«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Применение технологии критического мышления как ресурс развития мыслительных навыков учащихся, необходимых для учебной деятельности на уроках английского языка.

Ведущая идея опыта состоит в изучении, выявлении, описании и использовании основных стратегий технологии критического мышления на уроках английского языка(в процессе обучения всем видам речевой деятельности), которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности;«выращивания» учащихся, мыслящих критически.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Применение технологии критического мышления как ресурс развития мыслительных навыков учащихся, необходимых для учебной деятельности на уроках английского языка.

Актуальность темы неоспорима, так как цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают моих учеников и меня как учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Технология критического мышления позволяет мне формировать и развивать у учащихся такие умения как: выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения.

Работая в школе 21 год, мною были выявлены противоречия, встречающиеся в образовательной практике:

- с одной стороны учитель ведет урок, и он имеет перед собой достаточно ясный план, где все его действия и действия учеников расписаны как по содержанию, так и по времени и любые отступления воспринимаются как срыв. Задача успеть все намеченное сковывает нас, а ученики, в результате, имеют единый, общий взгляд на проблему.

- с другой стороны мы должны развивать у учащихся, те качества, которые пригодятся им в жизни (эмоциональность, творческое воображение, наблюдательность, способность к интерпретации, анализу и т.д.). Любое знание будет лучше и качественнее, если оно будет основано на собственном опыте.

Где же та «золотая середина»? Я ответ нашла – Технология критического мышления.

Данная технология содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых учеников. Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным и ярким.

Сущность опыта как раз и состоит в том, чтобы разработать, описать и представить отдельные элементы системы моей работы по технологии критического мышления для развития мыслительных навыков учащихся в процессе обучения всем видам речевой деятельности.

Ведущая идея опыта состоит в изучении, выявлении, описании и использовании основных стратегий технологии критического мышления на уроках английского языка(в процессе обучения всем видам речевой деятельности), которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности;«выращивания» учащихся, мыслящих критически.

В рамках данного исследования рассматривается одна из современных, инновационных технологий – технология критического мышления.

Технология была разработана в США в восьмидесятых годахXX в. В Белоруссии технология известна с конца девяностых годов, но носила название «Чтение и письмо для развития критического мышления». Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии (Куртис Мередит, Чарльза Темпла, Джинни Стилл) является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, приемы и критерии оценки результата.

Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, говорения и восприятия речи на слух.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что в основе данной технологии  лежат  идеи  о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ученик сам “собирает” информацию, формирует свои представления.

Использование технологии критического мышления рассматривается не как цель, а как средство для свободного развития каждой личности и средство развития коммуникативной компетенции учащихся в частности.

Хочу отметить, что данная технология позволяет сильным учащимся развивать свой талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.

Формирование и развитие критического стиля мышления при обучении иностранному языку неразрывно связано с формированием речевых умений в процессе обучения всем видам речевой деятельности. Поэтому вот уже несколько лет я применяю в своей практике данную технологию при обучении учащихся на IIи III ступенях общего и среднего образования.

Развитие критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. При этом главная цель остается: развитие мыслительных и коммуникативных навыков.

Так, например, при обучении письму я активно использую«Ментальные карты» Mind Maps.Пример 9, 10 класс, Unit1 Тема “About myself

Предлагаю следующие задания:

  1. Divide the class into groups of four students or pairs.

  2. Ask students to use pen and paper to draw their mind maps(give examples*).

  3. Ask students to start with the main topic in the middle and begin brainstorming

В процессе обучения чтению я активно применяю стратегию INSERT.

После прочтения текста предлагаю учащимся заполнить следующую таблицу.

 ”

You should put a tick if you knew this fact before.

+”

New information

-“

Thought differently

?”

Don’t understand, have questions

 

 

 

 

Развитие критического мышления у учащихся посредством аудирования и говорения также активно применяется мной на уроках.

Чаще всего я использую следующие стратегии: верные и неверные утверждениям (true/false), ответы на поставленные вопросы, организация устных круглых столов, дискуссии.

Так примером дискуссии может послужить следующая ситуация, которую я предлагаю для учащихся 10 класса Unit 7 Famous People.

Тask 1. «Interviewing». Wоrk in pairs.

Studеnt A: Takе thе rоlеоf a jоurnalist. Yоu оrganizеd an intеrviеw with a wеll-knоwn person. Оpеn thе discussiоn and ask quеstiоns rеlеvant tо thе gеnеral infоrmatiоn оn thе tоpic prеsеntеd in thе vidео.

Studеnt B: Takе thе rоlеоf a Famous person. Grееt thе jоurnalist and answеr his quеstiоns. Makе usе оf wоrds and phrasеs idеntifiеd in the previous tasks.

PS. Организации дискуссии предшествует отработка активного словаря занятия с тем, чтобы разнообразить речь учащихся лексикой, соответствующей теме, и снять, возможно, некоторые трудности в процессе обсуждения.

Подобного плана задания я составляю сама, а видео подбираю из YouTube.

Технология критического мышления активно применяется мной при работе с лексикой. Вводя новые лексические единицы, ученики должны знать не только перевод, но и форму, и содержание, и как его использовать.

Предлагаю следующие задания:

  1. Divide the class into groups of four students.

  2. Ask student groups to list the above forms of transportation in order from slower to fastest.

  3. Ask each student group to discuss their list with another group.

Цель не получить готовый ответ, а услышать рассуждения учеников. (Пример: Is a bicycle faster than a sailboat? It depends on the wind speed. Therefore, does a sailboat move at the same speed as a hot air balloon, since they both move with the wind? Does a taxi move faster than a subway train? Sometimes, but then a taxi has to stop at intersections. How about a cruise ship?)

Я заметила, что при данной технологии овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи.

«Критическое мышление» предполагает использование модульного урока, состоящего из трех этапов или стадий: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор  приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Основные этапы данного опыта сводятся к следующему:

1)Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что учитель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Учителю, который хочет научить учащихся мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление. Прежде чем использовать технологию критического мышления, на мой взгляд, учитель должен понять, а как критическое мышление можно применить в обучении английскому языку? Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно.

2) Следующим этапом является то, что учитель должен научиться управлять этим процессом. На мой взгляд уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Важную роль в этом процессе играет самосознание. Благодаря критическому мышлению и самосознанию можно понять связь между мыслями и эмоциями.

3)На следующем этапе учитель должен быть готов помочь ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения. Учитель должен быть готов теоретически: четко понимать модель урока данной технологии и его трехфазность; использовать характерные приемы и стратегии. Учитель должен стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность и правильно подбирать информативный материал, который способствует развитию критического мышления учащихся.

Преемственность этапов позволит использовать мой опыт с положительной стороны.

Результативность и эффективность опыта

Для диагностирования успешности данного опыта были определены такие критерии, как повышение мотивации к изучению предмета «Английский язык» и повышение качества учебной деятельности по английскому языку.

Доказательством результативности является анкетирование. Из проведенного опроса видно, что в сравнении с прошлым годом, интерес учащихся к урокам английского языка вырос на 20%. 98% учащимся интересен предмет, так как им нравится узнавать новое на уроках. 98% учащихся предпочитают задания творческого характера. По сравнению с прошлым годом, отмечается повышение интереса к предмету в привлекательности процесса работы на уроке на 32%. Возрос интерес учащихся к заданиям творческого характера на 25% . При поиске ответа на сложное задание 68% учащихся пользуются сетью Интернет, что на 20 % больше чем в прошлом году. 99% учащихся предпочитают на уроке рассуждать и делиться своим мнением. 100% учащимся нравиться общаться на иностранном языке на уроках.

Анализ результатов достижений учащихся за 3 года свидетельствует о положительной динамике уровня обученности учащихся на высоком и достаточном уровнях.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что у учащихся возросла познавательная активность на уроках английского языка, что привело к положительной динамике успеваемости и результативности в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

Для эффективного использования описанного опыта необходимо прежде всего желание педагога для саморазвития, освоения новых форм обучения. Критическое мышление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. Технология критического мышления дает учителю возможность стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. Недостаток заключается в том, что не всегда хватает времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.

Заключение

На мой взгляд, главной особенностью технологии развития критического мышления, является то, что ученик "конструирует" собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Данная технология позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. А я, как учитель, в свою очередь становлюсь организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной и творческой деятельности учащихся.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее