Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад № 13
Проект на снятие психо-эмоционального напряжения « Сухое море».
Выполнила: Бычкова А.А.
Педагог – психолог I кВ. категории
Оренбург 2021г.
Введение.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ребенка, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша. Дети, имеющие недостаточный уровень развития в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция.
К сожалению, в настоящее время, некоторые педагоги и родители к адаптации детей в детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «ничего, переплачет». Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей необходимо разумное сочетание оздоровительных мероприятий, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. В этом направлении мной была составлена методическая разработка «Сухой бассейн в ДОУ, как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде» целью которой является: проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствованию его функций; развитие интереса и положительного отношения к физическому воспитанию, формирование двигательных навыков и способностей в различных видах деятельности, повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо- эмоциональный фон.
Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ.
Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии.
Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышёчные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.
Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна :
1. Массажный эффект
2. Сенсорный эффект
3. Закаливающий результат
4. Расслабляющий эффект
5. Тренирующий эффект
В процессе работы мной был изучен и использован на практике комплекс игр- занятий в сухом бассейне.
Актуальность.
Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон.
Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию
Цели проекта.
сохранение психического и физического здоровья детей
Задачи.
регуляция двигательной активности детей;
снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
создание положительного эмоционального фона.
Участники проекта.
Дети младшего дошкольного возраста.
Сроки реализации.
Долгосрочный (1 год).
Предполагаемый результат.
снятие психоэмоционального напряжения;
регуляция двигательной активности детей раннего возраста;
активизация защитных сил организма;
развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;
создание положительного эмоционального фона.
Ресурсное обеспечение проекта.
Сухой бассейн - емкость разнообразной формы, размером от 1,5 до 3м в диаметре, наполненная мелкими шарами размером от 3-х до 7 см. в диаметре. Бортики бассейна эластичны, защищены пластиковыми чехлами, поддон присоединяется к бортикам. Шары, заполняющие бассейн, имеют различный цвет и консистенцию, выполнены из пластмассы. Цвет шаров в бассейне можно по желанию варьировать:
1) одноцветные;
2) в одинаковой гамме сочетаний цветов;
3) разноцветные (сочетание от 3 до 7 и более контрастных цветов и оттенков).
Ожидаемые результаты
Снижение уровня заболеваемости.
Улучшения функционального состояния здоровья воспитанников, раскрытие резервных возможностей организма детей
Повышение уровня физической готовности.
Основные этапы реализации проекта.
Этапы | Взаимодействие с детьми |
Подготовительный
| Диагностика психо – эмоционального, сенсорного развития. Создание условий для реализации проекта (приобретение бассейна, шаров, оформление места реализации проекта) |
Основной | Игры в сухом бассейне Упражнения в сухом бассейне Конкурс: «Найди игрушку» Игра-фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку». Самостоятельная деятельность в сухом бассейне |
Заключительный | Развлечение «Цветные шарики». |
Календарно – тематическое планирование проекта.
Дата | Дети |
Сентябрь
| Диагностика уровня психо- эмоционального состояния детей. Беседа с детьми: «О правилах поведения в сухом бассейне» Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне |
Октябрь | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Сильные ножки», «Ловкие ноги»,«Спрячем ручки», «Схвати шарик»,«Поймай бабочку». |
Ноябрь | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Погреем ножки», «Быстрые ножки», «Рыбки», «Прятки»,«Жучки», «Велосипед». |
Декабрь | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Кто быстрее», «Лягушки»,«Ежики спрятались»,«Бабочка летит». |
Январь | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Юла», «Потанцуем», «Спрячь зайку от волка», «Найди мишку», «Строим домик», «Солнышко». |
Февраль | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Зайки греются на солнышке», «Поздоровайся», «Волны», «Кто больше?», «Перекаты». |
Март | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Цветные острова», «Часики», «Полощем белье», «Шаловливые ручки», «Разноцветные круги». |
Апрель | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Воронки», «Ныряем», «Перекаты», «Не замочи руки», «Найди и достань со дна бассейна», «Кто больше», «Ловкие ноги» |
Май | Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе Упражнения, выполняемые в положении стоя Упражнения с шариками в сухом бассейне «Бочонок», «Эсковатор», «Салют», «Лягушка и жучок», «Включить моторы» |
Используемые игры.
Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине
1. Потянуться, пока не появится чувство напряжения в мышцах, удерживать такое положение 10-15 секунд, расслабиться и отдохнуть.
2. Приподнимать голову и плечи, напрягая мышцы спины и живота.
3. Подтянуть колено к груди, захватив его руками, удерживать положение 15-20 секунд, повторить упражнение для другой ноги.
4. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, отталкивая шарики ногами.
5. Поглаживать шарики руками, разводя их в стороны.
6. Сгребать шарики руками на себя («закопаться»).
Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе
1. Опустить руки на дно бассейна и достать шарики.
2. Разведение и сведение рук в стороны и вместе (как при плавании), поглаживая шарики.
3. Приподнять руки вверх, посмотреть вперед, опустить.
4. Движения руками, как при плавании, отгребая шарики от себя, затем выполняя обратное движение к себе.
5. Повороты на бок, на спину, в обратном порядке.
Упражнения, выполняемые в положении стоя
1. Ходьба по шарикам в сухом бассейне.
2. Перемещение в бассейне с помощью рук и ног.
3. Перешагивание через бортик бассейна, держась за него руками.
«ВОРОНКИ»
Цели: массаж и развитие координации верхних конечностей. И.П. – дети стоят на коленях вокруг бассейна.
- опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяются левой рукой.
- опускаются обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения:
А) встречные , б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.
«НЫРЯЕМ»
Цель: массаж шейных мышц. И.П. – ноги на полу перед бассейном, руки в упоре
-достаем головой дно бассейна
«ПЕРЕКАТЫ»
Цель: массаж и коррекция работы позвоночника.
И.П.- ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:
- ребенок скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.
« НЕ ЗАМОЧИ РУКИ»
Цель: развитие динамической и статической координации. И.П.:обычная стойка в бассейне:
- разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками,
- ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.
«НАЙДИ И ДОСТАНЬ СО ДНА БАССЕЙНА».
Цель: развитее тактильных ориентировки, ощущений мелкой моторики.
Прячем на дне бассейна один или нескольких предметов, и просить ребенка найти их.
«КТО БОЛЬШЕ»
Цель: развить цветовосприятия и ловкости рук. Дается задание:
1. набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
2.Собрать только шарики определенного цвета.
«ЛОВКИЕ НОГИ»
Цель: развитие координации, укрепить мышцы ног.
1.Ребенок сидит на бортике бассейна и старается ногами поднять шарики.
2.Поднять только шарики указанного цвета или определенное количество шариков.
«ВКЛЮЧИТЬ МОТОРЫ!»
Цель: укрепить мышцы ног, подвижность суставов
1.Лежа в бассейне на груди, активная работа ног
2.Лежа в бассейне на спине, активная работа ног
« БОЧОНОК»
Цель: развитие координации, мышц спины, живота, ног.
Перекаты «бочонком» к одному бортику бассейна, к другому.
«ЭСКОВАТОР»
Цель: укрепить мышцы живота, ног, подвижность суставов.
И.П.: Лежа в бассейне на спине ноги вытянуты.
1.- Ногами зачерпываем шарики, подтягивая колени к груди.
2.- Ноги выпрямляются, шарики высыпаются.
«САЛЮТ»
Цель: укрепить мышцы живота, ног.
И.П.: Лежа на спине, ноги вытянуты.
1.- Ноги врозь, захватить шарики, соединить ноги и подбросить ногами шары
вверх.
«ЛЯГУШКА И ЖУЧОК»
Цель: развитие координации, укрепление мышц спины, рук, ног.
Лежа на груди плывем способом «брасс»
Лежа на спине «жучок барахтается»
«Сильные ножки».
Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.
«Ловкие ноги».
Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.
Усложнение: поднимать шарики определенного цвета или указанное количество шариков.
«Спрячем ручки».
Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.
«Схвати шарик».
Взрослый держит ребенка над сухим бассейном и просит его схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).
«Поймай бабочку»
Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).
«Погреем ножки»
Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги.
Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение, погружая ноги в сухой бассейн путем набрасывания на них шариков руками.
«Быстрые ножки»
Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.
«Рыбки»
Лежа на животе в сухом бассейне, дети имитируют плавательные движения.
«Прятки»
Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.
«Жучки»
Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.
«Велосипед»
Лежа на спине, дети имитируют вращение педалей велосипеда.
«Кто быстрее»
Исходное положение: стоя в бассейне на четвереньках. По сигналу взрослого дети ползут до ориентира (например, игрушки).
«Лягушки»
Исходное положение: стоя на стуле (высота равна высоте бортика бассейна). Ребенок прыгает со стула в бассейн.
Детей младшего возраста взрослый придерживает за руки.
«Ежики спрятались»
Исходное положение: лежа в бассейне на спине. Дети прижимают колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.
Дети младшего возраста выполняют это упражнение без перекатов.
«Бабочка летит»
Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.
«Юла»
Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети с помощью ног вращаются вокруг себя.
«Потанцуем»
Исходное положение: стоя в бассейне, в каждой руке по шарику. Развести руки в стороны, повороты вокруг себя.
Дети младшего возраста, разведя руки в стороны, совершают легкие пружинистые движения.
«Спрячь зайку от волка»
Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары.
Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение стоя.
«Найди мишку»
Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.
Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение следующим образом: они стоят рядом с сухим бассейном, педагог при них прячет игрушку в шары, после чего дети запрыгивают в бассейн и отыскивают ее.
«Строим домик»
Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров.
Дети четырех лет и старше строят домики (набрасывают горки) определенного цвета.
«Зайки греются на солнышке»
Дети лежат в бассейне, поворачиваясь то на правый, то на левый бок. Руки при этом находятся в произвольном положении.
Дети четырех лет и старше при выполнении упражнения держат руки на поверхности шаров.
«Поздоровайся»
Дети сидят в бассейне полукругом, руки до плеч погружены в шарики. Водящий должен поздороваться с каждым за руку «под водой».
«Волны»
Дети стоят на коленях вокруг бассейна, опускают в него обе руки и одновременно делают вращательные движения: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.
«Кто больше?»
Дети сидят в бассейне с шариками. Педагог дает им задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
Усложнение: брать шарики определенного цвета.
«Перекаты»
Ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты. Затем он скатывается с бортика в бассейн и перекатами добирается до противоположного бортика бассейна, сохраняя горизонтальное положение туловища.
«Цветные острова»
Двое-трое детей устраиваются внутри бассейна поближе к бортикам, каждый называет цвет своего будущего острова. По сигналу дети начинают подгребать под себя шарики для сухого бассейна выбранного цвета, создавая остров определенного цвета. Задача игрока: удержаться на поверхности острова, не провалиться, что очень нелегко. Побеждает тот, кто за 5 минут сотворит для себя самый большой островок.
«Часики»
Первый вариант — с опорой на руки; второй вариант — без опоры на руки. Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: вначале одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу. Упражнение направлено на укрепление мышц нижних конечностей, координацию работы позвоночника, повышение опорности рук.
«Полощем белье»
Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, осуществляя движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.
«Шаловливые ручки»
Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.
«Разноцветные круги»
Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него правую руку и «рисует» большие разноцветные круги (вращательные движения правой рукой), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.
«Солнышко»
Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.
Список используемой литературы.
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
2. Браудо Т. Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
4. Дубровина И.В. Младший школьник: Развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. . – М.: Просвещение, 2003.
5. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.,1980.
6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном-пресс, 1998.
7. Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. М., 1995
8. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999
9. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.
10. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. –М.: АРКТИ, 2006