Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области
"Южная средняя школа"
|
Рассмотрена Педагогическим советом МБОУ "Южная СШ" Протокол № 1 от 28.08.2021г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Южная СШ» К.М. Апенова Приказ № 128 от « 27» августа 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Первые шаги в информатику»
Направленность: техническая
Трудоёмкость: 90 часов
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Тлебальдинова Сания Габдурашитовна
с. Южное – 2021
1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Первые шаги в информатику» модифицированная, общеразвивающая, технической направленности, способствует формированию начальных и базовых навыков работы на компьютере.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Вид образовательной программы: общеинтеллектуальная, общекультурная.
Новизна образовательной программы предполагает подробное изучение прикладных программ MicrosoftOffice, дает сведения практического характера, которые позволят обучающимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями, поможет им использовать теоретические и практические знания для обработки и создания собственных проектов и является его естественным дополнением и углублением. Кроме того, она дает возможность использования детских игр, как наиболее эффективных методов, развивающих координацию, ловкость, интеллект ребенка.
Актуальность программы Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков
Педагогическая целесообразность Начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования, широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, положительной ролью изучения информатики в психологическом развития детей, формировании личности, научного мировоззрения школьников, повышении их самооценки. В-третьих, знакомством с учебным предметом информатика в процессе изучения основ компьютерной грамоты, который в дальнейшем раскроет перед учащимися ещё более удивительные возможности компьютера.
Цели и задачи программы.
Цель: Научиться использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
1. Развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры;
2.Способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности;
3.Формировать практические навыки работы на компьютере, освоить приемы работы в программах: Paint, Word, PowerPoint;
Соответствие программы возрастным особенностям.
Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся младшего школьного возраста (7 – 9 лет). Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения..
Срок реализации программы: 90 академических часа
Формы обучения: очная
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Состав группы: постоянный
Особенности набора детей: свободный
Уровень реализации данной программы: ознакомительный.
Ожидаемые результаты
Предметные:
-называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
-называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
-приводить примеры количественной и качественной информации;
Метапредметные:
-обработка информации (с помощью ИКТ);
-анализ информации;
-передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Личностные:
-внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- способность к самооценке;
-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
| Введение. В гостях у сказки. | 2 |
1-2 | Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. | 2 |
| Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево. | 30 |
3-14 | Понятия вверх, вниз, вправо, влево. | 12 |
15-32 | Развитие внимания. | 18 |
| Введение в логику | 58 |
33-34 | Выделение существенных признаков предмета | 2 |
35-38 | Выделение существенных признаков группы предметов | 4 |
39-42 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 4 |
43-50 | Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов. | 8 |
51-54 | Урок загадок. | 4 |
55-62 | Логика и конструирование | 8 |
63-64 | Вложенность множеств. | 2 |
65-68 | Логика и русский язык. | 4 |
69-70 | Подготовка к введению понятий «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» | 2 |
71-78 | Симметрия | 8 |
79-80 | Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии» | 2 |
81-82 | Логические концовки. | 2 |
83-84 | Решение логических задач. | 2 |
85-86 | Понятие «массив» | 2 |
87-90 | Работа с массивами. | 4 |
3.Содержание программы
№ | Тема | Количество часов | Деятельность воспитанников |
| Раздел 1 . Введение. В гостях у сказки.2ч | ||
1-2 | Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. | 2 | Правила ТБ и ПБ при работе на компьютере. Сказка «Что такое компьютер?» |
| Раздел 2. Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево. 30 ч | ||
3-14 | Понятия вверх, вниз, вправо, влево. | 12 | Устройство ПК, назначение. Тренажер «Клавиатура» . |
15-32 | Развитие внимания. | 18 | Правила ТБ и ПБ при работе на компьютере. Практическая работа «Из чего состоит компьютер?» |
Раздел 3. Введение в логику (58ч) |
| ||
33-34 | Выделение существенных признаков предмета | 2 | Практическое задание на ПК. Набор и редактирование текста. |
35-38 | Выделение существенных признаков группы предметов | 4 | Набор и редактирование рисунков. Игра "Путешествие в Зазеркалье". |
39-42 | Выявление закономерностей в расположении предметов | 4 | Работа на ПК в текстовом редакторе Рaint. Практическая работа «Фигуры». |
43-50 | Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов. | 8 | Работа в программе Paint. Виртуальное путешествие в мир рисунков и фигур |
51-54 | Урок загадок. | 4 | Набор слов с помощью клавиатуры и составление кроссвордов. |
55-62 | Логика и конструирование | 8 | Практическое задание на ПК в программе «Конструктор» . |
63-64 | Вложенность множеств. | 2 | Практическое задание на ПК в MS Word . |
65-68 | Логика и русский язык. | 4 | Практическое задание на ПК. Вызов программы Word. |
69-70 | Подготовка к введению понятий «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» | 2 | Презентация по теме. Работа на ПК в программе Microsoft Office Power Point |
71-78 | Симметрия | 8 | Практическое задание на ПК. Набор и редактирование текста. |
79-80 | Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии» | 2 | Практическое задание на ПК. Набор и редактирование текста. |
81-82 | Логические концовки. | 2 | Просмотр мультипликационного фильма «Фиксики» |
83-84 | Решение логических задач. | 2 | Игра «Логика» |
85-86 | Понятие «массив» | 2 | Просмотр мультфильма «Что такое массивы и таблицы» |
87-90 | Работа с массивами. | 4 | Практическая работа «Массивы» |
Раздел 1. Вводные занятия (2 ч)
Теория: Сказка "Компьютерная школа". Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Практика: Решение ребусов, касающихся информатики. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Инструктаж и правила по технике безопасности (Показ презентации с помощью мультимедийного проектора). Закрепление правил по технике безопасности
Форма проведения:беседа,игра, фронтальной опрос.
Раздел 2. Развитие внимания. Понятие вверх, вниз, вправо, влево (30 ч)
Теория: Знакомство с компьютером. Развитие внимания. Сказка «Вверх,вниз». Основные устройства ввода и вывода.
Практика: Тренажер «Клавиатура», правила ТБ и ПБ при работе на компьютере. Практическая работа «Из чего состоит компьютер?»
Форма проведения: практико-ориентированные учебные занятия, работа в мини-группах
Раздел 3. Введение в логику (58 ч)
Теория: Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов.
Практика: Игра "Путешествие в Зазеркалье". Симметрия. Паркеты. Логические концовки.
Форма проведения: беседа, практическое занятие.
4.Контрольно-оценочные средства
После прохождения крупных разделов программы, обучающиеся выполняют творческие работы. Оценка работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их особенностей и достоинств.
По завершении программы обучения воспитанники сдают итоговый зачёт, включающий проверочную работу и защиту творческих авторских работ в области информационных технологий.
Механизм оценивания образовательных результатов
Оцениваемые параметры /Оценки
| Низкий | Средний | Высокий | ||
Уровень теоретических знаний | |||||
| Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы. | Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием. | Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы. | ||
Уровень практических навыков и умений | |||||
Работа с ПК, техника безопасности | Требуется постоянный контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности | Требуется периодическое напоминание о том, как работать с ПК | Четко и безопасно работает с ПК | ||
|
|
|
| ||
Стремление довести начатое дело до конца | Присутствует стремление и желание довести начатое дело до конца, но не может пояснить ход деятельности, видеть перспективу | Присутствует стремление и желание довести начатое дело до конца. В диалоге с руководителем затрудняется пояснить ход деятельности | Присутствует стремление и желание довести начатое дело до конца. В диалоге с руководителем поясняет ход деятельности | ||
Уровень культуры представленных результатов |
|
| |||
| Не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки. | Может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания, умения и навыки. | Показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков. |
Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия проводятся в разных формах: тестирование, проектов и презентаций.
5.Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
1.Ноутбуки- 10шт
2. Телефон – 2 шт. (+ дополнительные телефоны)
3.Интернет
Учебно-методическое обеспечение
Организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе осуществляется очно. Занятия проходят по
комбинированному типу, так как включает в себя повторение пройденного, объяснение
нового, закрепление материала и подведение итогов.
На занятиях используются следующие формы и методы реализации программы.
Различные формы учебной работы (вид занятия) существенно повышают
эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает
использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы учащихся.
Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащегося. При этом
педагог оказывает учащемуся такую помощь, которая не подавляет его активности и
способствует выработке навыков самостоятельной работы.
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагога: среднее профессиональное образование или
высшее педагогическое образование, соответствующее направленности программы или
курсовая подготовка.
Информационно-образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы, для реализации программы
Теоретический материал
1. Учебный фильм «Программа Paint
2. Мультимедийная презентация «Правила поведения в компьютерном классе»
3. Программа «Раскраска». Мультимедийная сказка «Копьютерная школа». https://videouroki.net/blog/znakomstvo-s- kompyuterom.html Учебный фильм «Как устроен компьютер»
Видеоматериал
Видеоурок «Программа ПервоЛого » https://www.youtube.com/watch?v=PwcwMeA9UsM
2.Видеоурок «Создание презентации в программе
PowerPoint» https://videouroki.net/video/54-kompyuternye- prezentacii.html
6. Список литературы
Нормативно-правовая база
1. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р).
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Для педагога
Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2019 год
Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2017 год
3.Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 2018г»
Интернет-источники
1.http://school-collection.edu.ru (раздел «Информатика»)
http://www.metod-kopilka.ru (библиотека методических материалов для учителя)
http://www.teachvideo.ru (компьютерные видео уроки)
http://www.ict.edu.ru/ (информационно-коммуникационные технологии в образовании)
Для обучающихся и родителей
Компьютер для детей. Москва, АСТ-Пресс, 2019 год
2.Кривич Е.Я Персональный компьютер для школьников: учебный курс. / 2-е изд., перераб. - М.: 2017
3.Волков В.Б. Понятный самоучитель работы в Word. – СПб.: Питер, 2019.
4.Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; [email protected]
5. Пасько В. Самоучитель работы на компьютере. -М.: Дрофа 2020