В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Проектная деятельность учащихся –
это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность,
результатом которой становится решение какой-либо
проблемы, представленное в виде
его подробного описания (проекта).
Проект – это подробно описанный
прообраз будущего объекта
или способа деятельности.
Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Цель проектной технологии - создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, используют их для решения различных познавательных задач, развивают коммуникативные и исследовательские умения.
Главным при изучении предметов «Русский язык», «Литература» остается работа с художественным текстом, следовательно, проектная деятельность на уроках должна строиться на основе внимательного изучения текста.
- изучение текста художественного произведения;
- выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся);
- обсуждение возникших идей;
- планирование объема работы.
- формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности);
- собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, критическая литература, Интернет-ресурсы);
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами).
- аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов);
- подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;
- оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ).
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- презентация проекта (представление итогов работы на уроке литературы, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).
- подведение итогов,
- создание ситуации успеха.
- индивидуальные, личностные
- парные
- групповые
по участию
в разработке
- мини-проекты
- краткосрочные
- долгосрочные
по времени исполнения
- монопроекты
- межпредметные
по комплексности
- проекты со скрытой координацией
- проекты с открытой координацией
по характеру
координации
- исследовательские
- коммуникационные
- творческие
- игровые
- практико-ориентированные
по доминирующей деятельности учащихся
В результате активного внедрения метода проектов
на уроках и во внеурочной
деятельности у учащихся формируются
общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.
Обучающиеся более прочно усваивают знания,
полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач,
получают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения,
опыт работы с большим объемом информации из различных источников.
Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества
и коммуникации: учатся работать в коллективе,
планировать работу индивидуально и в группе,
учатся оценивать ситуации и принимать решения.
Проектная деятельность способствует
формированию у школьников духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности,
способности к успешной социализации в обществе.