«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проект лагерной смены "Удиви меня, порадуй"

Проект лагерной смены пришкольного лагеря "Солнышко". 3 отряда детей (начальные классы).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

с. Благодатное ул. Петровская, 1, тел/факс 69-1-60


Проект лагерной смены

летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»

с дневным пребыванием детей

Удиви меня, порадуй…

(адресован детям и подросткам от 7 до 12 лет)

Автор: Цапко Л.А.-

учитель начальных классов



с. Благодатное 2016

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко - 2016»

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

3

Направление деятельности

Духовно-нравственное, патриотическое, физическое развитие детей средствами игры, чтения художественной литературы, познавательной и трудовой деятельности.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: цели, задачи; принципы и направления деятельности; механизм реализации программы; мероприятия; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5


Автор программы

Цапко Любовь Алексеевна



6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу



МКОУ СОШ № 8 с. Благодатное

7

Адрес, телефон

С. Благодатное ул. Петровская, 1 тел/факс 69-1-60

8

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

9

Количество, возраст учащихся

50 учащихся от 7 до 12 лет

10

Сроки проведения, количество смен

Июнь 2016 года, 1 смена





Содержание программы:



Введение…………………………………………………………….................... 4

Актуальность проекта……………………………………………………… ….5

Цель и задачи …………………………………………………………..… … 7

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…………………………………………………………………………… 8

Нормативно-правовые документы……………………………………………..9

Механизм реализации программы…………………………………………… 10

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом…………………………… ….12

Диагностика…………………………………………………………… …..…...12

Ожидаемые результаты …………………………………………….…..............13

Критерии эффективности программы……………………………………… ..14

Методы реализации программы……………………………………………… 15

Список используемой литературы…………………………………………… 15



















Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков

Введение.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, сверстниками, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.



Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и само реабилитации. Лагерь с дневным пребыванием воспитанников призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.


Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МКОУ СОШ №8. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.


Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением внимания к духовно-нравственному воспитанию;

-модернизацией старых форм работы и введением новых в связи с переходом на ФГОС;

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

-необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Духовно-нравственное воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в Федеральном государственном стандарте общего образования.



Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги и воспитатели превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Актуальность проекта.

«Главное для меня — не переставать удивляться.

Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ

с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное».

Рей Бредбери


Идея проекта пришла ко мне случайно, я прошла онлайн-тест «Умеет ли ваша душа удивляться и радоваться?» Результат меня не порадовал. Полагаю, для каждого, полезным будет обращение с вопросом к себе: «А насколько я сохранил(а) в себе способность удивляться? Что может меня удивить? Могу ли я видеть удивительное рядом?»

Я рассказала об этом коллегам, попросила их поучаствовать – результаты унылые. Я сначала решила, что это возраст. Потеряв детскую наивность, мы теряем или притупляем способность удивляться, забывая, что проживание этой замечательной эмоции несет нам удовольствие, а значит, ощущение полноты жизни.

Потом я обратилась к детям с вопросами типа: «Как часто вы удивляетесь?», «Чему удивлялись недавно?», «Что больше всего вас радует?», «Что нужно для того, чтобы порадовать близких?». Оказалось, что и дети удивляются очень редко. И действительно, вспоминая свои первые годы педагогической деятельности, когда на урок приходил Незнайка, нарисованный на картоне, что-то говорил или просил сделать ребят я видела удивление, интерес в глазах учеников. А сейчас в век компьютерных технологий, даже анимации на интерактивной доске ребят не удивляют. И мы, педагоги думаем, как заинтересовать учащихся, чем мотивировать?

А ведь «Познание начинается с удивления», - сказал Аристотель.

Что такое удивление? Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. В ряду шести основных эмоций (радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть) еще Р. Декарт на первое место поставил как раз эмоцию удивления.

Для людей, которые не любят удивляться, неожиданности неприятны. Они организуют и планируют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать незнакомых ситуаций.  В крайнем варианте человек, не выносящий сюрпризов, патологически педантичен, занимается ненормально подробным планированием. Все неожиданное старается сделать предсказуемым. Представьте себе научного работника, который не умеет удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, как робот, но он вряд ли сможет сделать неожиданное открытие!

Естественно, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная книга, удивительный праздник, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им радость и удовольствие. Удивительным может быть практически все, что угодно, начиная от вещей, звуков, вкусов, касаний и заканчивая ситуациями, идеями, мыслями, чувствами…



Так как удивление — эмоция, возникающая в связи с неожиданной ситуацией, то в норме как у детей, так и взрослых, время пребывания в эмоции длится недолго. Зачастую, наблюдая за удивленным ребенком или взрослым, тяжело предвидеть, что будет следующим шагом.

Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление может переходить в испуг.

Если ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если же ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.

Для человека, умеющего радоваться основной отличительной чертой является состояние легкости и расслабленности. Умение с легкостью воспринимать саму жизнь, подстраиваться под те или иные обстоятельства.

И совершенно ясно, что удивление в чистом виде - это скорее качество души, а не мозга, а значит, присуще каждому из нас.

Умение удивляться можно не только реанимировать, но и развивать и совершенствовать! Работая над программой, я хотела создать удивительную Страну Чудес, в которой дети учились бы удивляться всему, радоваться, испытывать восторг, получать удовольствие от общения, от жизни.

Цели и задачи программы.

Цель - создать благоприятные условия для развития личности, воспитания духовности, нравственности и культуры общения, укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

  1. Создание условий развивающей среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

  2. Создание условий для организованного отдыха, для укрепления здоровья детей, формирования санитарно-гигиенической культуры.

  3. Формирование основ нравственного самосознания личности, способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического воспитание).

  5. Формирование у ребят навыков общения и толерантности. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

  6. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

  7. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  8. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

По своей направленности программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления тела и души, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 7 - 12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек.

Главная идея создания летнего лагеря – предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, духовно-нравственного развития, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), педагогом и другими значимыми взрослыми.

Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Нормативно-правовые документы

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:

  1. Закон «Об образовании РФ». Конвенция о правах ребенка, ООН.

2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г.

4.Положение о лагере дневного пребывания детей.

5. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

6. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

7. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

8.Приказы Управления образования.

9.Должностные инструкции работников.

10. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

11.Заявления от родителей.

12. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

13.Акт приемки лагеря.

14. Планы работы.

Механизм реализации программы

«Алиса удивилась, как это она не удивилась,

но ведь удивительный день еще только начался

и нет ничего удивительного в том,

что она еще не начала удивляться»

                                                                              Льюис Кэрролл." Алиса в стране чудес"



Лагерная смена проводится в рамках игры «Страна Чудес». Страна Чудес - это удивительная страна детства, мир в котором много радости и улыбок, удовольствия и хорошего настроения, творчества и самобытности, много новых необычных знаний и приятных открытий, интересных и увлекательных игр, много приятного общения и полезного сотрудничества. В первый день смены воспитатели знакомятся с детьми, проводят беседы, психологические тесты, дискуссии по темам: «Умеешь ли ты видеть удивительное в обыденном?» «Что лучше получать подарки или дарить их?» «Как часто и чему ты радуешься?» Затем предлагается детям побывать в Стране Чудес, где они научатся видеть удивительное вокруг себя, делать фокусы, приятные сюрпризы, добрые дела, интересные поделки друзьям, родителям и окружающим людям. Магистры магии и волшебства (воспитатели и вожатые) будут проводить необычные занятия, мероприятия разных направлений:

«Чудеса, да и только…» (фокусы для детей)

«Чудеса своими руками» (декоративно-прикладное творчество)

«Чудеса, а я не знал…» (интеллектуальное направление)

«Чудеса вокруг» (окружающий мир)

«Чудеса на сцене» (театральное направление)

«Чудеса в спорте» (спортивное направление)

У детей есть возможность выбрать 1-2 мероприятия, которые их заинтересовали, в которых они хотят поучаствовать. На этих занятиях ребята готовятся к выступлению на ежедневном обще лагерном мероприятии.

В соответствии с данными направлениями деятельности был разработан план воспитательных мероприятий в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» на июнь 2016 года. (см. приложение №2)

Ребята стараются активно принимать участие в занятиях, соревнованиях, играх, мероприятиях, чтобы заработать смайлики (небольшие рисунки улыбающихся или удивлённых лиц). Они продолжают творить чудеса даже дома… Тематическое (в соответствии с темой дня) домашнее задание – это сделать доброе дело кому-либо, удивить, порадовать чем-то своих близких. Когда ребёнок увидит улыбку восторга на мамином лице, почувствует, как радость переполняет её, то у него обязательно появится желание вновь что-то сделать для неё.

На следующий день дети рассказывают об этом в отряде, делятся приятными впечатлениями, опытом и получают смайлики. Каждый собирает свою коллекцию смайликов. В конце смены коллекции выставляются на показ и определяются призёры в номинациях: Мастер сюрпризов, Магистр магии и волшебства, Мастер чудес… Ежедневно ребята общаются, удивляют друг друга, делятся впечатлениями, эмоциями радости от совершённых дел, осмысливают то, как мало нужно для того, чтобы жить счастливо и хорошо. Улыбки и озорные лица смайликов поднимают настроение и добавляют веру в чудеса, которые мы творим своими руками.

В последний день смены в Стране Чудес произойдёт настоящее чудо для всех – появятся Дед Мороз и Снегурочка. Во дворе школы украсим растущую на игровой площадке сосенку своими поделками, гирляндами радости и счастья (все собранные смайлики прикрепляются на узкий скотч) и будем водить хоровод, удивляться и радоваться. Дед Мороз и Снегурочка вручат детям дипломы, грамоты, благодарности и конечно же всем ледяное угощение - мороженное.

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом.

В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека, музей, участковая больница, детский сад, отделение связи, сельский стадион, пожарная часть. Возможны поездки в Светлоград, районную библиотеку, музей, парк культуры и отдыха, кинотеатр. Соответственно будут изменения в планах.

Психолого-педагогическая диагностика в лагере

Кратковременность лагерной смены делает незаменимой педагогическую диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению проблемных детей с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения.

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о сво­их непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т.е. провести педагогическую ди­агностику личности детей, с которыми ему предстоит вме­сте прожить летнюю смену в лагере. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализиро­вать ее. Однако быстрота не должна сказываться на каче­стве.


Проводя педагогическую диагностику, нуж­но неукоснительно следо­вать ряду правил:

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к детям, о которых хотите получить педаго­гически значимую информацию.

2. Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3. При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возмож­ной автономности воспитанника во время его диагностиро­вания, сохранение анонимности полученных по­казателей.


Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведени­ем, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.


Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота проведения и обработки результатов исследования;

- непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

- наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

(см приложение №3)

Условия реализации программы:

Ожидаемые результаты.



В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной, коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Личностный рост участников смены.

  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)

  • Расширение кругозора детей.

Критерии эффективности программы.

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Вся информация о реализации программы размещена на стенде лагеря. Разработан механизм обратной связи («Письмо воспитателю» на стенде лагеря).


Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.


Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.


Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Методы реализации программы:

методы оздоровления:

- витаминизация;

- физиотерапия;

- закаливание;

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;

методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- самоуправление.

методы образования:

- словесные методы

- экскурсий.

- игра

- проектно-конструкторские методы

- практическая работа

- наблюдения (запись наблюдений).

Список используемой литературы:

  1. «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.

  2. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.

  3. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.

  4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  5. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

  6. Интернет-ресурсы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее