Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности | Цель | Содержание | Варианты вопросов |
Этап организационного момента и целеполагания | обеспечивает побуждение учащихся к деятельности | выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. | Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.
С чего вы начнёте? |
этапе актуализации ЗУН учащихся | Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности | каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания |
|
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия | Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. | самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности | Как поможет вам работа в парах?
|
На завершающем этапе | Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой | Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. | - Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». |
Классификация | Этап урока | Задачи | Приемы | Вопросы |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
| в начале урока | установления эмоционального контакта с группой | Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). |
|
в конце деятельности. | Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы | |||
Рефлексия деятельности | на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ | осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных | прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость» |
|
в конце урока | оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) | |||
Рефлексия содержания учебного материала | Этап изучения учебного материала | выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. | прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием синквейна |
|