Проект «Молодёжь в современном мире».
Сергоманова Людмила Николаевна –
учитель истории и обществознания.
Лужбина Галина Васильевна –
учитель английского языка
Цель проекта: осмысление учащимися роли молодёжи в современном мире через создание газеты и плаката «Молодёжь в современном мире».
Задачи проекта:
- провести анкетирование и создать портрет среднестатистического ученика школы;
- подготовить сообщения о молодёжных субкультурах;
- определить свою позицию по отношению к современному этапу развития России (СВО) и роли молодёжи в волонтёрском движении;
Пособия и оборудование:
1. «Обществознание» учебник для общеобразовательных организаций 11 кл. под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Н. Лазебниковой. М. Просвещение , 2021
2. Мультимедийный репетитор. «Обществознание. Полный курс». Олег Макаров, изд. «Питер» 2012.
3.Дидактические материалы: 1) плакат «Стань волонтёром!»
2) газета «Молодёжь в современном мире»
3) пословицы о молодёжи
4) правила работы в группе
5) анкета
План проекта:
1.Оргмомент (мотивация учащихся - введение в тему).
2.Вызов - цели и задачи проекта, проблемный вопрос, этапы проекта,
составление спайдаграммы
3.Анализ анкеты, определение возраста молодёжи,
создание портрета среднестатистического ученика школы;
4.Игра -1 «Народные пословицы»
5.Игра - 2 «Молодёжные субкультуры»
6.«Волонтёры» ( компьютерная презентация «Субкультура молодёжи»).
7.. Подведение итогов проекта – «Молодёжь в современном мире».
Ход проекта:
1).Определение темы
Введение в тему. Добрый день всем присутствующим в нашем классе – гостям и ученикам! Предлагаем посмотреть видеоряд. О чём будем говорить? .
-«Кого можно считать молодым?»
- «Для чего дана человеку молодость?»
-Молодость - это время ошибок- «Гуляй пока молодой!» Или молодость – это путёвка в зрелость? Тема нашего проекта: «Молодёжь в современном мире»
2) Проблемный вопрос:
Недавно в Германии произошла страшная трагедия. Молодой человек – 17 лет, исключённый из гимназии, ворвался в своё учебное заведение и расстрелял 10 человек. Трагедии с похожим сценарием неоднократно происходят в США. И наша страна не является исключением. Там тоже были молодыми и жертвами их бессмысленного насилия то же были молодые.
Что же происходит с молодёжью? Что несёт молодёжь будущему – разрушение или созидание?
Вот об этом мы и поговорим сегодня.
3)Цели и задачи
Наша цель
– углубить свои знания о молодёжи, познакомиться с современной молодёжной политикой государства и молодёжной субкультурой, т.е. осмыслить роль молодёжи в современном мире.
Их 2 группы:
«волонтёры» и «неформалы». Правила работы в группе, а также «Золотые правила общения» у вас на столах – вы с ними знакомы. Какие же задачи мы будем решать? – давайте, определим вместе. Я предлагаю составить спайдаграмму или паутину, тех вопросов, которые мы будем с вами разбирать
Спайдаграмма «Молодёжь в современном обществе».
Задачи проекта:
- провести анкетирование и создать портрет среднестатистического ученика школы;
- подготовить сообщения о молодёжных субкультурах;
- определить свою позицию по отношению к современному этапу развития России (СВО) и роли молодёжи в волонтёрском движении;
Вы попробуете определить свою собственную позицию по этим вопросам. Но, решать все вопросы мы будем в группах, которые мы сформируем.
4).Отчёт по анкете:
Мы провели заранее анкету и отвечали на один из самых спорных вопросов – это возраст молодёжи. Мы провели анкетирование по этому вопросу в 11-12 классах нашей школы. В опросе приняло участие 21 человек. Были разные ответы по вопросу о возрасте - от 12 лет и до 50 лет, но среднестатистическая величина: от 17 – 27 лет. Вопросы анкеты затрагивали такие важные критерии молодости как:
возраст
работа
образование
совершеннолетие
своя семья и т. д.
В 2022-2023 учебном году среднестатистический ученик:
- в возрасте-21 год, не окончивший школу на свободе, из неполной семьи со средним достатком. Злоупотреблял алкоголем. Воспитанием его занималась мать. Он поддерживает связь с родственниками. Не женат. Детей нет. До судимости работал. Судимость первая. Срок от 3 до 7 лет.
Вывод: Молодость – это не всегда возраст в паспорте, это ещё и мироощущение человека, состояние его души. «Молод душой!» Но, общепринятые возрастные границы молодости - это возраст 18 -30 лет.
4). Игра 1. «Народные пословицы». ( социально-психологические качества)
Психологические особенности молодости определим по русским народным пословицам.
Задание:
-каждая группа получает по 4 пословицы. Вы их должны проанализировать в группе и определить особенности молодости.
Вывод: характерные психологические особенности молодых
неустойчивость психики, повышенная критика, претензии к окружающим, недовольство, несформированность личности, противоречивость характера, желание быть индивидуальностью, поиск своего места в жизни, смысла жизни, проблемы возраста и т. д. Это трудный и важный период в жизни человека.
5).Неустойчивость этой многочисленной подвижной группы часто
используют в своих целях политики, недобросовестные бизнесмены и просто непорядочные люди.
Особенности молодёжи часто проявляются в молодёжных субкультурах.
Игра 2. «Молодёжные субкультуры». Учитель: Особенности молодёжи как социальной группы проявляются и в существовании молодёжной субкультуры (суб - частица около чего либо). Вывод: Это культура молодого поколения обладающего общностью
- стиля жизни; -поведения; -групповых норм;- ценностей.
Это многомерное явление со своим стилем поведения, модной атрибутикой, сленгом, идеалами и иллюзиями.
Причины этого явления:
1. Желание найти взаимопонимание, поддержку, помощь.(психологические особенности молодёжи)
2. Почувствовать себя более сильным, защищённым, уверенным.
Молодёжная субкультура делится на общественные молодёжные организации и неформальные молодёжные организации.
Познакомимся с некоторыми направлениями молодёжной субкультуры.
Задание : Какие субкультуры вы знаете? Найдите название на английском языке и дайте краткую характеристику.
Отчёт группы «Неформалы». (Просмотр компьютерной презентации «Субкультура молодёжи»).
«Неформалы» - это часть молодёжной субкультуры, им присущи общие черты: вызов общественному мнению, противопоставление себя ценностям взрослых, анти/общественные поступки. Например:
«Рейверы» – (рейв-бред), в России движение возникло в 1990-1991гг. на дискотеках с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски, винил и пластик в одежде. Принятие наркотиков стало, к сожалению, практически частью рейверской субкультуры.
Вывод: Большинство неформальных молодёжных субкультур используются в отрицательных целях, особенно для проявления недовольства существующей властью. Сегодня, как по мановению волшебной палочки, появились новые группы, явно организованные по воле врагов России.
6) «Волонтёры»:
Но есть и другие молодёжные группы, общественные молодёжные организации – они активно участвуют в социальных программах, проектах, политике, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам.
В чём особенности волонтёрского движения?
«Волонтёры» - группы молодых, которые занимаются сознательной, неоплачиваемой, добровольной деятельностью на благо других. Волонтёром может стать любой ответственный и умелый человек готовый посвятить своё время добровольному труду. Например: посещение больных в больницах, детей в приютах и детских домах, приведение в порядок исторических памятников, скверов, помощь во время проведения значимых мероприятий, помощь бездомным животным и многое другое. Смотрим видеоролик.
7).Итоги проекта. Создание продукта
1.Газета «Молодёжь в современном мире».
2.Плакат «Стань волонтером» – придумать слоган, девиз.
3.Выводы:
Выполнили задачи?
Достигли цели проекта?
Какой должна быть молодёжь?
Что нового вы узнали на проекте?
Где вы можете применить полученные знания?
Какой опыт вы для себя вынесли?
2.Оценка и самооценка.
Самооценка: поставьте оценку за работу каждому и всей группе в лист оценок. Самооценка «Неформалов», «Волонтёров».
Я называю победителя в игре-…………..
Главный вывод - читаю эпиграф и привожу положительные примеры.
Приложение№1.
Правила работы в группах.
1.Умей вырабатывать совместное решение.
2.Уважай мнение других.
3.Ищи компромиссы.
4.Аргументированно отстаивай свою точку зрения.
5.Стремись к диалогу.
«Золотые правила общения».
1.Не допускай выпадов против личности.
2.Высказывайся чётко, кратко и по теме.
3.Дай высказаться всем желающим.
4.Внимательно слушайте друг друга.
5.Не допускай излишнюю эмоциональность.
Приложение №2
Пословицы на тему: «Молодость – старость»
Молодой работает, старый ум даёт.
Молодость плечами покрепче, старость – головою.
Молодость не грех, а и старость не смех.
Годы не уроды. Не годы уроды, а люди.
Молоды опенки, да черви в них.
Смолоду наживай, а под старость проживай.
Береги честь смолоду, а платье снову.
Молодость не воротить, а старость не избыть.
Группа «Неформалы» и «Волонтёры Приложение № 3
Субкультуру (подкультура, лат. sub - под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры. От понятия «контркультура», субкультура отличается тем, что не противоречит ценностям традиционной культуры, а дополняет её
Характеристики: Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Наиболее известные субкультуры
Музыкальные-Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
Готы — поклонники готик-рока и готик-метала
Металисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей
Панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии
Растаманы — поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари
Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек
Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
Традиционные скинхеды — любители ска и регги
Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
Другие культурные-Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:
Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации)
Ролевики — поклонники ролевых игр
Фурри — поклонники антропоморфных существ
Имиджевые-Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:
Стиляги
Тедди-бои
Милитари
Фрики
Политические и мировоззренческие-Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:
Анархо-панки; Битники; Хиппи
- 10 –
Приложение№4
Анкета:
Определите возраст молодого человека?
В чем особенности этой социально-демографической группы?
Кто и что оказывает влияние на молодого человека?
Каковы взгляды, интересы молодого человека?
В чём состоит позитивная деятельность современной молодежи (твое участие).
Проблемы современной молодёжи?
Приведи примеры помощи тебе со стороны государства, общественных организаций или просто хороших людей?
Приложение№5
Лист самооценки ученика в ходе проекта
Фамилия, имя______________________________________________
Критерии | Очень хорошо | Хорошо | Мне нужно постараться |
|
В ходе проекта я… | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи и направления |
|
|
|
Определял цели, ставил задачи |
|
|
|
Ждал помощи от участников группы |
|
|
|
Принимал участие в совместной работе |
|
|
|
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения |
|
|
|
Помогал группе в выборе правильных решений |
|
|
|
Анализировал, обобщал, делал выводы |
|
|
|
Находил и исправлял ошибки |
|
|
|
Оказывал помощь, откликался на работу других |
|
|
|