деятельность помогает ответить на вопросы ребёнка. Для начала нужно определить проблему, и пусть это будет вопрос, который интересует самого школьника. Поэтому перед ребёнком всегда должен стоять выбор темы.

  2. На организационном этапе следует сформулировать цель и задачи проекта. От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет тип проекта. На данном этапе мы используем рабочий лист «План работы над проектом» (со 2 класса).

  3. Следующий этап – работа с информацией. На этом этапе собираем и анализируем информацию по теме.

  4. Вывод и защита проекта. Дети сами выбирают вид защиты проекта (презентация, сообщение, газета и т.д.) Подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту. 

Проектная деятельность позволяет находить способы развития самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, творческой, исследовательской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности формируются следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);

  • Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).


Работая над данной темой, пришла к выводу, что урочной формы работы над проектной деятельностью недостаточно. Необходимо разработать программу внеурочной деятельности для работы над проектами.





































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее