Примеры заданий, способствующие формированию
читательской грамотности.
Задание 1 (включает два комплексных задания).
5-6 класс.
Прочитайте текст и выполните задания:
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.
2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
Задание проверяет следующие группы читательских умений:
- нахождение и извлечение информации;
- сопоставление и сравнение информации;
- интерпретация информации;
- осмысление информации;
- генерация информации с целью создания собственного текста.
Задание 2 (включает три комплексных задания).
6-7 класс.
Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.
Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.
Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.
Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.
Выделите позиции для оценивания данного задания, продумайте и запишите критерии.
Задание проверяет следующие группы читательских умений:
- нахождение и извлечение информации;
- сопоставление и сравнение информации;
- интеграция и интерпретация информации;
- осмысление и оценивание информации;
- преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)
- создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);
- генерация информации с целью создания собственного текста.
Задание 3 (включает пять комплексных заданий).
6-7 класс.
Прочитайте текст и выполните задания:
Притча
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
- Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
- Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
И спросил еще мудрый царь:
- А о чем мечтаешь ты?
Ответил проситель:
- Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.
Тогда Соломон изрек:
- Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
Добавил еще царь:
- Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
Проситель наморщил лоб и произнес:
- Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
И ответил царь:
- Да.
1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.
4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.
5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
Комплексная работа по русскому языку составлена с целью выявления уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,
2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:
Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
Задание 1 (включает два задания для 5 класса).
1. Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:
1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.
2. Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.
Задание 2 (включает три варианта задания).
5 класс.
Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
(подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование).
слово | понятие |
1. шомпол | а. шест из длинного тонкого ствола дерева |
2. жердочка | б. тонкая веревка |
3. челн | в. стержень для чистки и смазки ствола оружия |
4. чопорный | г. любитель наряжаться |
5. кошелка | д. выдолбленная из дерева лодка |
6. щеголь | е. чрезмерно строгий в поведении |
7. бечевка | з. сумка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
Задание можно усложнить.
1 вариант: Предложить ученикам вставить пропущенные буквы (орфограмма «О-Ё после шипящих»).
2 вариант: Предложить ответить на вопрос, что объединяет все слова в левом столбце (верный ответ – слова с одной орфограммой).
Задание 3. (включает четыре задания)
5 класс.
Прочитайте предложения и выполните задания:
(установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство, осмысление информации, оценка содержания и формы текста).
А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.
Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.
В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.
Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.
№ 1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1. А 2. Б 3. В 4. Г
№ 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1. В, Б, Г, А 2. Г, А, В, Б 3. Г, В, Б, А 4. А, Г, В, Б
№ 3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.
1. Предложение А сложное, состоит из двух простых, из которых одно главное, другое зависимое.
2. Предложение Б простое, с однородными членами.
3. Предложение В простое, двусоставное.
4. Предложение Г сложное, состоит их двух простых.
№ 4. Напишите небольшой текст «Приметы весны».
Объем работы не менее 5-6 предложений. Тип речи – описание и повествование. Включите в текст слова с орфограммой «Чередование гласной в корне». Используйте простые осложненные и сложные предложения разных видов.
Задание 4 (включает четыре задания).
6 класс.
Прочитайте текст и выполните задания
(осмысление информации, интерпретация, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов).
Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда скажут слова благодарности тем, кто помог ему, и однажды он заговорил: «Моя красота ослепила вас, но вы, к сожалению, не поняли главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, с любовью растила, и благодаря ее заботе я расцвел. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей, поддержала в невзгоды. Не отнеслись с уважением к солнцу, которое день за днем со всей ответственностью грело и защищало меня от стужи. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».
№ 1. Запишите цепочку ключевых слов.
№ 2. Определите основную мысль текста.
№ 3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что не поняли люди?»
№ 4. Какой ведущий изобразительный прием использует автор данного текста? Приведите примеры.
Задание 5. (включает пять заданий, текст взят из копилки с сайта ФИПИ)
5 класс.
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Стала ко мне в гости ходить кошка. (2) Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перебиралась ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала. (3) Наконец мне удалось её погладить, и зверь заурчал, запел. (4) Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: Рябчику очень хотелось познакомиться с кошкой. (5) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом она идти не хотела. (6) Один раз киска не ночевала у себя в норе, она осталась на ночь у Рябчика в будке.
(По Б. Житкову)
№ 1. Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации).
Задание | № предложения |
А) Укажите номер предложения текста, в котором есть слово с безударной чередующейся гласной в корне. | 1 |
Б) Укажите номер предложения текста, в котором есть одна грамматическая основа. | 2 |
В) Укажите номер предложения текста, в котором есть три однородных сказуемых. | 3 |
Г) Укажите номер предложения текста, в котором есть два личных местоимения. | 4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
№ 2. Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова?
Запишите номер этого предложения (осмысление, оценка содержания информации).
№ 3. Какое слово в предложении 3 текста употреблено в переносном значении?
Запишите это слово (извлечение информации, интерпретация).
№ 4. Выпишите из текста группу(-ы) синонимов (нахождение и извлечение информации).
№ 5. Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением (осмысление, оценка содержания информации, интерпретация информации).
Профессия «дирижер»
Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача.
Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.
Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.
Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.
Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: закрытый.
1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.
А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.
Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Ответ: __________________
Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: установление истинности.
2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.
1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает - управлять
А) ДА
Б) НЕТ
2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано
А) ДА
Б) НЕТ
3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям
А) ДА
Б) НЕТ
4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач
А) ДА
Б) НЕТ
5) Многие дирижёры сами пишут музыку
А) ДА
Б) НЕТ
Умение: Интерпретация текста.
Тип вопроса: установление соответствия
3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.
Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.
Специалист в определенном виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов.
В. Шеф- повар
3.Специалист по проведению экскурсий с людьми.
Г.Тренер
4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому" члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого.
Д.Экскурсовод
5. Занимается обучением и воспитанием детей
6. Выберите три высказывания о дирижёре.
А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.
Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.
В Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.
Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов
Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения.
Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.
Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим многообразием — это самая лучшая опора и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности.
Культура речи предполагает общую высокую культуру человека, его любовь к родному языку, нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим средством человеческого общения, язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех.
Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины.
Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.
От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры. (По Л. Скворцову )
1.Что предполагает культура речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Дополни предложение, используя информацию текста.
Настоящее и будущее отечественной культуры зависит__________________
__________________________________________________________________
3.Отметь знаком Х правильный вариант ответа.
Родной язык любого народа - это______________________________________
…его историческая память, воплощенная в слове |
|
…это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. |
|
…склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность |
|
4.Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех».
Отметь знаком Х правильный вариант ответа.
«В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества». |
|
«…язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем». |
|
5.Докажи, что «…язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности».
6.Как каждый из нас может повлиять на настоящее и будущее отечественной культуры ?
7.Подбери к словам по одному синониму и по одному антониму.
Слова | Синонимы | Антонимы |
| ||
Сооружает |
|
|
| ||
Родной |
|
|
| ||
2 | В задании проверяется умение быстро просматривать текст и находить в тексте конкретные сведения, факты заданные в явном виде. 2 балла – за написанное без ошибок предложение, которое соответствует содержанию текста; 1 балл - за написанное с ошибками предложение, которое соответствует содержанию текста; 0 баллов – за предложение, которое не соответствует содержанию текста. |
| |||
3 | В задании проверяется умение находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе. Задание дает 1 балл. 0 баллов – ученик отметил несколько вариантов ответа. |
| |||
4 | В задании проверяется умение понимать: 1)прямое значение слова; 2)находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Задание дает 1 балл. 0 баллов – ученик отметил оба варианта ответа. |
| |||
5 | В задании проверяется умение: 1)понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и знания, полученные на других предметах; 2)находить аргументы, подтверждающие высказывание. 3 балла – за полный ответ без ошибок; 2 балла – за полный ответ с ошибками/за неполный ответ без ошибок; 1 балл – за неполный ответ с ошибками; 0 баллов – за неправильный ответ/за отсутствие ответа. |
| |||
6 | В задании проверяется умение: 1)соотносить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников/личным опытом; 2)находить аргументы, подтверждающие высказывание. 3 балла – за полный ответ без ошибок; 2 балла – за полный ответ с ошибками/за неполный ответ без ошибок; 1 балл – за неполный ответ с ошибками; 0 баллов – за неправильный ответ/за отсутствие ответа |
| |||
7 | В задании проверяется умение: 1)понимать прямое значение слова; 2)подбирать синонимы; 3)подбирать антонимы.
|
| |||
8 | В задании проверяется умение понимать информацию. Представленную разными способами: словесно и виде рисунка. При проверке следует учесть, что задание носит творческий характер и ответы учеников выходят за рамки содержания текста. |
|
ЗАДАНИЕ ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
на умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания
...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
1. Какой тип речи использован в тексте?
2. Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?
3. Найдите в тексте эпитеты. Как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?
4. Сопоставьте описание степи в повести Н. В. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А.И. Куинджи «Степь
(Нива)».
Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к (...) наивным речам и ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут подошел к нему самый маленький Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но совершенно отказаться от этого жеста еще не мог. У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивлённые глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка. – Ты неблагодалный мальчик? – спросил он Сашку. – Мне мисс сказала. А я холосой. – Уж на что же лучше! – ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок. – Хочешь лузье? На! – протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой. Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дёрнул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слёзы.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст принадлежит к публицистическому стилю, потому что воздействует на эмоции читателей, имеет целью привлечение внимания аудитории к проблеме невоспитанных детей. 2) В тексте присутствуют эпитеты (скверная привычка, удивлённые глаза и др.). 3) В приведённом отрывке представлены слова с уменьшительноласкательными суффиксами (воротничок, собачка, штанишки и др.). 4) Цель текста – воздействие на воображение и чувства читателя. 5) В тексте представлены многочисленные средства речевой выразительности: вопросительные, восклицательные, сложные, односоставные предложения, ряды однородных членов, инверсия. Ответ: __________________________.
2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение. Ответ: __________________________.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте.
Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВИД, -а, м. рода. 1. Внешность, видимый облик, состояние. Внешний в. человека. Здоровый в. 2. Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море. 3. Нахождение в поле зрения, возможность быть видимым. Плыть в виду берегов. Скрыться из вида. 4. Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела. Кресло в. мебели.