«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проект "Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми с ОВЗ"

представлен проект по ознакомлению дощкольников с народно-прикладным искусством России

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Народно-прикладное искусство  как эффективное средство в решении  познавательных и коррекционных задач  в работе с детьми c ОВЗ» подготовили:  Скрипникова Т.А., Горбанева Т.Н., воспитатели Новочеркасск 2022г

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7

«Народно-прикладное искусство

как эффективное средство в решении

познавательных и коррекционных задач

в работе с детьми c ОВЗ»

подготовили:

Скрипникова Т.А.,

Горбанева Т.Н.,

воспитатели

Новочеркасск

2022г

Актуальность:

В ФГОС ДОО одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Так как наш детский сад посещают дети с ОВЗ, то эта работа предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Мы заметили, что настоящий интерес у детей вызывает народная игрушка. Народные игрушки, выполненные из дерева, глины, ткани, привлекают всех детей и особенно детей с ОВЗ. Тепло природного материала дает особые тактильные ощущения. Эти игрушки практически значимы, ими можно постучать, сложить, разобрать, посвистеть.

Участвуя в росписи, изготовлении изделий народных промыслов, дети с ОВЗ проходят путь от простого интереса, к приобретению определенных навыков и умений. Дети учатся доводить начатое дело до конца, элементы росписи не вызывают у детей страха, так как просты в исполнении. Положительные эмоции, желание, познавательный интерес, вера в свои возможности, отсутствие страха и боязни, что что-то может не получиться- залог успешной работы с детьми с ОВЗ. При планировании педагогической деятельности по ознакомлению и приобщению детей с ОВЗ к народному декоративно- прикладному искусству, главным остается развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно и полезно использовать различные средства деятельности, поскольку дети затрудняются в словесном выражении своих эмоций и переживаний. Детям легче выразить себя в изобразительном, декоративно-прикладном творчестве.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, повышает интерес дошкольников к культурному наследию России. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Гипотеза:

Участие детей в проекте позволит обогатить их знания и представления о народно-прикладном искусстве России, будет способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, развитию познавательной деятельности и связной речи, мелкой моторики пальцев, логического мышления, концентрации внимания, коррекции имеющихся отклонений.

Цель для педагога: повышение компетентности педагога в области декоративно-прикладного искусства России.    Задачи для педагога:

Цель для педагога: повышение компетентности педагога в области декоративно-прикладного искусства России.

Задачи для педагога:

  • Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов;
  • Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области;
  • Использовать полученный опыт в работе с детьми;
  • Создать систему работы с детьми и родителями;
  • Обобщить свой педагогический опыт.

Цель для работы с детьми: создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства, развитие мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи для работы с детьми:

Образовательные:

• знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

• формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования;

• обучать умению планирования своей работы.

Развивающие:

• формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

• развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

• формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

• развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познава-тельные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

• воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

• формировать чувство гордости и ответственности за свою страну, ее культурное наследие;

• воспитывать аккуратность в работе, умение довести ее до конца.

Коррекционные:

• развивать сенсорное и чувственное восприятия окружающего мира;

• способствовать решению эмоционально-волевых проблем ребенка;

• развивать пространственные представления, двигательную координацию,

мелкую моторику, осознание собственного тела,

• формировать позитивную самооценку ребенка.

теоретический изучение научной литературы по теме;  составление краткого анализа изученной литературы;  проведение анкетирования родителей и диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями. изучение научной литературы по теме;  составление краткого анализа изученной литературы;  проведение анкетирования родителей и диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями. практический реализация перспективного плана работы; апробация подобранного материала. реализация перспективного плана работы; апробация подобранного материала. заключительный подведение итогов работы. анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта. подведение итогов работы. анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта. Этапы проекта

теоретический

  • изучение научной литературы по теме; составление краткого анализа изученной литературы; проведение анкетирования родителей и диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями.
  • изучение научной литературы по теме;
  • составление краткого анализа изученной литературы;
  • проведение анкетирования родителей и диагностики детей;
  • разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями.

