![муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми c ОВЗ» подготовили: Скрипникова Т.А., Горбанева Т.Н., воспитатели Новочеркасск 2022г](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_0.jpg)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7
«Народно-прикладное искусство
как эффективное средство в решении
познавательных и коррекционных задач
в работе с детьми c ОВЗ»
подготовили:
Скрипникова Т.А.,
Горбанева Т.Н.,
воспитатели
Новочеркасск
2022г
Актуальность:
В ФГОС ДОО одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Так как наш детский сад посещают дети с ОВЗ, то эта работа предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Мы заметили, что настоящий интерес у детей вызывает народная игрушка. Народные игрушки, выполненные из дерева, глины, ткани, привлекают всех детей и особенно детей с ОВЗ. Тепло природного материала дает особые тактильные ощущения. Эти игрушки практически значимы, ими можно постучать, сложить, разобрать, посвистеть.
Участвуя в росписи, изготовлении изделий народных промыслов, дети с ОВЗ проходят путь от простого интереса, к приобретению определенных навыков и умений. Дети учатся доводить начатое дело до конца, элементы росписи не вызывают у детей страха, так как просты в исполнении. Положительные эмоции, желание, познавательный интерес, вера в свои возможности, отсутствие страха и боязни, что что-то может не получиться- залог успешной работы с детьми с ОВЗ. При планировании педагогической деятельности по ознакомлению и приобщению детей с ОВЗ к народному декоративно- прикладному искусству, главным остается развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно и полезно использовать различные средства деятельности, поскольку дети затрудняются в словесном выражении своих эмоций и переживаний. Детям легче выразить себя в изобразительном, декоративно-прикладном творчестве.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, повышает интерес дошкольников к культурному наследию России. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Гипотеза:
Участие детей в проекте позволит обогатить их знания и представления о народно-прикладном искусстве России, будет способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, развитию познавательной деятельности и связной речи, мелкой моторики пальцев, логического мышления, концентрации внимания, коррекции имеющихся отклонений.
![Цель для педагога: повышение компетентности педагога в области декоративно-прикладного искусства России. Задачи для педагога:](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_2.jpg)
Цель для педагога: повышение компетентности педагога в области декоративно-прикладного искусства России.
Задачи для педагога:
- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов;
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области;
- Использовать полученный опыт в работе с детьми;
- Создать систему работы с детьми и родителями;
- Обобщить свой педагогический опыт.
Цель для работы с детьми: создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства, развитие мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи для работы с детьми:
Образовательные:
• знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
• формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования;
• обучать умению планирования своей работы.
Развивающие:
• формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
• формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познава-тельные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• формировать чувство гордости и ответственности за свою страну, ее культурное наследие;
• воспитывать аккуратность в работе, умение довести ее до конца.
Коррекционные:
• развивать сенсорное и чувственное восприятия окружающего мира;
• способствовать решению эмоционально-волевых проблем ребенка;
• развивать пространственные представления, двигательную координацию,
мелкую моторику, осознание собственного тела,
• формировать позитивную самооценку ребенка.
![теоретический изучение научной литературы по теме; составление краткого анализа изученной литературы; проведение анкетирования родителей и диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями. изучение научной литературы по теме; составление краткого анализа изученной литературы; проведение анкетирования родителей и диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями. практический реализация перспективного плана работы; апробация подобранного материала. реализация перспективного плана работы; апробация подобранного материала. заключительный подведение итогов работы. анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта. подведение итогов работы. анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта. Этапы проекта](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_4.jpg)
теоретический
- изучение научной литературы по теме; составление краткого анализа изученной литературы; проведение анкетирования родителей и диагностики детей; разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями.
- изучение научной литературы по теме;
- составление краткого анализа изученной литературы;
- проведение анкетирования родителей и диагностики детей;
- разработка перспективного плана работы по проекту с детьми и родителями.
практический
- реализация перспективного плана работы; апробация подобранного материала.
- реализация перспективного плана работы;
- апробация подобранного материала.
заключительный
- подведение итогов работы. анализ результатов по реализации проекта; определение дальнейших перспектив; представление результатов проекта.
- подведение итогов работы.
- анализ результатов по реализации проекта;
- определение дальнейших перспектив;
- представление результатов проекта.
Этапы проекта
![(авт. Соломенникова О.А.)](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_5.jpg)
(авт. Соломенникова О.А.)
![При подготовке к работе над проектов были созданы: Выставка изделий народных промыслов Лэпбук «Народное творчество» Картотека игр Дидактические игры Консультации для родителей Информационные буклеты](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_6.jpg)
При подготовке к работе над проектов
были созданы:
Выставка изделий народных
промыслов
Лэпбук «Народное творчество»
Картотека игр
Дидактические игры
Консультации для родителей
Информационные буклеты
![Предполагаемый результат Для педагога Для родителей Для детей](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_7.jpg)
Предполагаемый результат
Для педагога
Для родителей
Для детей
- обогащение педагогического опыта;
- обогащение педагогического опыта;
- знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;
- знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;
- обогащение знаний о народных декоративных изделиях; повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей; активная помощь в оформлении выставки «Народные умельцы» (совместная работа детей с родителями);
- обогащение знаний о народных декоративных изделиях;
- повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей;
- активная помощь в оформлении выставки «Народные умельцы» (совместная работа детей с родителями);
- обогащение предметно-развивающей среды; пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство»; создание мини-музея «Народная умельцы».
- обогащение предметно-развивающей среды;
- пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство»;
- создание мини-музея «Народная умельцы».
- имеют представление об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия; положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием; умение составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи; коррекция имеющихся отклонений; наличие положительного эмоционального отклика от своей деятельности.
- имеют представление об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;
- положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;
- умение составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
- коррекция имеющихся отклонений;
- наличие положительного эмоционального отклика от своей деятельности.
![Рассматривание альбомов , презентаций Цель: формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_8.jpg)
Рассматривание альбомов , презентаций
Цель: формировать у детей познавательный интерес
к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами
![Посещение выставки народных промыслов городской библиотеке им. А. Гайдара](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_9.jpg)
Посещение выставки народных промыслов
городской библиотеке им. А. Гайдара
![Совместная деятельность с детьми Настольно-печатные игры Цель: закреплять знания детей о народно-декоративных росписях. «Подбери наряд» «Собери картинку» «Найди пару»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_10.jpg)
Совместная деятельность с детьми
Настольно-печатные игры
Цель: закреплять знания детей о народно-декоративных росписях.
«Подбери наряд»
«Собери картинку»
«Найди пару»
![Использование интерактивных игр Цель: развивать познавательную активность детей. «Выбери лишний элемент» «Узнай по тени» «Исправь ошибку» «Что нужно мастеру для работы»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_11.jpg)
Использование интерактивных игр
Цель: развивать познавательную активность детей.
«Выбери лишний элемент»
«Узнай по тени»
«Исправь ошибку»
«Что нужно мастеру для работы»
![Вязанный конструктор «Выложи узор» Цель: закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для неё элементы узора и цветовую гамму](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_12.jpg)
Вязанный конструктор «Выложи узор»
Цель: закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать характерные для неё элементы узора и цветовую гамму
![Выкладывание орнамента с помощью помпонов, камушков, бусин Цель: развитие тактильной чувствительности рук детей, глазомера, целенаправленности действия, совершенствование щипкового захвата.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_13.jpg)
Выкладывание орнамента с помощью помпонов,
камушков, бусин
Цель: развитие тактильной чувствительности рук детей,
глазомера, целенаправленности действия,
совершенствование щипкового захвата.
![Изготовление ложки из соленого теста Создание орнамента в технике пластилинографии](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_14.jpg)
Изготовление ложки из соленого теста
Создание орнамента в технике пластилинографии
![Изготовление пряников Цель: вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских изделий из сдобного, учить формовать изделия вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки, активизировать приемы декорирования лепных образов.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_15.jpg)
Изготовление пряников
Цель: вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских изделий из сдобного, учить формовать изделия вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки, активизировать приемы декорирования лепных образов.
![Техника «Папье-маше» (послойное проклеивание) Роспись готового изделия](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_16.jpg)
Техника «Папье-маше»
(послойное проклеивание)
Роспись готового изделия
![Техника «Папье-маше» (изготовление массы для лепки из яичных лотков) Роспись игрушек](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_17.jpg)
Техника «Папье-маше» (изготовление массы для лепки
из яичных лотков)
Роспись игрушек
![Аппликация из сухих листьев Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, тактильного, зрительного восприятия и глазомера, пространственной ориентировки на листе бумаги, внимания, усидчивости](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_18.jpg)
Аппликация из сухих листьев
Цель: развитие у детей мелкой
моторики пальцев рук, тактильного,
зрительного восприятия и глазомера,
пространственной ориентировки на
листе бумаги, внимания, усидчивости
![Рисование на манке и соли Цель: снижение импульсивности, тревожности, агрессивности, уменьшение эмоционального и мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, чувственно-двигательной координации.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_19.jpg)
Рисование на манке и соли
Цель: снижение импульсивности, тревожности, агрессивности, уменьшение эмоционального
и мышечного напряжения,
развитие мелкой моторики,
чувственно-двигательной
координации.
![Мозаика из яичной скорлупы](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_20.jpg)
Мозаика из яичной скорлупы
![УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ Помощь в изготовлении дидактических игр «Русские узоры» «Подбери наряд» «Найди пару» «Вязанный конструктор» «Собери картинку»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_21.jpg)
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Помощь в изготовлении
дидактических игр
«Русские узоры»
«Подбери наряд»
«Найди пару»
«Вязанный конструктор»
«Собери картинку»
![Роспись готовых форм «Семикаракорская керамика» Семья Михиенковых Семья Хейирбековых](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_22.jpg)
Роспись готовых форм
«Семикаракорская керамика»
Семья
Михиенковых
Семья
Хейирбековых
![Плетение из газетных трубочек Семья Устюковых](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_23.jpg)
Плетение из газетных трубочек
Семья Устюковых
![Аппликация из цветной бумаги «Гжельская посуда» Семья Агамалян Семья Лукояновых](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_24.jpg)
Аппликация из цветной бумаги «Гжельская посуда»
Семья
Агамалян
Семья Лукояновых
![Изготовление кухонной лопатки в технике «Декупаж» Игрушки из фетра «Гжельская забава» Семья Рыженковых Семья Архиповых](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_25.jpg)
Изготовление кухонной лопатки
в технике «Декупаж»
Игрушки из фетра
«Гжельская забава»
Семья
Рыженковых
Семья Архиповых
![Роспись по дереву «Хохломские ложки» «Городецкая роспись» Семья Кизиевых Пластилинография Семья Ревяко Семья Гайвоненко](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_26.jpg)
Роспись по дереву
«Хохломские ложки»
«Городецкая роспись»
Семья Кизиевых
Пластилинография
Семья Ревяко
Семья Гайвоненко
![Роспись по дереву «Чудо ложки» Семья Лебединцевых](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_27.jpg)
Роспись по дереву «Чудо ложки»
Семья Лебединцевых
![Изготовление дымковских игрушек Семья Жмакиных Семья Данцовых](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_28.jpg)
Изготовление дымковских игрушек
Семья Жмакиных
Семья Данцовых
![Изготовление дымковских игрушек](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_29.jpg)
Изготовление дымковских игрушек
![Итоговое мероприятие: экскурсия в «Город мастеров»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_30.jpg)
Итоговое мероприятие: экскурсия в «Город мастеров»
![Итоги проекта:](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_31.jpg)
Итоги проекта:
- пополнение предметно-развивающей среды дидактическим материалом по разделу «Декоративно-прикладное искусство»;
- создание мини-музея «Народные умельцы»;
- овладение детьми информацией о народных промыслах, умением различать их виды, составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
- обогащение знаний родителей по данному разделу, повышение уровня их заинтересованности в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей.
![СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!](http://fsd.compedu.ru/html/2023/01/08/i_63babe5f174bc/img_phpszVxnh_narodnye-promysly-nash-kopiya_32.jpg)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!