Содержание
Введение
1.Цели и задачи патриотического воспитания
2. Формирование патриотизма
3. Работа по воспитанию патриотических чувств
Заключение
Список литературы
Введение
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу и это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Родина - это город, в котором живёт человек, улица, на которой стоит его дом. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
1.Цели и задачи патриотического воспитания
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста создание условий для формирования потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие качеств - сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, членами семьи, родственниками, родословной, семейными традициями; с детским садом, играми, игрушками, традициями;
- с городом, его историей, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разное время года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- знакомить детей с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о славных городах России;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитывать уважение к труду разных профессий;
- воспитывать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
2. Формирование патриотизма
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В среднем возрасте развитие патриотических качеств, проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.
3. Работа по воспитанию патриотических чувств
Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.
Вот эта улица, вот этот дом
Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.
Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.
Вместе дружная семья
Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.
В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша. Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.
Город, в котором я живу
Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.
Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.
Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.
Наша кладовая
Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.
Задачи: Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.
Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро — тепло ресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.
Ожидаемый результат для детей средней группы
Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки. Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знают имена своих бабушек, дедушек и близких родственников. Знают, в каком городе живут, где находится их дом. Знакомы с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным ресурсам. Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая. Ориентируются в своем городе. Знают президента, символику РФ, герб своего города.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьей, опора на ее традиции и опыты. Именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. Воспитатели организуют предметно-развивающую среду: подготавливают подборку художественной литературы, разрабатывают конспекты занятий и сценарии развлечений.
Формы и методы работы:
- беседы с рассматриванием фотографий;
- экскурсии на известные объекты;
- игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
- викторины, брейн-ринги, круглый стол;
- кинолекторий;
- иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
- конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
- обмен традициями семьи;
- создание музея «Никто не забыт».
Игры по воспитанию у детей патриотизма:
Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.
Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:
- дидактические: «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
- настольно-печатные: «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
- подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
- музыкальные: «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
- спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
- сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
Заключение
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мы хотим пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться!
Дети – будущее нашей Родины. Им беречь и охранять её просторы, её красоты, её богатства.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем,
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом,
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем. (В. Степанов)
Список литературы:
1. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
2. История педагогики/ Педагогическая система взглядов К.Д. УшинскогоПод ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.
3. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании: информационный портал. URL: http://www.nravstvennost.info/librarv/news detail.php?1D=2263.
4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
5. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1946. – 450с.
6. Методика одномоментных срезов /Под ред. Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А— М.:
7. Методическое пособие/Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
8. (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.htm