практический

  • реализация перспективного плана работы; апробация подобранного материала.
  • реализация перспективного плана работы;
  • апробация подобранного материала.

заключительный

  • подведение итогов работы. анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта.
  • подведение итогов работы.
  • анализ результатов по реализации проекта;
  • определение дальнейших перспектив;
  • представление результатов проекта.

Этапы проекта

(авт. Соломенникова О.А.)

(авт. Соломенникова О.А.)

При подготовке к работе над проектов  были созданы: Выставка изделий народных промыслов Лэпбук «Народное творчество» Картотека игр Дидактические игры Консультации для родителей Информационные буклеты

При подготовке к работе над проектов

были созданы:

Выставка изделий народных

промыслов

Лэпбук «Народное творчество»

Картотека игр

Дидактические игры

Консультации для родителей

Информационные буклеты

Предполагаемый результат Для педагога Для родителей Для детей

Предполагаемый результат

Для педагога

Для родителей

Для детей

  • обогащение педагогического опыта;
  • обогащение педагогического опыта;
  • знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;
  • знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;
  • обогащение знаний о народных декоративных изделиях; повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей; активная помощь в оформлении выставки «Народные умельцы» (совместная работа детей с родителями);
  • обогащение знаний о народных декоративных изделиях;
  • повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей;
  • активная помощь в оформлении выставки «Народные умельцы» (совместная работа детей с родителями);
  • обогащение предметно-развивающей среды; пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство»; создание мини-музея «Народная умельцы».
  • обогащение предметно-развивающей среды;
  • пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство»;
  • создание мини-музея «Народная умельцы».
  • имеют представление об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия; положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием; умение составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи; коррекция имеющихся отклонений; наличие положительного эмоционального отклика от своей деятельности.
  • имеют представление об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;
  • положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;
  • умение составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
  • коррекция имеющихся отклонений;
  • наличие положительного эмоционального отклика от своей деятельности.
Рассматривание альбомов , презентаций Цель: формировать у детей познавательный интерес  к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами

Рассматривание альбомов , презентаций

Цель: формировать у детей познавательный интерес

к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами

Посещение выставки народных промыслов городской библиотеке им. А. Гайдара

Посещение выставки народных промыслов

городской библиотеке им. А. Гайдара

Совместная деятельность с детьми Настольно-печатные игры Цель: закреплять знания детей о народно-декоративных росписях. «Подбери наряд» «Собери картинку» «Найди пару»

Совместная деятельность с детьми

Настольно-печатные игры

Цель: закреплять знания детей о народно-декоративных росписях.

«Подбери наряд»

«Собери картинку»

«Найди пару»

Использование интерактивных игр Цель:  развивать познавательную активность детей. «Выбери лишний элемент» «Узнай по тени» «Исправь ошибку» «Что нужно мастеру для работы»

Использование интерактивных игр

Цель:  развивать познавательную активность детей.

«Выбери лишний элемент»

«Узнай по тени»

«Исправь ошибку»

«Что нужно мастеру для работы»

Вязанный конструктор «Выложи узор» Цель: закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для неё элементы узора и цветовую гамму

Вязанный конструктор «Выложи узор»

Цель: закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для неё элементы узора и цветовую гамму

Выкладывание орнамента с помощью помпонов, камушков, бусин Цель: развитие тактильной чувствительности рук детей,  глазомера, целенаправленности действия, совершенствование щипкового захвата.

Выкладывание орнамента с помощью помпонов,

камушков, бусин

Цель: развитие тактильной чувствительности рук детей,

глазомера, целенаправленности действия,

совершенствование щипкового захвата.

