«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проект "Путешествие по Новосибирску"

Проект для подготовительной группы, посвященный предстоящему 125летию родного города

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Педагогический проект «Путешествие по Новосибирску»

МКДОУ д/с 440

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему

дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своему государству, к его истории,

его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С. Лихачёв

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность темы определена запросами общества и конкретизирована в Стратегических ориентирах воспитания, сформулированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в редакции от 13.01.2015г. Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности,  инициативу, творчество, поиск форм и методов работы всех участников образовательных отношений по решению одной из наиболее важных и глобальных проблем современного общества, направленную на: «… Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Поэтому предназначение

данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление о Родном крае. Он должен способствовать самообразованию родителей и быть стимулом к взаимодействию всех участников образовательных отношений, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

В нашем проекте затронута проблема сохранения и изучения культурно исторического наследия города Новосибирска и области, патриотического воспитания через знакомство с малой Родиной, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Наш город уникален в своей акселерации – молодой, но бурно растущий, с развивающейся культурой и наукой. Для детей слово «Новосибирск» долгое время будет означать целую вселенную, безграничную и наполненную самыми замечательными предметами и событиями: запах ванили из соседней булочной, цветомузыкальный фонтан, куда так весело приходить с мамой и папой по выходным, добрый пони, что прокатит по таинственному и заснеженному парку… - все это в книгах для взрослых называется «малая Родина», но для ребенка – это огромный Мир!







СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный, с 1.10 по 4.11.2017.

ТИП ПРОЕКТА

По виду деятельности: творческий, информационный.

По числу участников: групповой.

По форме: интегративный (речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие).

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

ЦЕЛЬ: углубление и обобщение знаний детей и родителей о родном городе, повышение интереса к родному городу, к прошлому и настоящему родного края.

ЗАДАЧИ:

Способствовать развитию бережного отношения к городу, его природе, достопримечательностям, культурным ценностям; воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Формировать целостную картину мира, давая представление о связи времен, поколений и культур; развивать связную речь детей; обогащать словарь детей, учить независимо мыслить, фантазировать.

Создание условий, культурно-образовательной среды для объединения усилий ДОУ и семьи в направлении эффективного нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Повышение компетентности, психолого-педагогической культуры родителей в решении задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

Неформальное вовлечение и привлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Условием качественной реализации данного проекта являются следующие принципы:

  • личностно-ориентированные - обеспечивают становление личности, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности; обеспечение личной значимости образования для каждого ребенка;

  • культурно-ориентированные принципы – обеспечивают принятие ребенком обобщенных, целостных представлений о мире, о месте в нем человека;

  • деятельностно-ориентированные принципы – обеспечивают личностно-деятельностный подход к дошкольному образованию.



МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение опроса с целью выявления представлений детей о родном крае; компетентности родителей в области краеведения.

3. Построение образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей воспитанников в педагогический процесс.

4. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием нашего города;

- будет создана комфортная обстановка при совместном решении поставленных исследовательских и творческих задач в союзе «ребенок-взрослый»;

- у детей будет сформировано представление целостной картины мира, пополнится словарный запас воспитанников, будет развиваться связная речь;

-повысится компетентность родителей в вопросах краеведения и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками.

В соответствии с поставленной целью был разработан поэтапный план реализации проекта:

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Источник выбора темы – социальное событие, приближающийся юбилей города.

На данном этапе использовались следующие методы исследования:

-  наблюдения  за играми детей;

- диагностика представлений и отношения детей к родному городу (приложение № 1)

- беседы с родителями и детьми.

Способ введения детей в тему проекта – использование модели трёх вопросов:

  • Что мы знаем?

  • Что мы хотим узнать?

  • Как и где нам найти ответы на вопросы?


Получили следующие результаты:

1.  Смогли составить рассказ о городе в группе 65 % детей

2. Имеют представление, что  город со временем меняется, рассказывают, каким образом 34 % детей

3. Имеют представление, как люди заботятся о  городе, 70 % детей (не сорят; сажают деревья; красят дома, скамейки, детские дворики; высаживают цветы; выходят на субботники; украшают к праздникам и др.)

4. Знают,  как дети могут заботиться о городе 48 % детей (подметают; убирают снег; помогают взрослым; кормят зимой птиц; не сорят).

Кроме того, на данном этапе мы изучали методическую литературу; и занимались организацией предметно-развивающей среды.



ВТОРОЙ ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Области программы

Формы и методы работы с детьми

Формы и методы работы с родителями

Речевое развитие

  • Беседы «Мы гуляем по Новосибирску», «Вдоль по улицам Новосибирска», «Символы нашего города», «Какие разные театры», «Памятники города», «Где мы любим гулять?», «Интересные места Новосибирска», «Достопримечательности Новосибирска» и др.

  • Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Моя улица», «Достопримечательности моего города»

  • Чтение произведений Ю.М.Магалифа "Типтик», «Приключения Городовичка", «Кот Котькин»

  • Чтение стихов о Новосибирске

  • Заучивание стихов

  • Составление описательных рассказов «Памятники Новосибирска», «Мой любимый театр», «Достопримечательности нашего города» (одна на выбор), «Любимое место отдыха в городе»

  • Составление кроссвордов по теме «Новосибирск»

  • Разучивание стихотворений новосибирских авторов


Познавательное развитие

  1. НОД «Новосибирск – столица Сибири»

  2. НОД «Мой родной край»

  3. НОД «Государственные символы нашего города»

  4. НОД «Мой город вчера, сегодня, завтра»

  • Рассматривание карты г.Новосибирска

  • Рассматривание открыток и иллюстраций с видами города

  • Подготовка информации для составления буклетов

  • Оформление мини-альбомов о достопримечательностях Новосибирска

  • Подготовка информации для оформления книги «Мой Новосибирск»

  • Пополнение патриотического уголка

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Семья», «Пожарные», «Экскурсия в музей».

  • Дидактические игры (приложение 2)

  • Игра-ходилка «Мой Новосибирск»

  • Строительная игра «Улицы Новосибирска», «Дома на нашей улице».

  • Изготовление атрибутики для игры «Художественный музей»

  • Изготовление дидактических игр

  • Пополнение уголка краеведения в группе.

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование «Оперный театр», «Новосибирский цирк», «Городовичок – символ Новосибирска», «День города», «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице», «Как мы гуляем в детском саду» и др.

  • Лепка «Разные человечки» (по замыслу), «Фигуры людей в движении», «Машины на улицах города» и др.

  • Аппликация «Часовня на Красном проспекте», «Герб и флаг Новосибирска», «Дома на нашей улице», «Город ночью», «Бугринский мост»

  • Изготовление книги «Мой Новосибирск»

  • Изготовление книги «Город, в который мы все влюблены»

Физическое развитие

  • Подвижные игры

  • Пальчиковая гимнастика

  • Прогулки по любимым местам



Взаимодействие с семьями воспитанников

  • Консультация для родителей «О достопримечательностях Новосибирска», «Куда сходить с ребенком в выходные», «Знаменитые люди Новосибирска», «Памятники Новосибирска»

  • Совместные праздники и мероприятия

  • Совместный проект «Фотоальбом нашей группы»


На этом этапе мы создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.  Что позволяло осуществлять интеграцию образовательных областей, взаимопроникновение. Дети рисовали на темы: «Оперный театр», «Новосибирский цирк», «Городовичок – символ Новосибирска», «День города», «Папа (мама) гуляют со своим ребенком в сквере, по улице», «Как мы гуляем в детском саду» и др.

Делали аппликации «Часовня на Красном проспекте», «Герб и флаг Новосибирска», «Дома на нашей улице», «Город ночью», «Бугринский мост». Вместе с родителями изготовили книги «Мой Новосибирск» и «Город, в который мы все влюблены». Оформили мини-альбомы о достопримечательностях Новосибирска и «Фотоальбом нашей группы».


ТРЕТИЙ ЭТАП – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В ходе нашей работы мы испытали следующие трудности: при составлении конспектов приходилось составлять рассказы из литературы, адресованной взрослым, перефразировав для восприятия   детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • В дошкольном учреждении ведется работа по ознакомлению детей с родным городом, ведь наш проект является составляющей частью большого внутри садовского проекта «Инновационный подход в консолидации усилий ДОУ и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания личности дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО».

  • Программное содержание занятий соответствует возрасту детей.

  • Педагогами ставятся задачи по привитию чувства любви и интереса к своему городу.

  • Родители знакомят детей с родным городом и хотят, чтобы дети знали о нем больше, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства.



ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделяем следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта. Риски реализации проекта и возможные способы их минимизации представлены в следующей таблице.



РИСКИ

МЕРЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное родителей к реализации проекта.

  • разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта для всех участников;

  • проведение бесед, консультаций, родительских собраний и других различных мероприятий со всеми участниками проекта;

  • индивидуальная работа с родителями;

  •  оптимизация процесса выполнения задания участниками для повышения заинтересованности в промежуточных и конечных результатах.

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность детей к реализации проекта

  • индивидуальная работа с детьми;

  • вовлечение детей в разные, интересные им, виды деятельности;

  • применение различных средств, методов и приёмов.

  • включение в проект инновационных форм работы с детьми, разнообразных, представленных в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей

Отказ партнеров от сотрудничества

  • привлечение других партнёров

Недостаточное количество демонстрационного материала

  • приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети Интернет

  • изготовление пособий и игр силами родителей и в совместной работе с детьми







Приложение 1. Анкетирование родителей


«Родной Новосибирск мы любим и знаем!»


Уважаемые родители, предлагаем вам ответить на следующие вопросы:


1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? ___

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края? ___

3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц нашего города и в честь кого они названы? ___

4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?___

4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в городе? ___

5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях Новосибирска?___

6. Какие места нашего города вы можете предложить, как маршрут семейного похода выходного дня? ___

7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе нашего края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?___

8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края? ___

9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё? ___

10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка? ___

Спасибо за сотрудничество!




Анализ родительского анкетирования

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в детском саду.

В нашей группе, в рамках проекта «Путешествие по Новосибирску», было проведено анкетирование родителей на тему: «Родной Новосибирск мы любим и знаем!». В анкетировании участвовало 24 человека. Анкетирование показало, что вопрос патриотического воспитания актуален, поэтому нам, педагогам группы необходимо продолжать работу в этом направлении и освещать ее в коллективе родителей. 

Вывод: Проанализировав анкеты, было, выявлено, что все родители (24 человека) считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края и на вопрос «Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?», все родители ответили утвердительно.

На вопрос «Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?» ответили:

-с малых лет (раннего возраста) - 6 ч.

-с 4-5 лет- 14ч.

-с 6 лет- 4ч.

А на вопрос «Какие места нашего города вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?» были следующие ответы:

- посещение различных выставок, театров;

- активный отдых- загородные поездки, походы;

-пешие прогулки по городу, включая площадь Ленина, парки, набережную и прочие общественные места.

Большинство родителей (17ч.) ответили, что им не нужна помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё, 6ч. ответили утвердительно, что помощь нужна, а 1ч. вообще воздержался от ответа.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод: патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому мы, педагоги группы, будет продолжать работу в этом направлении. Учить познавать родной край, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи.

Эта работа будет более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй, родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Большинство родителей обращают внимание на то, что основную работу по патриотическому воспитанию должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.

Мы считаем, что сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в группе. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, мы будем продолжать вовлекать их в жизнь нашей группы.

Приложение 2. Диагностика

Диагностика представлений и отношения детей к родному городу проводилась по методике, аналогичной методике  Кондратьевой Н.Н. изучения представлений и отношения детей к природе. Детям предлагался набор открыток с изображением достопримечательностей города: ледовый дворец спорта «Сибирь», театр «Глобус», Монумент Славы, набережная реки Обь, ГУМ, Оперный театр, площадь имени Ленина, метрополитен, музыкальный фонтан и пр. Давалось задание рассказать, что изображено на открытках.

Педагоги дополнительно  задавали детям следующие вопросы:

  • Как называется наш город?

  • Всегда ли наш город был таким, какой он сейчас?

  • Как люди заботятся о городе?

  • Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?

  • Что ты рассказал бы гостю  о своем городе?

Ответы детей обозначались баллами:

2 - полный правильный ответ,

1- неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого (по наводящим вопросам),

0 – отсутствие ответа, неверный ответ.

Диагностика отношения детей к родному городу проводилась по следующим критериям:

- наличие у  ребенка интереса к окружающему миру,

- характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру (проявление  положительных чувств и эмоций: бережное отношение к предметному миру и миру природы;  уважение к окружающим людям);

- участие в доступном общественно полезном труде (переживание положительных эмоций в процессе деятельности; проявление интереса);

Использовались следующие методы:

- наблюдения за поведением детей в разных видах детской деятельности;

- моделирование ситуации выбора между общественно-полезным делом и другим более привлекательным занятием. Воспитатель предлагала ребенку осуществить уход за нуждающимися в помощи растениями. После принятия ребенком задания, сверстники звали его играть. Фиксировалось, какое решение принимает ребенок  и почему.

Выделяют следующие уровни развития детей:

12 – 18 баллов - высокий уровень развития – у ребенка устойчивый интерес к окружающему миру, уровень представлений о родном городе соответствует возрасту, ребенок знает, как люди заботятся о городе и как дети могут заботиться о нем, с удовольствием участвует в общественно полезном труде, проявляет бережное отношение  к природе и рукотворному миру;

9 - 12 баллов - средний уровень развития – у ребенка неустойчивый интерес к окружающему миру, уровень представлений о родном городе соответствует возрасту, ребенок может составить небольшой рассказ о городе, но  не может выразить свое отношение к окружающему и в повседневной деятельности оно слабо проявляется, не проявляет большого желания участвовать в общественно полезном труде, не всегда проявляет бережное отношение  к природе и рукотворному миру;

1- 9 баллов - низкий уровень развития – у ребенка слабый или отсутствует интерес к окружающему миру, уровень представлений о родном городе не соответствует возрасту, ребенок не может составить небольшой рассказ о городе, не может выразить свое отношение к окружающему и в повседневной деятельности оно слабо проявляется, не проявляет желания участвовать в общественно полезном труде, не всегда проявляет бережное отношение к природе и рукотворному миру.










































Приложение 3. Дидактические игры

Название игры

Цель

Материал к игре

1.

Где находится памятник?

Учить ориентироваться по карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города

Карта - схема города, указка, фотоматериалы видов города

2.

Найди отличия

Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему прошлому

Фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного города

3.

Собери из частей целое

Учить из частей составлять целое, из фрагментов - вид города

Разрезные картинки

4.

Пройдёмся по улицам города

Учить ориентироваться по карте-схеме города, закрепить знания о названиях улиц города

Фотоматериал, карта города, указка

5.

Экскурсия по городу

Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов

Фотовыставка (ребёнок в игре является гидом)

6.

Вот мой дом, вот моя улица

Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы

Фотографии центральных улиц, карта города

7.

Город будущего

Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица

_

8.

Что на открытке?

Учить узнавать достопримечательности Новосибирска, составлять рассказы.

Комплект открыток



Приложение 4. Продуктивная деятельность





Приложение 5. Сюжетно-ролевая игра «Художественный музей»













Приложение 6. Взаимодействие с родителями

Тоннельная картина «Любимый город»





Альбомы «Достопримечательности Новосибирска» и «Символика нашего города»







Книга «Мой Новосибирск»









Приложение 7. Праздник «День народного единства»





Приложение 7. Взаимодействие с родителями.


«Я люблю свою семью!»

Маслов Вячеслав Юрьевич

(Карина Маслова, воспитанница группы №4 «Буратино»)

Я люблю свою семью!

Брата, маму с папой,

А ещё люблю друзей

И коша с собакой.

Брат мой старший

Ходит в школу,

Спортом занимается

За меня он, если что, сразу заступается.

Моя мама – просто сказка,

И красива, и стройна!

Постоянно заниматься

Помогает мне она!

Папа – вечно на работе

Он людьми руководит,

А когда он дома с нами

Всех он нас развеселит!

Кот Максим, собака Шери

С нами весёло живут

Они счастье и квартиру,

Оба, вместе стерегут.

Вот такая вот семья

Счастья Вам желает

И воздушный поцелуй

Всем Вам посылает!


«Садик наш - любимый дом»

Нарышкин Кирилл Валерьевич

(Нарышкин Лев, воспитанник группы №4 «Буратино»)

Садик наш - любимый дом

Уютный и родной!

Нас вкусно кормят, чисто в нём

Он каждому знаком!

Там мы гуляем, пляшем и поём,

Нас учат рисовать

И всем ребятам нравится

Общаться и играть!

Пройдёт немного времени

И вот уже у нас

Появится обязанность

Собраться в первый класс!

Но садик наш любимый

Запомним навсегда

И в памяти останутся

Родные имена!

























Приложение 8. Видео ролик «Орел и решка»















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее