Сценарий игры по правилам дорожного движения для 1-го класса.
Цель: напомнить первоклассникам о правилах безопасности на дороге.
Задачи:
Создать игровую ситуацию для проверки уровня знаний детей о правилах дорожного движения;
Закреплять знание дорожных знаков;
Вырабатывать у учащихся стремление к безопасному поведению по дороге в школу и домой.
Оборудование: проекционное оборудование, знаки светофора (красный, жёлтый, зелёный), картинки с различными видами транспорта, листы бумаги с надписями «Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
Ход игры
Ведущий: Много-много лет назад
Человек коню был рад.
Чтобы не ходить пешком,
Ездил на коне верхом.
И в телеге, и в арбе
Тоже ездил на коне.
Пешеходы не ругались –
Ведь коней-то не боялись.
Вот года текли, летели,
Люди вскоре поумнели.
Посидели, посчитали
И машины делать стали.
1 конкурс «Виды транспорта».
-Ребята, с какими видами транспорта Вы знакомы? (ответы детей) Существует пассажирский, грузовой и специальный транспорт. Для чего нужны эти виды транспорта? (ответы детей)
-Приведите примеры каждого вида транспорта.
2 конкурс «Объяснялки»
-Ребята, постарайтесь объяснить, что означают слова «водитель», «пассажир», «пешеход». (выслушиваются ответы детей, команда, которая дала правильный и более полный ответ получает по 1 баллу за каждое слово)
Водитель – человек, который управляет каким-либо транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, гужевой повозкой, велосипедом и т.д.).
Пассажир – человек, который находится в транспортном средстве, но не является его водителем.
Пешеход – человек, который ходит по улицам пешком. Если человек работает на дороге, то он не является пешеходом.
3 конкурс «Знатоки»
Нужно ответить на вопросы ведущего. За правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечает тот, кто первым поднял руку.
На какие две части разделена дорога? (проезжая, пешеходная)
Какая часть называется проезжей? Пешеходной?
(Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта. Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов)
Что такое тротуар?
(Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут. Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и транспортные средства)
Как располагаются сигналы светофора?
(Вертикально сверху вниз: красный, жёлтый, зелёный. Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место)
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зелёный)
Как перейти дорогу, если поблизости нет светофора? (по «зебре» или там, где стоит знак «Пешеходный переход»)
Где разрешено кататься на велосипедах детям? (до 14 лет только во дворе или на специальной площадке)
Можно ли играть возле дороги? Почему? (Нет, это опасно для жизни)
Загадки для всего класса
1.Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ... (Движенья.)
2.Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность ,
А главное - … (Внимание.)
3.Тянется нитка, часто петляя,
Лесом, сиепями
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога.)
4.Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки?
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …? (Тротуар.)
5.На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали. ("Пешеходный переход".)
6.Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался, чтоб во весь опор. (автомобиль)
7. Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус)
8.Сам не едет, не идет.
Не поддержишь – упадет.
А педали пустишь в ход-
Он помчит тебя вперёд (велосипед)
Ребята, как можно назвать автобус, трамвай, троллейбус общим названием? (общественный транспорт) Поднимите руки, кто из Вас пользуется общественным транспортом , чтобы добраться до школы и вернуться домой?
Какие правила пользования общественным транспортом Вы знаете? (ответы детей, дополнение учителя)
Ведущий: Если глаз зажёгся красный,
Значит двигаться опасно.
Раз пути нам дальше нет-
Подождём зелёный свет.
На пути без светофора
Нам никак не обойтись.
Перейдёшь дорогу скоро,
Только к свету присмотрись!
Игра с классом Если ведущий показывает красный сигнал – стоим, жёлтый – хлопаем, зелёный – шагаем на месте.
стоим шагаем хлопаем
4 конкурс «Сказочный»
Ребята, определите категорию участников движения сказочных героев: «водитель», «пешеход», «»велосипедист» (за правильный ответ – 1 балл).
Емеля (водитель)
Чебурашка (пешеход)
Кот Леопольд (велосипедист и пешеход)
Почтальон Печкин (велосипедист и пешеход)
Колобок (пешеход)
Илья Муромец (водитель)
Иван – Царевич на Сером волке (водитель)
Баба Яга в ступе (водитель)
Волк из м/ф «Ну, погоди» (пешеход и водитель)
Красная Шапочка (пешеход)
5 конкурс «Узнай дорожный знак»
На столе перемешиваются части (иллюстрация разрезана на несколько частей) разных знаков: «Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено». Каждой команде выдаётся лист бумаги с названием знака. Дети должны подобрать необходимые элементы и приклеить знак (за правильно выполненное задание команды получают по 3 балла).
Ведущий: Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умножения, как урок,
помни правила дорожного движенья назубок!