«Продуктивные игровые технологии как средство формирования и развития коммуникативной компетенции»
Прежде, чем начать свое выступление, предлагаю вспомнить имена известных людей: 1. Артем Дзюба; 2. Ванесса Мэй; 3. Олег Газманов; 4. Уильям Шекспир. Неожиданно? Конечно, каждый из вас сейчас подумал: «Что же общего между всеми этими людьми?» Но между нами определенно что-то есть. У каждого из них в руках незатейливый, но важный инструмент, с помощью которого они творили и творят чудеса. (слайд 1) |
|
У меня же, как у учителя, важным инструментом является полюбившаяся технология. А есть еще между ними что- нибудь общее. Что все делают на фотографиях? Играют. Дзюба играет с мячом, Мэй- на скрипке, Газманов- на гитаре, а Шекспир играл когда-то на сцене театра. А я играю на уроке. У меня своя роль, у детей - своя. Иногда мы даже меняемся ролями. И эта игра длится всю жизнь…(слайд 2) |
|
Тема моего выступления «Продуктивные игровые технологии как средство формирования и развития коммуникативной компетенции» (слайд 3) |
|
Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности (слайд 4): чтением, аудированием, говорением. |
|
С одной стороны в соответствии с ФГОС главной задачей является сформировать универсальные учебные действия, которые включают совершенствование и формирование иноязычной компетенции. А с другой стороны у детей недостаточно сформированы коммуникативные способности: слабый словарный запас, слабый уровень диалогической речи, многие теряются в ситуациях речевого общения. Отсюда возникает проблема (слайд 5) -– низкий уровень коммуникативной компетентности от этого и трудности вхождения в социум, умения общаться на иностранном языке на достаточном уровне. Целью моей работы является развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение, воспитание активной саморазвивающейся личности (слайд 6). З адачи: использовать логические формы подачи материала; применять особые приемы, активизирующие обучение; развивать коммуникативную культуру учащихся, создать условия практического овладения иностранным языком; участвовать в обмене опытом через посещение уроков и внеурочных занятий; |
|
В своей практике я делаю основной упор на выбор продуктивных игровых технологий именно по характеру игровой методики (слайд 7): - сюжетно- ролевые игры; - предметные игры; - игры на аудирование; - деловые игры; - игры- драматизации; |
|
Более эффективным на начальном этапе обучения является использование сюжетно- ролевых игр (слайд 8), т.к. они пользуются большей популярностью у младших школьников. Сюжетно- ролевые игры позволяют детям перевоплощаться в разные образы, овладевать речевыми навыками в естественной непринужденной атмосфере, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей действительности. Например: «В магазине», «У врача», «В гостях» и т.д. В среднем звене можно провести ролевую игру «Найди дорогу» или «Путешествие по Лондону»: турист у местного жителя должен спросить дорогу к заданной достопримечательности. Также эту данную игру можно провести в форме живого урока на улице для закрепления изученной лексики. |
|
Предметные (обучающие) игры на уроках английского языка подразделяет игры на следующие категории (слайд 9): 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4. орфографические игры; 5. творческие игры; Использование данных игр на уроках иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание и поддерживает интерес. Важно, чтобы игра приносила положительные эмоции и пользу, служила действенным стимулом и мотивацией к изучению английского языка. Во время игры не следует прерывать, так как это нарушает атмосферу общения. В своей практике использую игры «Карусель», «Найди пару», «Пройти через болото» и т.д. |
|
Игры на аудирование (слайд 10), которые способствуют восприятию текста на слух, я также широко использую в своей педагогической практике. Обучение аудированию целесообразно проводить в различных игровых формах. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Например: «Заполнить пропуски», «Установить порядок» и т.д. |
|
Деловые игры (слайд 11) более предпочтительно проводить с учениками среднего и старшего звена. В деловых играх моделируется жизненная ситуация и учащимся предоставляется возможность побывать в различных ролях. Использование деловых игр укрепляет связь «ученик- учитель» и раскрывает творческий потенциал каждого ученика. Практика показала, что деловые игры пользуются популярностью среди учащихся, так они позволяют раскрыть творческий потенциал каждого из них. |
|
Игра- драматизация (слайд 12) чаще используется мной во внеурочной деятельности по предмету и способствует обогащению словарного запаса, развивает эмоциональную диалогическую речь, знакомит с выразительностью английского языка. |
|
Именно благодаря использованию игровых технологий у детей более четко формируются коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, соблюдается технология здоровьесбережения, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению. Играя, никто не остается в стороне. Наряду с закреплением изученного, актуализацией полученных знаний, развитием речи, такая работа способствует воспитанию такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Через продуктивные игровые технологии воспитываются дисциплина, активная готовность включаться в разные виды деятельности, умение отстаивать свою точку зрения, проявить инициативу, творчество, найти оптимальное решение в определенных условиях. Результатом, продуктом использования игровых технологий является участие детей в различных конкурсах, олимпиадах и создание проектов и мини- проектов. (слайд 13 и 14) |
|
Исходя из выше сказанного, могу уверенно сказать, что продуктивные игровые технологии- это действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует формированию и развитию коммуникативных компетенций. |
|
Готовясь к урокам, невольно вспоминаю слова А.С.Макаренко: «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь игра…» (слайд 15) |
|