Паспорт проекта: «Прикоснись к природе сердцем».
Авторы проекта: воспитатели Литвиненко О.А., Алфёрова П.В.
МБДОУ детский сад № 7
Вид проекта: среднесрочный
Тип проекта: познавательно – творческий
Срок реализации:3 месяца
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты детского сада
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный
Результат проекта
Актуальность:
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создаётся система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создаётся система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Цель проекта:
1. Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного,
практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
2. Сформировать у детей представление о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе через различные виды деятельности
Задачи:
1.Формирование системы экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для самого ребенка поведения.
4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и объектам природы.
5. Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
6. Формирование первоначальных ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
7. Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).
Предполагаемый результат:
- Ребенок знает растения и животных разных экосистем;
- Устанавливает некоторые взаимосвязи в экосистеме;
- Строит модели зависимости строения растения от условий жизни.
- Уметь критически оценивать окружающую среду, свои поступки по отношению к природе;
- Применяет экологически грамотные решения с учетом этических, правовых нравственных норм поведения;
- Выполняет посильную работу по защите, уходу за окружающей средой;
- Участвует в исследовательской краеведческой работе совместно с педагогами, родителями.
Реализация проекта:
Изучение литературы по данной теме;
Создание перспективного плана и серии конспектов;
Анкетирование родителей;
Диагностика детей;
Создание предметно развивающей среды;
Оформление родительского уголка по данной теме.
Изученная литература по данной теме:
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
Николаева С.Н. «Юный эколог»,
Рыжова Н.А. «Я и природа»,
Стеркина «Основы безопасности»,
Коломина Н.В. «Занятия по экологии» Москва 2008г.,
Иванов А.И. «Живая экология» Москва 2008.,
Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Волгоград: Учитель, 2008г.,
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх».
Анкета для родителей:
«Экологическое образование в семье»
Ц е л ь : выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье
Есть ли у вас дома животные ? (Кошка, собака, рыбки, хомячки и др.)
Есть ли комнатные растения ? Какие?
Кто ухаживает за животными и растениями?
Что делает при этом ребёнок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает) ? –Подчеркнуть или дописать.
Бываете ли вы с ребёнком на природе? Если да, то где ?
С какой целью ?
Где ребёнок обычно проводит лето ?
Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду ?
Считаете ли вы необходимым экологическое образование детей ?
Да Нет
Считаете ли вы необходимым экологическое образование взрослым ?
Да Нет
Ваши предложения по организации экологического образования
в детском саду
Основной этап:
1.Организованная деятельность: занятия, экскурсии, туризм, развлечения, праздники.
2. Совместная деятельность: Экспериментирование, рассматривание картин, дидактические и подвижные игры, чтение литературы.
3. Коррекционная работа: Психогимнастика, пластический балет, работа с индивидуальными картами.
4.Робота с родителями: Помощь в создании развивающей среды, участие в мероприятиях, участие в выставках рисунков и поделок.
5.Связь с социумом: Посещение музея, библиотеки.
6. Самостоятельная деятельность: Дежурство в уголке природы, экспериментирование, труд в природе, дидактические игры.
Заключительный этап:
Определение степени соответствия полученных результатов с поставленными задачами;
Диагностика;
Точки роста.
Результат проекта:
- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
- Целостно–ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительной и природоохранной деятельности .Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, но пока эти навыки ещё не стали для детей потребностью над этим ещё надо работать.
- Совместная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами
- Итоговое открытое занятие: К.В.Н. «Прикоснись к природе
сердцем» с участием родителей, детей, педагогов детского сада.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 7
Проект :
«Прикоснись к природе сердцем».
Выполнили :
воспитатели МБДОУ детского сада № 7
Литвиненко О.А.
Алфёрова П.В.