Проект «Родители наши друзья»
Цели: активизировать взаимодействие родителей с педагогами; интегрировать средства общественного и семейного воспитания дошкольников.
Задачи:
Создать благоприятные условия для взаимодействия с родителями дошкольников в целях дальнейшего сотрудничества;
Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;
Включить родителей в образовательный процесс как активных субъектов;
Раскрыть перед родителями суть основных приемов развивающего образования;
Создать комплект творческих методически работ: видеофильмы, библиотеку сочинений детей, набор памяток и рекомендаций для родителей. Др.
Обоснование проекта. Семья как социальный институт, с которым связана педагогическая деятельность образовательного учреждения, находится сегодня на предельно сложном этапе своего развития. Взрослые люди с различной степенью успешности привыкают к интенсивно меняющимся социально-экономическим условиям российского бытия. Процесс социальной адаптации личности, множество сопровождающих его противоречий существенным образом затрудняют выполнение родительских функций. В результате мы видим множество родительских «воспитательных просчетов», устранить которые можно во взаимо-действии с педагогами учреждения дошкольного образования детей.
В ходе исследования были выявлены следующие типичные проблемы: как осуществить эффективное сотрудничество на основе дифференциации стиля взаимодействия с отдельными группами родителей детей старшего возраста; как оптимальным образом использовать возможности дошкольной образовательной организации в организации взаимодействия ДОО с родителями.
Основная идея проекта.
Разработка идея проекта «Родительские встречи» обусловлена потребностями родителей дошкольников, которые были выявлены в результате специально осуществленного констатирующею исследования. Своего рода узел разрешаемых противоречий связан со следующими факторами:
-приобретением знаний в области психологии, педагогики и методики семейного воспитания;
-систематизацией информационною методическою банка данных в соответствии с задачами комплектования «Библиотечки для родителей» под условным названием «Как помочь своему ребенку стать счастливым?»;
-пониманием проблем и перспектив личностно-познавательного роста собственного ребенка;
-своевременным оказанием ребенку повседневной оперативной эмоционально-практической помощи, разносторонней его поддержки.
Условия реализации проекта.
К необходимым психолого-педагогическим условиям относятся следующие: доверительное отношение между участниками встречи; учет особенностей взаимоотношений родителей и детей; системность и периодичность проведения встреч.
Содержание проекта.
В разрабатываемом проекте предусмотрены следующие шесть блоков взаимодействия.
Психолого-педагогический блок включает в себя цикл бесед по вопросам воспитания, образования, развития детей, их взаимодействия со взрослыми; отношение детей к книге, чтению, словотворчеству и т.д.
Фото с занятий. Фотообзор занятий по развитию речи, математике, предметов художественного и музыкального направления, мини-фрагменты концертных выступлений, театрализованных представлений; показ видеожурнала «Родительские посиделки».
Презентация новых изданий для родителей. Представление «Библиотечки для родителей», газета «Дом для творчества», имеющихся методических пособий и др.
Наша игротека. Представление коллективных игр для детей, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и взрослых, ознакомление с настольно-печатными играми образовательно-развивающей направленности.
Справочное бюро «Вопросы и ответы». Организация вопросов с помощью условного «Почтового ящика», заданных в письменной форме и адресованных психологу, социологу, педагогам-предметникам и др.
Встреча с педагогами творческих коллективов, работающих с детьми школьного возраста.
Этапы реализации проекта «Родители наши друзья».
| № | Проектируемы результаты | Используемые критерии | Способ оценки |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | Активизация позиции родителей на взаимодействие | Динамика участия родителей в образовательном процессе | Экспресс-опрос. Количественно регистрируемые показатели ролевой позиции: инициатор, организатор, активный участник, наблюдатель, игнорирующий. |
| 2 | Мотивация родителей к созданию воспитывающей семейной среды. | Изменение отношения к организации семейного досуга | Анализ вопросов, заявок, анкетирование, тестирование и др. |
| 3 | Создание банка информационно методической продукции: - видеоролики-репортажи; -видеосюжеты для психолого-педагогического просвещения; «Библиотечка для родителей» (книжки-малышки и др.); памятки, рекомендации; тематические аудиозаписи и др. | Анализ востребованности методической продукции. Практическая ориентированность, актуальность проблематики. Разнообратно жанров. | Независимая экспертиза. |
| 4 | Создание комплекса детских творческих работ: загадки, рисунки, мини-рассказы и др. | Оригинальность. Увеличение словарноо запаса. Гибкость мышления и др. | Количество востребованных методических прдуктов. Наблюдение. Создание ситуаций. Тесты. |
Перспективы развития проекта:
Инициировать во взаимодействии с семьями воспитанников партнерский стиль общения.
Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи активно применять современные, нетрадиционные формы работы.
Использовать в воспитательно-образовательном процессе ДОО критериально-диагностические параметры оценки эффективности сотрудничества субъектов образовательного процесса, а также приемы организации позитивного сотрудничества с семьями детей.
Адаптировать полученный в результате проекта опят в работе с неблагополучными семьями воспитанников.
Опубликовать сборник статей по разработанным и апробированными материалам проекта.
Родители принимали активное участие в работе по проекту. Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО соответствует требованиям ФГОС ДО.
Так, например, папа Любы, по профессии журналист принимал участие в подготовке видеорепортажей с различных занятий.
Мама Катюши помогала подобрать музыку к сюжетам.
Родители Гектара, Маши, Виолетты сделали театр теней и поставили 2 пьесы совместно с детьми.


