МАДОУ "МАЯЧОК структурное подразделение детский сад № 197
Проект
по формированию финансовой грамотности
у детей младшей группы
Нижний Тагил
Пояснительная записка.
В наши дни идёт подмена многих ценностей, одни понятия заменяются другими. То, что исторически не свойственно нашему менталитету, нашей культуре, искусственно насаждается. Там, где раньше представлялись возможным только альтруизм, дружба – появляются рыночные отношения. Отсюда и возникает видимость необходимости изучения финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.
Актуальность.
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу.Дети узнают, что такое«деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в семье.Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным.Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детейнужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него.В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий какчестность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироватьсяв экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактическихматериалов,которые соответствуют возрастным возможностям.
Цель: Формирование финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литературы.
Задачи:
1. Пополнить предметно-пространственную среду группы необходимыми дидактическими материалами и атрибутами по разделу «финансовая грамотность».
2. Формировать у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых.
3. Формировать социально - коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности (умение договариваться, уступать и др.)
4. Дать первичные представления о том, что такое деньги.
5. Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
6. Воспитывать у детей такие качества как честность, трудолюбие и помощь ближнему.
Сроки реализации: 2024 – 2025 учебный год
Тип проекта: исследовательский, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
По завершению проектных мероприятий:
Дошкольники приобретают первичные экономические знания
Используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар)
Итоговое мероприятие: развлечение "В поисках сюрприза"
Основные формы реализации проекта:
Чтение художественной литературы;
Интегрированная ООД;
Продуктивная деятельность;
Сюжетно-ролевые игры,
Дидактические игры;
Тематические беседы;
Решение проблемных ситуаций
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный
1.Изучение справочной, методической литературы, интернет ресурсов.
2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансы с детства».
3. Подбор мультфильмов, художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
этап – Основной
Реализация проектных мероприятий:
Беседы: «Что такое деньги», «Что такое труд?», «Как я помогаю маме, папе», «Мои домашние обязанности», «Я помощник», «Кем работают мои родители»
Чтение: р.н.с. «Терем-теремок»,«Жадная старуха», «Как коза избушку построила».К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Б. Заходер «Строители», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В. Сутеев «Мешок яблок», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены», экономическая сказка «Путешествие монетки»
Дидактические игры: Д/И «Кому, что нужно для работы», Д/И «Чудесный мешочек», Д/И «Что из чего сделано», Д/И «Кто что делает?», Д/И «Профессии», Д/И «Магазин»
Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Автобус», «Парикмахерская», «Кафе»
Творчество. Лепка монет, баранок, бубликов, пряников для игр в «Магазин», «Кафе».
этап - Заключительный
Подведение итогов реализации проекта, Проведение развлечения
Мероприятия по реализации проекта.
| Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | РППС |
Сентябрь | Дидактическая игра «Кто что делает?» Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» ЧХЛ: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | Оформление наглядной информации: Папка – передвижка «История бумажных денег в России», «Большие беседы с маленькими людьми»
Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
| Пополнение центра сюжетно – ролевых игр. Картотека дидактических игр по финансовой грамоте. Подборка художественной литературы. Подбор мультфильмов по финансовой грамотности. |
Октябрь | Беседа «Что такое труд» Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» ООД Лепка «Бублики», «Баранки» Сюжетно – ролевая игра «Магазин» ЧХЛ: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» | ||
Ноябрь | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Сказки о потребностях и возможностях: Народные сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила». К.И. Чуковский «Телефон» | ||
Декабрь | Беседа «Что такое деньги?» ООД «Деньги всякие нужны» Сказки о деньгах: К.И. Чуковский «Муха – цокотуха» | ||
Январь | Сюжетно – ролевая игра «Автобус» Чтение экономической сказки «Путешествие монетки» | ||
Февраль | Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Чтение сказок, отражающие труд людей: «Терем – теремок», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко» | ||
Март | Беседа «Кем работают мои родители», «Как я помогаю маме, папе» Дидактическая игра «Профессии» Отгадывание загадок про профессии ЧХЛ: В. Сутеев «Мешок яблок» | ||
Апрель | Беседа «Мои домашние обязанности» Знакомство с литературным произведением «Как барин овцу купил» Сюжетно – ролевая игра «Кафе» Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама», | ||
Май | ЧХЛ: Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» Сюжетно – ролевая игра «Кафе» Дидактическая игра «Магазин», «Кто что делает?» Просмотр мультфильма С. Михалков «Как старик корову продавал» |
Список литературы:
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок/ Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.