Изготовление ложки из соленого теста Создание орнамента в технике пластилинографии

Изготовление ложки из соленого теста

Создание орнамента в технике пластилинографии

Изготовление пряников Цель: вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских изделий из сдобного, учить формовать изделия вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки, активизировать приемы декорирования лепных образов.

Изготовление пряников

Цель: вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских изделий из сдобного, учить формовать изделия вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки, активизировать приемы декорирования лепных образов.

Техника «Папье-маше»  (послойное проклеивание) Роспись готового изделия

Техника «Папье-маше»

(послойное проклеивание)

Роспись готового изделия

Техника «Папье-маше» (изготовление массы для лепки  из яичных лотков) Роспись игрушек

Техника «Папье-маше» (изготовление массы для лепки

из яичных лотков)

Роспись игрушек

Аппликация из сухих листьев Цель: развитие у детей мелкой  моторики пальцев рук, тактильного,  зрительного восприятия и глазомера, пространственной ориентировки на листе бумаги, внимания, усидчивости

Аппликация из сухих листьев

Цель: развитие у детей мелкой

моторики пальцев рук, тактильного,

зрительного восприятия и глазомера,

пространственной ориентировки на

листе бумаги, внимания, усидчивости

Рисование на манке и соли   Цель: снижение импульсивности, тревожности, агрессивности, уменьшение эмоционального  и мышечного напряжения, развитие мелкой моторики,  чувственно-двигательной координации.

Рисование на манке и соли

  Цель: снижение импульсивности, тревожности, агрессивности, уменьшение эмоционального

и мышечного напряжения,

развитие мелкой моторики,

чувственно-двигательной

координации.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ Помощь в изготовлении дидактических игр «Русские узоры» «Подбери наряд» «Найди пару» «Вязанный конструктор» «Собери картинку»

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Помощь в изготовлении

дидактических игр

«Русские узоры»

«Подбери наряд»

«Найди пару»

«Вязанный конструктор»

«Собери картинку»

Роспись готовых форм  «Семикаракорская керамика» Семья Михиенковых Семья Хейирбековых

Роспись готовых форм

«Семикаракорская керамика»

Семья

Михиенковых

Семья

Хейирбековых

Плетение из газетных трубочек Семья Устюковых

Плетение из газетных трубочек

Семья Устюковых

Аппликация из цветной бумаги «Гжельская посуда» Семья Агамалян Семья Лукояновых

Аппликация из цветной бумаги «Гжельская посуда»

Семья

Агамалян

Семья Лукояновых

Изготовление кухонной лопатки в технике «Декупаж» Игрушки из фетра «Гжельская забава» Семья Рыженковых Семья Архиповых

Изготовление кухонной лопатки

в технике «Декупаж»

Игрушки из фетра

«Гжельская забава»

Семья

Рыженковых

Семья Архиповых

Роспись по дереву «Хохломские ложки» «Городецкая роспись» Семья Кизиевых Пластилинография Семья Ревяко Семья Гайвоненко

Роспись по дереву

«Хохломские ложки»

«Городецкая роспись»

Семья Кизиевых

Пластилинография

Семья Ревяко

Семья Гайвоненко

Роспись по дереву «Чудо ложки» Семья Лебединцевых

Роспись по дереву «Чудо ложки»

Семья Лебединцевых

Изготовление дымковских игрушек Семья Жмакиных Семья Данцовых

Изготовление дымковских игрушек

Семья Жмакиных

Семья Данцовых

Изготовление дымковских игрушек

Изготовление дымковских игрушек

Итоговое мероприятие: экскурсия в «Город мастеров»

Итоговое мероприятие: экскурсия в «Город мастеров»

Итоги проекта:

Итоги проекта:

  • пополнение предметно-развивающей среды дидактическим материалом по разделу «Декоративно-прикладное искусство»;
  • создание мини-музея «Народные умельцы»;
  • овладение детьми информацией о народных промыслах, умением различать их виды, составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
  • обогащение знаний родителей по данному разделу, повышение уровня их заинтересованности в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее