«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников "Умелые ручки".

Проект по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста. Цель проекта: развитие умственных способностей путём совершенствования сенсомоторных способностей у младших дошкольников.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» №85













Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников

«Умелые ручки»

во второй младшей группе













Подготовила:

Караева М.Г.













г. Владикавказ

Проект по развитию мелкой моторики у мл­адших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе



«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их паль­цев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайш­ие нити – ручейки,

которые питают источ­ник творческой мысли

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский)



Наблюдая за своими воспитанниками в 1 младшей группе (2-3 года, я выявила, что у большинства уровень мелкой моторики довольно низок:

- не умеют правильно держать ручку, карандаш, ложку;

- большинство не умеет самостоятельно одеваться и раздеваться;

- большое затруднение вызывают действия с мелкими предметами.

Проводя анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, я выяснила, что, в основном, многие понимают значимость мелкой моторики и готовы сотрудничать в этом вопросе. Большинство оценило уровень развития моторики у своих детей как недост­точно развитый.

Проанализировав результаты своих наблюдений, я решила, что во 2 младшей группе необходимо организовать работу по данной проблеме в виде проектной деятельности.

Мною был разработан проект, который я назвала «Умелые ручки»

Цель проекта:

- развитие умственных способностей путем совершенствования сенсомоторных способностей у младших дошкольников.

Для реализации данного проекта поставлены​ следующие задачи

- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;



- формировать зрительно-моторную координацию;

- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.



Этапы реализации проекта:



1. Организационный.

- Изучение уровня развития мелкой моторики у детей.



- Создание организационно-педагогических условий: составление плана проектной деятельности; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта; составление плана работы с родителями; обогащение развивающей среды в группе.



- Анализ проблемы: что уже есть и что ну­жно сделать, и приобрести.

- Разработка анкет для родителей.

- Разработка консультаций для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

- Разработка картотеки игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей младшей группы.



2. Основной этап (реализация проекта).



- Организация цикла НОД по реализации проекта.

- Организация игровой деятельности для закрепления приобретенных умений.

- Организация совместной деятельности для воспитания чувства коллективизма, закрепления навыков взаи­модействия в обществе.



- Организация самостоятельной деятельности для формирования личностных качеств детей.

- Организация работы с родителями.



Описание опыта



Реализуя общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильеой М. А., работа с детьми по развитию мелкой моторики проводилась через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности.



Развитие ручной умелости осуществлялось в процессе НОД.

Целью являлось укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.



Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника. Поэтому именно в игре решались основные задачи по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.



Закрепление полученных знаний, навыков и умений успешнее всго происходит в разн­ообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых и др. К тому же, такие игры, как «Одень куклу», «Покорми куклу», «Кукла Катя заболела» и пр., не только развивают моторику, но и формируют у ребенка навыки самообслуживания. Особо любимы в нашей группе лото, пазлы, домино, «Бусы», различные шнуровки.



Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой и ритмичной, усилится контроль над выполняемыми движениями. Ра­звивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.



На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.



Кроме того, развивать мелкую моторику рук нам помогали:

- игры с разными материалами: тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой;

- игры с предметами-­игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками;

- игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

В совместную деятельность входило изготовление необходимой атрибутики, обогащение предметной среды, подбор необходимого материала для разных видов деятельности, разработка и внедрение правил для дидактических и сюжетно-ролевых игр и, конечно же, совместные игры. Младшие дошкольники не владеют пока определенными коммуникативными умениями и навыками, позволяющими им достаточно успешно взаимодействовать в совместной игре и в начальных формах совместного труда. Поэтому в этом им должен помочь воспитатель.



Самостоятельная деятельность детей способствует развитию инициативы, самоорганизации и самоконтроля, позволяет раскрыть каждому ребенку свою индивидуальность. Моим воспитанникам бы­ла предоставлена возможность выбора видов самостоятельной деятельности для реализации собственных идей и возможностей, в ходе которых дети учились самостоятельно закреплять полученные умения. В большинстве случаев, дети выбирали конструирование и изодеятельность.



Работа с родителями была построена следующим образом:

- Проведение родительского собрания на тему: «Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников» с целью ознакомления родителей с планом работы, согласования его с родителями, обсуждения возможных вопросов и предложений.

- Оформление уголка для родителей «Умелые ручки» по освещению проделанной в груп­пе работы с детьми.



- Анкетирование родителей с целью выявления максимально достоверной информации о компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей.

- Анализ возможности и форм привлечения родителей к проектной деятельности.

- Проведение консультаций на тему: «Развитие мелкой моторики у ребенка в семье», «Упражнения и игры для развития движений пальцев рук», «Приемы самомассажа кистей рук» и др.

- Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы.

- Организация и проедение мастер- класса для родителей по развитию мелкой мотор­ики рук.

3. Заключительный этап.



- Презентация проекта.

- Мониторинг уровня развития мелкой моторики.

- Анализ проектной деятельности.

Презентация проекта была представлена в виде командного конкурса - развлечения для детей и показ дет­ьми пальчикового театра для родителей.



В ходе анализа моей педагогической деятельности была выявлена положительная тенденция уровня освоения детьми материалов образовательно-воспитательной программы, повышение уровня личностных качеств детей, развитие чувства коллективизма посредством дидактической, сюжетно-ролевой и театрализованной игры, а так же посредством совместной трудовой деятельности.



Наблюдение за игровой деятельностью детей, совместная деятельность, а так же индивидуальные беседы с детьми позволили мне проанализировать результаты проектной деятельности.



В соответствии с поставленными мною задачами результатами моей проектной деятельности прошу считать следующее:

- динамика уровня развития мелкой мотори­ки рук и уровня зрительно-моторной координации;

- развитие творческой активности у детей;

- развитие чувства уважения к трудовой деятельности человека посредством НОД, дидактических, сюжетно­-ролевых игр и совместной деятельности.



Перспектива на будущее:



На основании полученных мною результатов проектной деятельно­сти считаю целесообразным заниматься развитием мелкой моторики у детей – дошколь­ников и в будущем буду продолжать работу в данном направлени­и.

Например, в старшей группе планирую реализовать проект «Изонить», в подготовительной – «Вышивка крестиком» и «Подготовка руки к школе». Все эти проекты уже были успешно реализованы мной в прошлом с другими воспитанниками.





Методическая литература



1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И. А. «Р­азвиваем мелкую мотрику у малышей». – СПб: Изд. дом «Литера­», 2006.

3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». – СПб: Корона-Век, 2007.

4. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». – М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

5. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - СПб: Изд. «Детство-Пресс», 2014.

6. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб: Изд. дом «Лите­ра», 2007

7. Галкина Г. Г. «Пальцы помогают говорить». - М.: Гном и Д, 2005.

8. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев». - М. : «Сова», 2006.

9. Хвастовцев А. «Умные ручки». - Новосибирск: «Сибирское издание», 2008.

10. Данилова Л. «Пальчиковые игры». - Мо­сква: «Росмэн», 2008.

11. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику». – М.: Издательство ЭКСМО, 2010.

12. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков».

- М.: Издательс­тво ЭКСМО, 2010

13. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. «Развит­ие сенсорной сферы детей». - М. : Просвещение, 2009.

14. Громова, О. Н. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики».

- М.: Гном-Пресс, 2002.

Публикации по теме:



«Веселый клоун». Пособие по развитию моторики рук младших дошкольников. В своем блоге на любимом образовательном портале МААМ я неоднократно писала о значении моторики пальцев рук в развитии детей дошкольного.

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников

1. Что такое мелкая моторика?

А) Развитие движения пальчиков ног.

Б) Развитие координации движения.

В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.



Картотека игр на развитие мелкой моторики рук во второй младшей группе.

Цели: стимулирование речевой активности детей, развитие речи; развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее