«Осенний фестиваль знаний 2024»

Проект.Роль песни в годы ВОВ

Проект по теме:"Роль песни в годы Великой Отечественной войны" доказывает истинную роль песни в годы войны,способствует расширению и углублению знаний школьников о текстах военных песен их авторах.Воспитывает патриотизм,любовь к своей стране,истории,литературе и музыке.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Оглавление

1.Введение 2-3 стр.

2. Основная часть 3-11 стр.

3.Заключение 12-14 стр.

4.Список литературы 14 стр.

5. Приложения 15 -22 стр.

6. Рецензия 23 стр.

7. Отзыв 24 стр.

































Введение

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне - выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В 2020 году мы празднуем семидесятипятилетние этой Великой Победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.

Великая Отечественная война - это, пожалуй, самое крупнейшее событие XX столетия, повлиявшее на многие области отечественной культуры, в том числе и на музыкальное искусство. Именно музыка стала помощником людей в этот не легкий для них период - период войны.

Для всех народов, для разных поколений людей любая война являлась всеобщим горем и Великая Отечественная не стала исключением. Она продолжалась с 1941 по 1945 год, и в это время интерес к музыкальному искусству не ослабевал, но так как простой человек не мог повлиять на исход войны в силу своей незначительности, на помощь ему приходила музыка, служащая неким успокоительным. С песней бойцы отдыхали в короткие часы затишья, вспоминали родных и близких. На фронтах не умолкала музыка, дающая эмоциональную окраску всему происходящему, поднимая патриотический дух людей, подаривших нам победу в войне.

Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще Александр Васильевич Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал всё новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - всё то, что помогало преодолеть военные трудности.  Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии более чем 74 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены мои поиски и исследования, результатом которых стал мой проект. «Роль песни в годы Великой Отечественной войны»

Актуальность проекта. Песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в песнях военных лет наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. В человеке с детства нужно воспитывать эти духовные ценности, именно они никогда не потеряют своей актуальности. А в связи с 75 – летием Победы они наиболее востребованы.

Объект исследования. Песни Великой Отечественной войны

Цель проекта: определить роль и значение военной песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

- собрать материал о песнях Великой Отечественной войны;

- изучить историю создания известных песен о войне;

- узнать, какие песни были особенно популярны в годы Великой Отечественной войны;

- побудить интерес к песням Великой Отечественной войны.

провести анкетирование.

Гипотеза: если музыка обладает энергетикой, то можно предположить, что патриотическая военная песня может   оказывать сильное влияние на волю человека к победе.

Основная часть

Самые популярные песни о войне с 1941 года

1.«Священная война»

Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня Александра Васильевича Александрова на слова Василия Ивановича Лебедева - Кумача «Священная война», проникнутая мужественной решимостью народа отстоять Родину от «фашистской подлой нечисти». Песня была создана в первые дни жестоких сражений с врагом и, по меткому выражению одного советского музыковеда, явилось своего рода, «музыкальной эмблемой Отечественной войны». Текст этой могучей и грозной песни был впервые опубликован в «Известиях», 24 июня 1941 года. В тот же день руководитель краснознаменного ансамбля композитор А.В. Александров написал музыку песни. А на следующий день ее разучила оставшаяся в Москве небольшая группа ансамбля. Премьера песни «Священная война» состоялась на Белорусском вокзале. По просьбе слушателей эта песня звучала еще и еще раз. Она была полна внутренней энергии и огромной силы. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. Песня «Священная война» с большой силой выразила и в музыке и в словах то состояние, которое испытывал наш народ в начале войны: здесь ярко переданы и ощущения страшной опасности, нависшей над нашей Родиной, и горечи вынужденного отступления, и ненависти к фашизму, и глубокая вера в победу над врагом. Так начался славный путь этой песни.

Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Весной 1942 года небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами, а силы защитников были на исходе. И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру. Врагу советские воины не сдались.

Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был автором многих красноармейских песен. В годы мирного строительства его стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», "Если завтра война" и многие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями.

     На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла.

2.«Землянка»

И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка».
Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле.
      Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли на ум; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была неожиданной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду.

3. «В лесу прифронтовом»

Песня «В лесу прифронтовом» написана на слова Михаила Исаковского и на музыку Матвея Блантера. Стихи были на писаны, когда шёл второй год войны. Автор отправил их своему старому приятелю Матвею Блантеру, а спустя пару месяцев услышал песню по радио в исполнении Ефрема Флакса. В ней ярко выражены настроение и основная идея стихов Исаковского - не только раздумья и воспоминания о мирной жизни, но и призыв к борьбе с ненавистным врагом, потому что дорога к дому, к любимой ведет через войну, через испытания и невзгоды.

4. «Тёмная ночь» Не менее значимое место на фронтах и в тылу заняла песня «Тёмная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова, написанная для фильма «Два бойца».

Есть песни, которые становятся чем-то гораздо большим, чем просто музыкальное произведение. Именно так произошло и с песней Никиты Богословского «Тёмная ночь». Написанная в буквальном смысле на скорую руку песня стала настоящим гимном жизни и надежде. В 1942 году на Ташкентской киностудии, которая стала средоточием кинематографистов и театральных работников, Леонид Луков снимал фильм «Два бойца» – рассказ о фронтовой дружбе двух солдат. Первоначально в этом фильме песни не планировалось. Но уже когда съёмки почти подходили к концу режиссер потребовал от Никиты Богословского музыкальное сопровождение сцены в землянке.

Богословский позже вспоминал, что в один из вечеров к нему пришёл Луков со словами: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». В тот же день, Марк Бернес, известный в СССР киноактёр и певец, записал фонограмму для песни и эпизод сняли в течение суток. Аркадий Дзюбин, так звали героя фильма в лице Марка, невероятно душевно и волнительно спел «Тёмную ночь» в протекающей землянке недалеко от фронта. Все, кто видели хоть раз фильм «Два солдата» помнят этот момент.

За время своего существования песню исполняли многие певцы. Список исполнителей включает в себя 26 артистов, не считая Утёсова и Бернеса. 

5. «Синий платочек» Необычна судьба песни с двойным рождением – «Синий платочек». Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз.

На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся, мелодическую импровизацию. Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы её пела популярная певица Е. Юровская, которая и записала эту песню на пластинку.

Наряду с военными песнями, довоенная лирика обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. Песня-символ имела в военное время несколько вариантов. Например, в начале войны пели:

22-го июля,Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война. 

Но самым популярным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко. Это и считается вторым рождением песни. Автор стихов возрождённого варианта «Синего платочка» - сотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Александрович Максимов. Написать новый текст песни Максимову предложила Клавдия Шульженко, а напечатаны эти стихи были в газете «За Родину». И она появилась.

Песня особенно пришлась по душе пулемётчикам из-за строки: «Строчит пулемётчик за синий платочек…».

Теперь мы знаем, что только в Красной Армии, только в Советской стране грустное лирическое стихотворение может выполнять функции боевой, воодушевляющей песни.
  6. «Огонек». Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. На улицах ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывали шторами и листами черной бумаги. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Точкой отсчёта в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года – день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Васильевича Исаковского «Огонёк» с подзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к нему написана музыка,  К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду. Известны публикации мелодических версий «Огонька», принадлежавших разным профессиональным и самодеятельным композиторам. Но автор музыки неизвестен.   Впервые с мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Александровича Нечаева. Он спел «Огонёк» с эстрадным оркестром Радиокомитета под управлением В. Н. Кнушевицкого. По всей вероятности, именно он и осуществил первую музыкальную редакцию, запись и аранжировку того напева, который бытовал в устной традиции, передавался из уст в уста, с живого голоса на живой. Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар. Вражеские самолеты не найдут цели. Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня неразрывной связью скрепила фронт и тыл.

7. «Катю́ша» — популярная советская песня. Знаменитая «Катюша», стала песней, которая будучи написанной еще до войны, не потеряла своей актуальности, а приобрела другой смысл. «Катюша» песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написанная поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания. И к границам были устремлены тревожные взгляды старшего и молодого поколения. На Дальнем востоке японские милитаристы выставили против нас пограничные гарнизоны. К моменту создания песни «Катюша» прошло почти два десятилетия после гражданской войны, но пограничники словно остались на линии фронта. Так держали они бессменную вахту, чтобы 22 июня на западе первыми принять на себя удар бронированной орды Гитлера. Мысль о пограничниках, думы о них, не обходившие никого, оказались сконцентрированными в песне «Катюша», написанной двумя совсем-совсем штатскими, очень мирными людьми. И лирическая песня, почти песенка, запелась в народе не легко и буднично, а с каким-то глубоким и тревожным чувством. Кто бы мог подумать, что, выйдя из песни, зазвучит это имя - Катюша, так грозно, станет воином? Очень простые слова песни в годы войны приобрели могучую весомость и значимость. Однажды в прифронтовом лесу появились страшные грузовики с какими то высокими, косо поставленным сооружением в кузове, плотно, без щелей, укрытым брезентовым чехлом. Машины находились под усиленной охраной. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Их экипажи быстро сняли брезенты. Под ними оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов. Раздался залп. В стан врага помчались, чертя траекторию, огненные стрелы. С быстротой их полета распространилась по фронту их слава - слава реактивных снарядов советского изобретения. В первые же дни своего пребывания на фронте они получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя - Катюша. Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слова, соответствующие его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. А может быть, первый, увиденный залп РС, наблюдал, как машины вышли на крутой берег, и чисто зрительное восприятие послужило толчком для образа: песня война композитор катюша выходила на берег Катюша…Это имя, взятое из песни, оказалось настолько подходящим, что и военные, приученные к точности терминологии, вскоре стали называть свое оружие только «Катюшами». Больше того - вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная, лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности. Песни Великой Отечественной войны были написаны в те годы, когда решалась судьба не только нашей Родины, но и всего человечества, всей мировой культуры, которую надо было отстоять в долгой и напряженной борьбе с фашизмом. Никогда не забудет суровое военное время наш народ, никогда не забудет он, и лучшие песни того времени.

8. «Смуглянка»  Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.
«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.

В последующие годы ее пели многие известные артисты. Лауреатом «Песни-75» была «Смуглянка» в исполнении дуэта Софии Ротару и Миодрага Евремовича.

9. «Заветный камень» - популярная песня военной поры о моряках-севастопольцах авторства Бориса Мокроусова (музыка) и Александра Жарова (текст). Композитора Б.А. Мокроусова многое связывало с городом русской славы - Севастополем. В июле 1941 года он был призван на флот и оказался среди его легендарных защитников. Там он встретился и подружился с поэтом А. А. Жаровым. Но затем они расстались: А. Жарова срочно вызвали в Москву и отправили на Северный флот, а Б. Мокроусов остался в осажденном Севастополе...

«Встретились мы снова с Борисом Андреевичем лишь в 1943 году, - вспоминал Жаров. - Композитор рассказал мне о том, что прочитал недавно в газете очерк «Севастопольский камень» о легендарных последних защитниках города, которые унесли с собой камень - частицу родной земли, поклявшись, что обязательно вернутся в родные края и водрузят этот камень на то самое место, где он лежал. Именно под названием «Камень Севастополя», песня-баллада была опубликована в газете «Красная звезда» вместе с нотами 11 января 1944 года. В архиве композитора удалось отыскать и более раннее ее издание, датированное октябрем 1943 года, — репертуарную листовку для краснофлотской художественной самодеятельности «Краснофлотская эстрада». Так что в 1944 году песню уже хорошо знали на фронте, в особенности моряки.

 Одним из первых песню «Заветный камень» исполнил Леонид Осипович Утёсов, надолго сохранивший её в своем репертуаре. «Есть у нас царь-пушка, есть царь-колокол и есть у нас царь-песня – «Заветный камень», – говорил Утёсов, представляя это замечательное произведение в одной из телевизионных передач, где рассказывалась её история.

10. Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. Интересно, что в первоначальном варианте песни были такие слова: 
Ночь коротка, 
Спят облака, 
И лежит у меня на погоне 
Незнакомая ваша рука. 
   Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название «Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образом песня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони». 

11. Песня «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года! Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии Берлине.

Эта песня родилась непосредственно в День Победы. Поэт Цезарь Солодарь в качестве военного корреспондента присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Написал под впечатлением эпизода, свидетелем которого он был.

Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков немецкой столицы, все еще заваленной щебнем и покореженным железом, лихо орудовала флажком юная регулировщица в пилотке. Десяток берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями.

Цезарь Солодарь вспоминал:

«Вдруг послышался цокот копыт, и мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без седел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре 1941 года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, но можно было заметить, что какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись ехавшему на поджаром дончаке молодому казаку, задиристо крикнула:

— Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду:

— Рысью!

Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощанье махнул рукой регулировщице...».

Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились. По их предложению стихи были усилены лихим припевом:

Казаки, казаки!
Едут-едут по Берлину
Наши казаки.

Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня «Казаки в Берлине» была написана за один день — 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся страна.

11. Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

В нашем классе был проведён опрос на тему: Песни Великой Отечественной Войны Вопросы:« Какие песни вы знаете о Великой Отечественной Войне ?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?». В опросе приняли участие 20 учеников 4 б класса.

Результаты опроса.

1.Какие песни вы знаете о Великой Отечественной Войне ?

10 учеников 50% «А закаты алые, алые, алые»

8 учеников 40 % «День Победы»

2 ученика 10% «Священная война»

2.Где звучат эти песни сегодня?

12 учеников 60% Звучат на ТВ, по радио

8 учеников 40% На праздничных концертах ,посвященных Дню Победы

3.Кто автор этих песен?

20 учеников 100% Не знаю

Никто из обучающихся ничего не знал об авторах и истории создания этих

песен.

Заключение

      Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
     Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю для нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.
    Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.

Роль музыки в войне огромна, ведь если бы ее не было, то скорее всего не было бы и того невероятного настроя русских бойцов на победу, того огромного чувства патриотизма. Получается, что во многом сегодняшнему человеческому счастью жизни без войны мы обязаны музыке. Музыкальное искусство можно смело назвать главной поддержкой и опорой в трудные минуты жизни.

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.

Вместе с Отчизной песни встали в солдатский строй с первых дней войны и прошагали по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили!

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они, и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.

Много известных и любимых нами песен было написано:

  • «Дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

  • «Ехал я из Берлина» муз. И. Дунаевского, сл. Л. Ошанина.

  • «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

  • «Хотят ли русские войны?» муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко.

  • «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной...») муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова.

  • «На безымянной высоте» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

  • «Алёша» муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина.

  • «За того парня» муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского.

  • «Нам нужна одна победа» муз. и сл. Б. Окуджавы.

  • «Последний бой» муз. и сл. М. Ножкина.

  • «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.

  • «Бери шинель, пошли домой» муз. В. Левашова, сл. Б. Окуджавы.

  • «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

  • «Были два друга» муз. С. Германова, сл. В. Гусева.

  • «Вася-Василёк» муз. А. Новикова, сл. С. Алымова.

  • «Вечер на рейде» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина.

  • «В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

  • «В лесу прифронтовом» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

  • «Вот солдаты идут» муз. К. Молчанова, сл. М. Львовского.

  • «Враги сожгли родную хату» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

  • «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» муз. В Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

  • «Где ж ты, мой сад?» муз. В. соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

  • «Давай закурим» муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля.

  • «Давно мы дома не были» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

  • «Дорожка фронтовая» муз. Б. Мокроусова, сл. Б. Ласкина и Н. Лабковского.

  • «За фабричной заставой» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского.

  • «Лизавета» муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского.

  • «Любимый город» муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского.

  • «Моя любимая» муз. М. Блантера, сл. Е. Долматовского.

  • «На солнечной поляночке» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

  • «Не стареют душой ветераны» муз. С. Туликова, сл. Я. Белинского.

  • «Огонёк» муз. Б. Мокроусова, сл. М. Исаковского.

  • «Перелётные птицы» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

  • «Под зёздами балканскими» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

  • «Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова.

  • «Пора в путь-дорогу» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. С. Фогельсона.

  • «Прощайте, скалистые горы» муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.

  • «Прощание» муз. Д. Покрасса, сл. М. Исаковского.

  • «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

  • «Случайный вальс» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского.

  • «Смуглянка» муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова.

  • «Соловьи» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

  • «Там, вдали за рекой» сл. Н. Кооля, обработка А. Александрова.

  • «Тёмная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

  • «Три танкиста» муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкина.

  • «Фронтовики, наденьте ордена» муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева.

  • «Эх, дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

Литература.

    1. «Песенная летопись Великой Отечественной войны» А.И. Железный.

Издательство: Современная музыка Киев 2010 г.

    1. «Песни войны и Победы» Кузин О. Издательство: Трибуна, Голос-Пресс
      Москва 2005 г.

    2. «Любимые песни военных лет» Завадская Н. Издательство: Советский композитор Москва 1987г.

    3. https://zen.yandex.ru/media/conflict/rol-pesni-na-fronte-5ac0a2495816697b783ad829

    4. https://aif.ru/dontknows/10_legendarnyh_pesen_perioda_velikoy_otechestvennoy_voyny







8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее