«Осенний фестиваль знаний 2024»

Проект "Дружбой мы едины!" в ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, Стандарт) и ФОП является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Проект

Тема «Дружбой мы едины»


Авторы проекта: Воспитатели группы № 10 «Пчёлки» детского сада «Звёздочка»: Васильева А.В., Киселева В. А.

Участники проекта – дети группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Время проведения – средней продолжительности (ноябрь-декабрь).

Цель проекта: Формирование национально культурных отношений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

Образовательные:

Знакомить детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».

Знакомить детей с устным народным творчеством, с народной игрушкой, народов России

Знакомить с традициями, бытом и костюмом народов России

Развивающие: - Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать с сверстниками и со взрослыми;

Развивать познавательный интерес; активизировать и обогащать словарь.

Развивать эстетические способности и духовный потенциал;

Воспитательные:

Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям другой национальности, к их традициям, обычаям, культуре, прививать в детях чувство патриотизма, любви к Родине, своему краю, где они родились и живут.

Актуальность:

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, Стандарт) и ФОП является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей.

Проблема: Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме.

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть. И мы, взрослые, должны всему этому научить детей, вложить в них зерно доброты, помочь понять как важно жить в мире со всеми народами.

Этапы проекта:

1 этап. Организационно – подготовительный:

Цель: создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.

• формирование предметно-развивающей среды с учетом использования информационно-коммуникационных технологий;

• предварительная беседа с детьми по выявлению проблемы;

• повседневное наблюдения за детьми их взаимоотношениями на занятиях и в свободной деятельности;

• анкетирование родителей;

2 этап. Реализация:

Цель: обогащение знаний детей и родителей о толерантности.

Основной этап (ноябрь-декабрь):

Задачи.

Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.

• подбор и использование методов и приёмов, способствующих формированию знаний о толерантности;

• подбор и использование занятий, упражнений. информационно – коммуникационных средств обучения, способствующих формированию знаний о толерантности; • накопление знаний о воспитании толерантного отношения к людям через занятия, тематические занятия, беседы с детьми, сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивания стихотворений, слушание и пение песен, проигрывание этюдов, создание проблемных ситуаций, развивающие и словесные игры и др.;

• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;

• изготовление новых пособий и оборудования к играм детей;

• повышение компетентности родителей через разнообразные формы работы;

• сбор и систематизация дидактических и словесных игр;

• проведение мероприятий в рамках реализации проекта;

• подготовка информаций для родителей по воспитанию толерантного отношения к людям.

3 этап. Заключительный:

Цель. Анализ организации проектной деятельности.

Задачи.

1. Обобщить результаты работы;

2. Провести анализ деятельности;

3. Осуществить презентацию материалов проекта;

1. Анализ полученных результатов.

2. Презентация в формате воспитательного мероприятия.

3. Образовательное событие с родителями.

Уголок культуры народов России;

Сформирован необходимый минимум знаний у воспитанников;

Разработан перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры;

Составлены картотеки народных игр;

Создание картотеки произведений устного народного творчества народов России;

Выпуск презентаций;

Разработан цикл презентационных материалов по культуре народов России;

Подготовлен для уголка родителей материал .

Реализация проекта предполагает:

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о национальной культуре русского и других народов;

Формирование личности и национального самосознания детей;

Усиление роли семьи в воспитании детей на традициях гуманизма;

Содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса;

Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре своего народа и народов, населяющих страну.;

Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;

Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

1. Тематические беседы;

2. Просмотр мультфильмов о толерантности и др.;

3. Просмотр презентаций о стране, о людях, которые живут в ней;

4. Рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды

5. Наблюдение;

6. Сюжетно-ролевые игры;

7. Дидактические игры;

8. Подвижные игры;

9. Чтение художественной литературы;

10. Чтение и заучивание стихотворений;

11. Экскурсии в социально-значимые объекты города (библиотека, изба чайная, краеведческий музей);

12. Тематические занятия;

13. Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения;

14. Выставки рисунков и поделок (в группе);

15. Использование народных игр, в том числе хороводов;

16. Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.

17. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток,

18. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

19. Игры: настольные, дидактические.

Формы работа с родителями по реализации проекта:

1. Анкетирование с целью проверки знаний по толерантности;

2. Консультации для родителей, буклет и памятки.

3. Участие в сборе предметов народного творчества;

4. Беседы;

5. Условия организации развивающей среды в группе:

6. Наличие дидактических и развивающих игр;

7. Создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);

8. Наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.

Ожидаемые результаты:

 Воспитание у детей и взрослых национального самосознания,

ощущение причастности к разным культурам.

 Воспитание толерантности на основе уважения к людям разных

национальностей.

Продукт проекта: 

  1. Интерактивная игра-путешествие с музыкальным сопровождением

«В дружбе мы едины»;

  1. Создание мини-музея (куклы в национальных костюмах, куклы-обереги, предметы национальной одежды, предметы художественных промыслов).

  2. Материально - техническое обеспечение:

• Флаг РФ

• Видеотека мультфильмов, презентаций ,

• Книги «Моя страна Россия» и др.

• Альбомы: «Дымковская игрушка, «Филимоновская игрушка», украшения, куклы, орнаменты,

• Глобус, матрешки

• «Игра-лото «Чудо узоры», раскраски «Праздники России», «Народные костюмы»

• Картотеки игр по патриотическому и толерантному воспитанию, настольно-печатные игры и др.

• Подборка стихотворений, сказок по патриотическому и толерантному воспитанию

• Методические пособия для педагогов и родителей по воспитанию толерантности и патриотическому воспитанию.

• Подборка консультаций, памяток, папок-передвижек для родителей по воспитанию толерантного отношения к человеку.

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Оборудование: компьютер.

1. Центр игры -сюжетно- ролевые , дидактические, настольно-печатные игры на закрепление знаний о жизни русского народа, народов России.

2. Центр книги - Подборка произведений русских детских писателей и поэтов, русский фольклор, знакомство с фольклором народов России.

3. Центр творчества- Разные виды театров, уголки ряженья, маски, шапочки, сюжетные картинки и произведения, отражающие жизнь русского народа, народов России

4. Центр искусств- Изделия народно- прикладного искусства России, альбомы, буклеты, образцы и трафареты элементов росписи, карточки разнообразный изобразительный материал, дидактические игры.

5.Центр информационный - уголки для родителей ( рекомендательные статьи, буклеты, анкеты , папки- передвижки)


ПЛАН РАБОТЫ по формированию национально культурных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.


Ноябрь

1неделя

Беседа «Москва – столица нашей Родины». Цель: совершенствовать знания детей о том, что такое столица, что такое герб. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Презентация «Экскурсия на Красную площадь».

Познавательное занятие «Государственные символы России: герб, флаг, гимн». Цель: закрепить у детей знания о символах России.

Конструирование. Занятие: «Спасская башня Кремля»
Цель: Учить детей передавать конструкцию башни, форму пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер. Зрительно двигательные координации.

Подвижная игра «Оленьи упряжки». Цель: формировать навык бега друг за другом.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному городу». Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.

Чтение художественной литературы. Сказки: «Алёша Попович», «Брат и сестра», «Волшебные ягоды».

2неделя

Беседа: «День Защитника Отечества». Цель: закрепить знания о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Воспитывать уважение к российским воинам.

Занятие «Защитники Отечества» Цель: Цель: формирование и закрепление знаний дошкольников о защитниках Отечества.

Просмотр презентации «Наша Родина – Россия». Цель: закрепить знания детей о России, о ее символах, воспитывать чувства любви к Родине.

Подвижная игра «Ручеек» Цель: Воспитание навыка синхронного выполнения команды.

Аппликация «Хоровод дружбы». Цель: Закрепить понятие «друзья», Учить ценить дружбу; воспитывать чувство взаимопомощи, желание общаться, налаживать новые контакт.

Рисование «Декоративная роспись рубашек». Цель: закреплять знания о русских народных промыслах.

Чтение художественной литературы:

  • башкирская сказка «Алп-батыр»;

  • белорусская сказка «Мороз, солнце и ветер»;

  • бурятская сказка «Богатырь Байкал».

Прослушивание народных музыкальных произведений.

Посещение Избы — Чайной. Тема: «Кукла-оберег». Цель: Знакомство с традициями русского народа.

3неделя

Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»

Цель: воспитывать у детей взаимовыручку и взаимопомощь.

Познавательное занятие: «Какие народы живут в России». Цель: Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, населяющих нашу страну.

Слушание и пение детских песен о дружбе.

Развивающая игра «Переходы». Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Выставка рисунков «Мы разные, но мы вместе»,

Чтение «Былины о богатырях».
Цель: Воспитывать интерес к русской былине, чувство гордости за воинов, защищающих свою родную землю от врагов.

Чтение художественной литературы:

-калмыкская сказка «Лотос»;

-мордовская сказка «Перя-богатырь».

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик». Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.

4неделя

Беседа «Давайте жить дружно»

Цель: личностное развитие ребенка.

Познавательное занятие «Путешествие в страну Толерантность»

Просмотр презентации «Мы разные, но мы вместе». Цель: воспитывать у детей уважение к другим людям, независимо от их нации, веры.

Аппликация «Кукла в национальном костюме». Цель: закрепить понятие «национальная одежда».

Проигрывание этюдов «Сказка «Гадкий утенок». Сюжет: гадкий утенок попал на птичий двор, все птицы его окружили, и всем он не понравился. Птицы стали шипеть, махать крыльями, гнать утенка со двора.

Игра «Дружные ребята» Цель: Совместное разучивание народных игр.

Прослушивание народных музыкальных произведений.

Чтение художественной литературы:

-осетинская сказка «Алдарский сын»;

-удмуртская сказка «Красавица берёза»;

-чеченская сказка «Спасибо, сказанное ветру».

Посещение библиотеки: « Сказки народов России». Цель: Знакомство со сказками народов России

Работа с родителями

Анкетирование «Толерантность»

Консультация «Как воспитать толерантного ребенка»

Памятка: «Основы нравственных отношений в семье»

Декабрь

1неделя

Беседа « Мама – мамочка, мамуля… …»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме. 

Познавательное занятие «Моя мама». Цель: Учить принимать участие в групповой беседе воспитывать доброе, заботливое отношение к маме – самому родному человеку. Вызывать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Чтение:

  • рассказ К.М. Станюковича «Максимка»;

  • чувашская сказка «Золотая сумка»;

  • якутская сказка «Как ласка осталась без хвоста».

Дидактическая игра «Определи костюм по фрагменту». Цель: закрепление знаний о народах разных национальностей.

Прослушивание народных музыкальных произведений.

2неделя

Беседа: Народы России.
Цель: Формировать сознание детей о многонациональности на территории России. Воспитывать уважение к традициям и культуре различных народов.

Тематическое занятие «На земле друзьям не тесно». Цель: Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.

Лепка «Дети пляшут»
Цель: Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Расширять спектр скульптурных приемов лепки, показать возможность дополнение образа разными материалами. Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Чтение:

  • стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»;

  • чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран», «Белая медведица»;

  • башкирская сказка «Лиса-сирота».

Прослушивание народных музыкальных произведений.

Посещение Избы- Чайной. Тема: «Русский костюм и народные промыслы». Цель: формирование представления о элементах русского костюма и народных промыслов.

3неделя

Беседа: Глупые ссорятся, а умные договариваются

Цель: развивать у детей коммуникативные способности.

Заучивание стихотворения О. Александрова «Лучшее богатство».

Чтение художественной литературы:

-сказка «Золотой конь», «Волк и волчица», «Скупой богач», «Кто-то и зайца боится».

Лепка: «Посуда разных национальностей». Цель: продолжать учить изображать декоративную посуду.

Рисование «Украшение тюбетейки». Цель: познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для татарского узора (тюбетейки).

С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям (знакомство с традициями разных народов).


4неделя

Беседа: «Моя малая Родина- Гагарин».

Слушание и пение детских песен о Родине.

Дидактическая игра «Кто построил этот дом?». Цель: закрепление представлений детей о многообразии народов, населяющих нашу страну.

Просмотр альбома «Костюмы разных народов».

Чтение стихотворения «Откуда ты родом».

Чтение художественной литературы:

  • русская сказка «Баба-Яга»;

  • татарская сказка «Три сестры»;

  • кабардинская сказка: «Как человек победил всех зверей», «Хоже и ишак»

Прослушивание народных музыкальных произведений.

Посещение краеведческого музея. Мастер-класс в гончарной мастерской. Цель: знакомство с глиной и её свойствами, месторождением и использование человеком.

Работа с родителями

Консультация «Воспитываем толерантность в себе и детях»;

Буклет «Что такое толерантность?»

Памятка: «Рекомендации по формированию толерантности».

Участие в создании мини-музея «Кукол в национальных костюмах».




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее