Приобщение детей к творчеству
через активные
учебные технологии.
п. Шортанды
2019 г.
Балаларды шығармашылыққа баулу арқылы белсенді оқу технологиялары
Приобщение детей к творчеству через активные учебные технологии.
Актуальность проблемы творческого развития подрастающего поколения диктует время и общество, в котором мы живем.
В условиях глобализации, информатизации общества и его инновационного развития государство испытывает потребность в гражданах с принципиально новаторским жизненным подходом. С каждым годом на рынке труда растет спрос на квалифицированные кадры, обладающие яркой индивидуальностью и творческими качествами, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Предъявляя новые требования к обществу в целом, «экономика знаний» предполагает творческое развитие каждого человека. Основной груз ответственности за это лежит на системе образования. Поэтому, при проведении модернизации образования большой акцент делается на его качестве и подготовке ученика к творческой деятельности.
Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь.
Творчество мы развиваем на всех своих предметах, так как оно помогает развивать речь, учит думать, правильно направлять свои идеи и мысли. Кроме того творческий подход учит работе в группе.
Учитель, готовясь к уроку, выбирает технологии, методы и формы в зависимости от темы, класса, уровня подготовленности учащихся.
Классификация современных образовательных технологий
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Лекционно-семинарско-зачетная система | Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Систему инновационной оценки «портфолио» | Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
Наш урок мы построим в форме деловой игры. В ходе игры мы должны убедится в том, что активные учебные технологии действительно способствуют приобщению детей к творчеству, делают урок интереснее, а работа детей в группах позволяет достичь поставленных цели и задач.
Что же такое деловая игра? На что должен опираться ребёнок?
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности,методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.
Ряд нововведений не внедряется на предприятии только потому, что у его работников недостаточен уровень ЗУН, отсутствует видимая потребность в его внедрении и недостаточная психологическая подготовка к восприятию и реализации нововведений
В деловой игре выделяют следующие этапы.
Введение в игру.
Разделение участников на группы.
Изучение ситуации.
Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры.
Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).
Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.
Разбор оптимального варианта.
Общая дискуссия.
Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.
Разделение участников на группы: оптимальный размер группы – 3-5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.
Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).
Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего – управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать.
Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако было бы разумно, если в кабинете, где проводится игра, висели часы.
Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.
Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами.
Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д.
Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.
Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.
Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.
Роль ведущего в деловой игре
Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры – он инструктор, в процессе игры – консультант, по ее окончании – судья, и, наконец, – руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.
Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра – это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни, и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом – роль ведущего.
Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.
Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.
Структура деловой игры.
В деловой игре рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу.
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Задачи игр:
• научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы учителя;
• развивать проективные умения у учащихся;
• воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определеннойделовой игры.
Этап игры | Деятельность участников игры | Деятельность педагога |
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация | Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью | Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу. |
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах | Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников | Оказывает помощь |
3 этап – межгрупповая дискуссия | Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта | управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы |
В деловой игре хорошо срабатывает здоровьесберегающий фактор.
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1)«В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций»
2)Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений»
3)«Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».
Раздаточные материалы к деловой игре.
Описание деловой игры
Методические рекомендации для участника деловой игры
Справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.
Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.
Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов. В процессе игры учащийся осваивает опыт жизни и социальные отношения, развивается личность в целом.
Урок - деловая игра “Развитие речи ”
Тема урока: сочинение по отрывкам текста.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: деловая игра.
Цели урока:
образовательные: в игровой форме организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации;
развивающие: создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Идея урока.
Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры: “ Восстановить части текста, чтобы редактор газеты мог издать очередной номер, а читатель вовремя получил газету”.
Задание 1 – Просклонять данные существительные, закрепив умение определять безударное окончание у сущ., прилагательных.
-правильно определить окончания глаголов.
Задание 2 – Составление текста, используя данные слова и применяя свои .
В конце выполнения задания ученики должны представить вариант текста с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
Организация урока.
Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 3-4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль редактора, остальные выступают в роли корреспондентов. Группа экспертов наблюдают за ходом работы.
Оснащение урока.
Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с предложенным набором слов, карточки с текстом.
Эксперты должны иметь листочки с правилами игры, системой оценивания.
Правила игры.
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. Роль учителя в игре должна быть минимальной. В хорошо подготовленной деловой игре учитель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля учащихся, тем выше обучающая ценность игры.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливается ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.
Система оценивания.
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:
Задание 1:
Знание правил определения окончаний;
правильность;
аккуратность;
Задание 2:
правильное составление текста;;
культура речи;
краткость;
логичность и убедительность;
умение заинтересовать слушателей.
Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов.
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
взаимопомощь в группе;
умение общаться с коллегами;
умение организовать работу в группе;
умение уложиться во времени при решении задач;
умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, - 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта – 1 балл;
несоблюдение правил игры – 2 балла;
грубое нарушение – до 5 баллов.
План урока.
Подготовительный этап – 2 мин.
Выполнение заданий– 10 мин.
Составление текста– 30 мин
Подведение итогов урока – 3 мин.
Ход урока.
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.
1.Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.
Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте, пожалуйста название своей газете.
Ребята придумывают названия.
Ведущий. У вас начинается рабочий день. Пока не пришли по электронной почте тексты, можно провести свободное время с пользой - попробовать выполнить задания, которые в дальнейшем помогут составить текст.
2.Выполнение заданий.
Команды получают листы с заданиями. По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Свои решения команды передают экспертам, которые во время выполнения игроками задания следующего этапа проверяют и оценивают работу каждой из команд.
3. Составление текста.
Ведущий. В вашу редакцию поступил заказ. Заказчик просит вас восстановить испорченный текст. В рассказе 3 части. В каждой части не более 8 предложений. В тексте - 90 слов.
Каждая команда получает отрывок текста.. Игроки должны подготовиться к тому, чтобы правильно и выразительно прочитать имеющийся отрывок, а используя предложенные в заданиях слова правильно составить предложения и расположить их в нужном порядке.
4. Подведение итогов урока.
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре – о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.
Литература:
-Статья из журнала «Начальная школа + -, до и после» № 7 за 2006 год, В. А. Трайнев «Деловые игры в учебном процессе», «Деловые игры как способ диагностики и совершенствования личности ребенка» - методические рекомендации за 1990 год.
-Якимнская И.С. Принцип активности педагогической психологии // Вопросы психологии.- 1989. № 6.
-Крюкова Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий // Герялт (Просвещение). – 1998. - №1.
-Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя.- М.: Новосибирск, 1994.- 144с.
-Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. Докл.научно-техн. Школы-семинара.- Л., 1987.- С.85
-Польщикова О.Н. Деловая игра на уроке информатики. .// Информатика и образование., - 2003 -№3.
- Платов В.Я.Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Задание №1. Вставь нужные окончания, подчёркнутые существительные просклоняй.
Луч солнц…, на жёлт… листья, все в золот…, желте… листья.
Задание№ 2.Составьте текст, состоящий из трёх частей. Можно использовать слова из первого задания .
Золотая осень.
I После жаркого и знойного лета наступает осень. Осенние заботы наполняют каждый дом. Дачники убирают урожай, дети ходят в школу , огромная работа начинается у дворников. Осень прекрасна своими переменами: то идут дожди, то светит солнце и тепло как летом!
II
III В этом году осень ранняя. Рано пожелтели и опали листья. В тёплые края уже улетели ласточки, журавли, лебеди, гуси, утки, жаворонки. Скоро лужи покроются тонкими льдинками, а золотой осенний ковёр накроется белоснежным покрывалом.
Задание №1. Вставь нужные окончания, подчёркнутые существительные просклоняй.
Знойн…лета, осенн… заботы,у дворник…,после лет… .
Задание№ 2.Составьте текст, состоящий из трёх частей. Можете использовать слова из первого задания.
Золотая осень.
I
II Самая красивая пора-это золотая осень. Желтеют листья и трава. Когда золотой луч солнца падает на жёлтые листья, они озаряются золотым светом. От берёзок нельзя отвести глаз- все в золоте! Из опавших золотых листочков красавица осень соткала ковёр. Часто идут дожди.
III В этом году осень ранняя. Рано пожелтели и опали листья. В тёплые края уже улетели ласточки, журавли, лебеди, гуси, утки, жаворонки. Скоро лужи покроются тонкими льдинками, а золотой осенний ковёр накроется белоснежным покрывалом.
Задание №1. Вставь нужные окончания, подчёркнутые существительные просклоняй.
Осень ранн…, в тёпл… края, тонкими льдинк…, белоснежным покрывал… .
Задание№ 2.Составьте текст, состоящий из трёх частей. Можете использовать слова из первого задания .
Золотая осень.
I После жаркого и знойного лета наступает осень. Осенние заботы наполняют каждый дом. Дачники убирают урожай, дети ходят в школу , огромная работа начинается у дворников. Осень прекрасна своими переменами: то идут дожди, то светит солнце и тепло как летом!
II Самая красивая пора-это золотая осень. Желтеют листья и трава. Когда золотой луч солнца падает на жёлтые листья, они озаряются золотым светом. От берёзок нельзя отвести глаз- все в золоте! Из опавших золотых листочков красавица осень соткала ковёр. Часто идут дожди.
III