МКОУ Новомарковской С.О.Ш. структурное подразделение детский сад.
Проект для разновозрастной группы
«СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Воспитатель1 кк.Петренко Л.П.
2022г.
Тип проекта :Образовательно-творческий, групповой.
Цель : приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать синицу по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в группе.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.
2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме
6. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.
Участники проекта
Дети дошкольного возраста ,родители, воспитатели группы.
Сроки реализации :Краткосрочный
Предполагаемый результат:
Дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день»;
Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах.
Рассказывают о помощи человека зимующим птицам.
Любят и бережно относятся к природе.
Продукт проектной деятельности:
Демонстрация художественного творчества детей (рисунки птичек – синичек);
Составление презентации.
Оформление информационной газеты.
Развешивание кормушек на участке.
Актуальность
Воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний
- экологически правильного отношения к природным объектам.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.
Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя. Помощь родителей также необходима для поощрения наиболее успешных воспитанников при проведении конкурсов.
Проблема
У воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала;
деятельность детей – вхождение в проблему.
Основной этап:
Происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение стихов, оформление информационной газеты и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
Приложение1 .Занятие № 1
Тема: «Зиновий-синичник» русский народный праздник.
Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.
Задачи:
Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)
Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четвёртый лишний».
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
Разучивание заклички «Синиченька-невеличенька».
Чтение стихов про синичек.
Рисование гуашью «Синичка».
Ход занятия: (дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.
Спинкою - зеленовата,Животиком - желтовата,
Шустро зёрнышки клюёт спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –Желтопузая … (синичка)
- Правильно ребята – это синичка. 12 ноября русский народ отмечает праздник «Зиновий-синичник». С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.
Шустрые синички птички-невелички,
Прилетают в города на зиму где есть еда.
- Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки домов. Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.
- На зиновий-синичник детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости. Давайте и мы с вами позовём их к нам, дети встают у стульчиков и рассказывают закличку.
Синиченька-невеличенька ,прилетай ты к нам
Из чужих краёв принеси ты нам.
Зиму снежную, зиму тёмную Синиченька-сестриченька
Созывай снегирей и лети к нам скорей!
- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?
- Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.
- Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки:
Не велика синичка, да тоже птичка.
Мала синичка, да ноготок востёр.
- А ещё русский народ примечал: (знакомство с народными приметами).
Синица к избе – зима на двор.
Синичка в окно постучит – будет известие.
Пусть снег вокруг искрится и зимний ветер злится.
Поёт не уставая Синица расписная.
- Ребята, давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».
Дети встают парами, идут по кругу и поют:
Летели две птички ростом невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Как они вставали, крепко обнимались (целовались).
(В так пению играющие машут руками-крыльями.
На слова «садились» все приседают.
На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями.
Затем обнимают друг друга).
- Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
- За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники.
Приложение 2.Занятие №2
Тема: «Кормушки для зимующих птиц»
Задачи:
формировать интерес к явлениям природы;
учить детей рассматривать сюжетную картину;
учить слушать рассказ воспитателя по картине;
упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи предложения.
Словарная работа: Зима, Кормушка.
Оборудование: картина "Дети кормят птиц зимой".
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите на картину.
-Как вы думаете, какое время года изображено на ней? А почему вы так решили? (снег, зимняя одежда). Правильно, молодцы.
- Это кто? (девочка). Что она делает? (кормит птиц). Чем кормит? (зернышками).
- А мальчик что делает? (кормит белочку орешками). Как называется этот домик для птиц?(кормушка).
Слово "кормушка" дети повторяют хором и индивидуально.
Воспитатель: Зачем нужна кормушка? Что еще изображено на картине? (снеговик). Дети слепили снеговика из снега.
Физкультминутка
Воспитатель: Дети, послушайте рассказ по картине: Наступила зима. Выпало много снега. Мальчик с девочкой пошли гулять на улицу. Они слепили снеговика. Девочка и мальчик увидели кормушку, которая висела на дереве. Девочка подошла к кормушке и стала кормить птиц зернышками. А мальчик кормил белочку орешками. Дети были рады, что смогли покормить голодных птиц и белочку.
Воспитатель:
Дети, вам понравился рассказ?
А что понравилось?
А вы хотели бы помогать птицам зимой?
- В прошлом году вы вместе с родителями изготовили кормушки для наших зимующих птиц. И сегодня, когда мы с вами пойдем на прогулку, то возьмем их с собой, развесим на участке и насыплем зернышек в ваши кормушки.
Приложение 3.
Беседа с детьми «Синичкин день»
«Эта маленькая птица называется синица.
Любит лес и огород, вредных гусениц клюет»
Сегодня мы узнаем многое об этой птице. Ведь эта птица непростая. У нее даже есть свой праздник в нашей стране. «Синичкин День» уже несколько лет отмечают в России 12 ноября по решению Союза охраны птиц России. Размером синица невелика, как воробей.
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? (Ответы детей). Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением около жилья людей они дают сигнал людям, что скоро зима, не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Для этого люди делают кормушки и специальные домики-синичники. (Показ иллюстрации).
Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё – лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
И так, сегодня мы познакомились с синицей. Мы многое о ней узнали и умеем теперь выделять ее из других птиц по окраске, песням. Знаем, почему у синиц есть праздник. Будем подкармливать синиц зимой. Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах, садах, парках. Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.
Посмотрите, как птички-синички обрадовались. Они говорят вам спасибо за ваше угощение. И нам стало с вами весело. А давайте тоже превратимся в птичек-синичек и потанцуем.
Физкультминутка «Шустрые синички»
Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ножке)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ножке)
Завертелась, как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головой)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
Подвижная игра «Синички и кошка»
(Дети стоят в кругу и произносят слова, «кошка» сидит внутри круга.)
Желтогрудая синица с ветки прыг, на ветку скок,
Веселится от души,собирает хлеба крошки,
Кошка птичку не страшит.Кошке тоже не сидится,
Кошка точит коготок.Мяу-мяу, сейчас поймаю!(Дети разбегаются врассыпную, «кошка» ловит птичек.)
III этап:
Представляется результат выполнения проекта:
Оформлена информационная газета;
Разукрашивание картинок с изображением синичек;
Рисование синицы нетрадиционным методом (ладошкой);
Выставка детских работ из пластилина «Друзья – синички»
Изготовление синички из картона.