«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проект "Сухое Море".

Цели проекта.

сохранение психического и физического здоровья детей

Задачи.

  • регуляция двигательной активности детей;
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • создание положительного эмоционального фона.

Участники проекта.

Дети младшего дошкольного возраста.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад № 13




Проект на снятие психо-эмоционального напряжения « Сухое море».




Выполнила: Бычкова А.А.

Педагог – психолог I кВ. категории













Оренбург 2021г.

Введение.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ребенка, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша. Дети, имеющие недостаточный уровень развития в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция.

К сожалению, в настоящее время, некоторые педагоги и родители к адаптации детей в детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся«ничего, переплачет». Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей необходимо разумное сочетание оздоровительных мероприятий, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. В этом направлении мной была составлена методическая разработка «Сухой бассейн в ДОУ, как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к воде» целью которой является: проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, закаливание организма и совершенствованию его функций; развитие интереса и положительного отношения к физическому воспитанию, формирование двигательных навыков и способностей в различных видах деятельности, повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо- эмоциональный фон.

Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ.

Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии.

Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышёчные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна :

1. Массажный эффект

2. Сенсорный эффект

3. Закаливающий результат

4. Расслабляющий эффект

5. Тренирующий эффект

В процессе работы мной был изучен и использован на практике комплекс игр- занятий в сухом бассейне.

Актуальность.

Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон.

Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию

Цели проекта.

сохранение психического и физического здоровья детей

Задачи.

  • регуляция двигательной активности детей;

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

  • создание положительного эмоционального фона.

Участники проекта.

Дети младшего дошкольного возраста.

Сроки реализации.

Долгосрочный (1 год).

Предполагаемый результат.

  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • регуляция двигательной активности детей раннего возраста;

  • активизация защитных сил организма;

  • развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;

  • создание положительного эмоционального фона.

Ресурсное обеспечение проекта.

Сухой бассейн - емкость разнообразной формы, размером от 1,5 до 3м в диаметре, наполненная мелкими шарами размером от 3-х до 7 см. в диаметре. Бортики бассейна эластичны, защищены пластиковыми чехлами, поддон присоединяется к бортикам. Шары, заполняющие бассейн, имеют различный цвет и консистенцию, выполнены из пластмассы. Цвет шаров в бассейне можно по желанию варьировать:

1) одноцветные;

2) в одинаковой гамме сочетаний цветов;

3) разноцветные (сочетание от 3 до 7 и более контрастных цветов и оттенков).

Ожидаемые результаты

Снижение уровня заболеваемости.

Улучшения функционального состояния здоровья воспитанников, раскрытие резервных возможностей организма детей

Повышение уровня физической готовности.









Основные этапы реализации проекта.

Этапы

Взаимодействие с детьми

Подготовительный


Диагностика психо – эмоционального, сенсорного развития.

Создание условий для реализации проекта (приобретение бассейна, шаров, оформление места реализации проекта)

Основной

Игры в сухом бассейне

Упражнения в сухом бассейне

Конкурс: «Найди игрушку»

Игра-фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку».

Самостоятельная деятельность в сухом бассейне

Заключительный

Развлечение «Цветные шарики».

Календарно – тематическое планирование проекта.

Дата

Дети

Сентябрь


Диагностика уровня психо- эмоционального состояния детей.

Беседа с детьми: «О правилах поведения в сухом бассейне»

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

Октябрь

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

«Сильные ножки», «Ловкие ноги»,«Спрячем ручки», «Схвати шарик»,«Поймай бабочку».

Ноябрь

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

 «Погреем ножки», «Быстрые ножки», «Рыбки», «Прятки»,«Жучки», «Велосипед».

Декабрь

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

«Кто быстрее», «Лягушки»,«Ежики спрятались»,«Бабочка летит».

Январь

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

«Юла», «Потанцуем», «Спрячь зайку от волка»,

«Найди мишку», «Строим домик», «Солнышко».

Февраль

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

«Зайки греются на солнышке»,  «Поздоровайся»,  «Волны», «Кто больше?»,  «Перекаты». 

Март

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

«Цветные острова», «Часики», «Полощем белье», «Шаловливые ручки», «Разноцветные круги».

Апрель

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

«Воронки», «Ныряем», «Перекаты», «Не замочи руки», «Найди и достань со дна бассейна», «Кто больше», «Ловкие ноги»

Май

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Упражнения, выполняемые в положении стоя

Упражнения с шариками в сухом бассейне

«Бочонок», «Эсковатор», «Салют», «Лягушка и жучок», «Включить моторы»







































Используемые игры.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

1.    Потянуться, пока не появится чувство напряжения в мышцах, удерживать такое положение 10-15 секунд, расслабиться и отдохнуть.

2.    Приподнимать голову и плечи, напрягая мышцы спины и живота.

3.    Подтянуть колено к груди, захватив его руками, удерживать положение 15-20 секунд, повторить упражнение для другой ноги.

4.    Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, отталкивая шарики ногами.

5.    Поглаживать шарики руками, разводя их в стороны.

6.    Сгребать шарики руками на себя («закопаться»).

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

1.    Опустить руки на дно бассейна и достать шарики.

2.    Разведение и сведение рук в стороны и вместе (как при плавании), поглаживая шарики.

3.    Приподнять руки вверх, посмотреть вперед, опустить.

4.    Движения руками, как при плавании, отгребая шарики от себя, затем выполняя обратное движение к себе.

5.    Повороты на бок, на спину, в обратном порядке.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

1.    Ходьба по шарикам в сухом бассейне.

2.    Перемещение в бассейне с помощью рук и ног.

3.    Перешагивание через бортик бассейна, держась за него руками.

«ВОРОНКИ»

Цели: массаж и развитие координации верхних конечностей. И.П. – дети стоят на коленях вокруг бассейна.

- опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяются левой рукой.

- опускаются обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения:

А) встречные , б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

«НЫРЯЕМ»

Цель: массаж шейных мышц. И.П. – ноги на полу перед бассейном, руки в упоре

-достаем головой дно бассейна

«ПЕРЕКАТЫ»

Цель: массаж и коррекция работы позвоночника.

И.П.- ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:

- ребенок скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

« НЕ ЗАМОЧИ РУКИ»

Цель: развитие динамической и статической координации. И.П.:обычная стойка в бассейне:

- разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками,

- ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.

«НАЙДИ И ДОСТАНЬ СО ДНА БАССЕЙНА».

Цель: развитее тактильных ориентировки, ощущений мелкой моторики.

Прячем на дне бассейна один или нескольких предметов, и просить ребенка найти их.


«КТО БОЛЬШЕ»

Цель: развить цветовосприятия и ловкости рук. Дается задание:

1. набрать и удержать в руках как можно больше шариков.

2.Собрать только шарики определенного цвета.

«ЛОВКИЕ НОГИ»

Цель: развитие координации, укрепить мышцы ног.

1.Ребенок сидит на бортике бассейна и старается ногами поднять шарики.

2.Поднять только шарики указанного цвета или определенное количество шариков.

«ВКЛЮЧИТЬ МОТОРЫ!»

Цель: укрепить мышцы ног, подвижность суставов

1.Лежа в бассейне на груди, активная работа ног

2.Лежа в бассейне на спине, активная работа ног

« БОЧОНОК»

Цель: развитие координации, мышц спины, живота, ног.

Перекаты «бочонком» к одному бортику бассейна, к другому.

«ЭСКОВАТОР»

Цель: укрепить мышцы живота, ног, подвижность суставов.

И.П.: Лежа в бассейне на спине ноги вытянуты.

1.- Ногами зачерпываем шарики, подтягивая колени к груди.

2.- Ноги выпрямляются, шарики высыпаются.

«САЛЮТ»

Цель: укрепить мышцы живота, ног.

И.П.: Лежа на спине, ноги вытянуты.

1.- Ноги врозь, захватить шарики, соединить ноги и подбросить ногами шары

вверх.

«ЛЯГУШКА И ЖУЧОК»

Цель: развитие координации, укрепление мышц спины, рук, ног.

    1. Лежа на груди плывем способом «брасс»

    2. Лежа на спине «жучок барахтается»

«Сильные ножки».

Дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.

«Ловкие ноги».

Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.

Усложнение: поднимать шарики определенного цвета или указанное количество шариков.

«Спрячем ручки».

Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.

«Схвати шарик».

Взрослый держит ребенка над сухим бассейном и просит его схватить шарик двумя руками, затем одной рукой (сначала правой, потом левой).

«Поймай бабочку»

Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

«Погреем ножки»

Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на его дно ноги.

Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение, погружая ноги в сухой бассейн путем набрасывания на них шариков руками.

«Быстрые ножки»

Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.

«Рыбки»

Лежа на животе в сухом бассейне, дети имитируют плавательные движения.

«Прятки»

Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«Жучки»

Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

«Велосипед»

Лежа на спине, дети имитируют вращение педалей велосипеда.

«Кто быстрее»

Исходное положение: стоя в бассейне на четвереньках. По сигналу взрослого дети ползут до ориентира (например, игрушки).

«Лягушки»

Исходное положение: стоя на стуле (высота равна высоте бортика бассейна). Ребенок прыгает со стула в бассейн.

Детей младшего возраста взрослый придерживает за руки.

«Ежики спрятались»

Исходное положение: лежа в бассейне на спине. Дети прижимают колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.

Дети младшего возраста выполняют это упражнение без перекатов.

«Бабочка летит»

Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.

«Юла»

Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети с помощью ног вращаются вокруг себя.

«Потанцуем»

Исходное положение: стоя в бассейне, в каждой руке по шарику. Развести руки в стороны, повороты вокруг себя.

Дети младшего возраста, разведя руки в стороны, совершают легкие пружинистые движения.

«Спрячь зайку от волка»

 Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары.

Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение стоя.

«Найди мишку»

 Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.

Дети четырех лет и старше выполняют это упражнение следующим образом: они стоят рядом с сухим бассейном, педагог при них прячет игрушку в шары, после чего дети запрыгивают в бассейн и отыскивают ее.

«Строим домик»

Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров.

Дети четырех лет и старше строят домики (набрасывают горки) определенного цвета.

«Зайки греются на солнышке»

 Дети лежат в бассейне, поворачиваясь то на правый, то на левый бок. Руки при этом находятся в произвольном положении.

Дети четырех лет и старше при выполнении упражнения держат руки на поверхности шаров.

«Поздоровайся»

Дети сидят в бассейне полукругом, руки до плеч погружены в шарики. Водящий должен поздороваться с каждым за руку «под водой».

«Волны»

Дети стоят на коленях вокруг бассейна, опускают в него обе руки и одновременно делают вращательные движения: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

«Кто больше?»

 Дети сидят в бассейне с шариками. Педагог дает им задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков.

Усложнение: брать шарики определенного цвета.

«Перекаты»

 Ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты. Затем он скатывается с бортика в бассейн и перекатами добирается до противоположного бортика бассейна, сохраняя горизонтальное положение туловища.

«Цветные острова»

Двое-трое детей устраиваются внутри бассейна поближе к бортикам, каждый называет цвет своего будущего острова. По сигналу дети начинают подгребать под себя шарики для сухого бассейна выбранного цвета, создавая остров определенного цвета. Задача игрока: удержаться на поверхности острова, не прова­литься, что очень нелегко. Побеждает тот, кто за 5 минут сотво­рит для себя самый большой островок.

«Часики»

Первый вариант — с опорой на руки; второй вариант — без опоры на руки. Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: вначале одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу. Упражнение направлено на укрепление мышц нижних конечностей, координацию работы позвоночника, повышение опорности рук.

«Полощем белье»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, осуществляя движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Шаловливые ручки»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Разноцветные круги»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него правую руку и «рисует» большие разноцветные круги (вращательные движения правой рукой), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Солнышко»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

Список используемой литературы.


1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

2. Браудо Т. Е. и др. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты// В сб. сенсорные комнаты «Снузли». – М.: ООО Фирма «Вариант», 2001.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

4. Дубровина И.В. Младший школьник: Развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. . – М.: Просвещение, 2003.

5. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.,1980.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном-пресс, 1998.

7. Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. М., 1995

8. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999

9. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ "Перспектива", 2002.

10. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. –М.: АРКТИ, 2006


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее