«Осенний фестиваль знаний 2024»

Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

Эта разработка поможет вам применить на своих уроках новые методы и приёмы

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки



Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.



Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…

Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для учащихся и обеспечивается целенаправленным формированием у него УУД универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС .

В связи с введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем ставятся новые цели образования — воспитание ученика нового поколения — высоконравственного, думающего, действующего, способного ставить и достигать цели. Поэтому возникает необходимость изменить формы, методы и принципы обучения учащихся.

Уроки музыки так же необходимо вести в новом ключе.

В связи с этим, целью данной работы является анализ методов обучения учащихся и разработка новых приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Проанализировать и обобщить учебно-методическую литературу, освящающую вопросы педагогических методов обучения.

  2. Проанализировать и обобщить музыкальные методы, существующие в музыкальном образовании.

  3. Составить комплекс новых приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки с примерами.

  4. Разработать методические рекомендации для использования новых приемов обучения на уроках музыки.

Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.

Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;

  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

  • перевести содержание музыки в рисунок;

  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

  • анализировать музыкальные произведения;

  • вокализация инструментальных произведений;

  • драматизация музыки (инсценировка).

Можно выявить следующие виды деятельности на уроке музыки:

  • слушание музыки;

  • пение;

  • музыкально - пластическое движение;

  • инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах, импровизация);

  • драматизация музыкальных произведений.


Сами уроки музыки, либо концерт, фестиваль, конкурс могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации и т. д.

Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:

Методы стимулирования и мотивации учения:

Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.

Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.

Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.

Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.

Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.

Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:

- выявить сходство и различия музыкальных произведений;

- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

- перевести содержание музыки в рисунок;

- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

- анализировать музыкальные произведения;

- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).

« Метод моделирования художественно-творческого процесса» - позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.

«Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

Метод отождествления”, то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л. Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Й. Гете «Эгмонт»

«Метод цвет – образ» - позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги рисуя карандашами.

«Метод размышления о музыке» направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;

«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.

Установление связей предполагается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:

«Метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;

«Метод эмоциональной драматургии» направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса;

«Метод создания художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды;

«Метод жизненных ассоциаций», направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере;

«Метод наложения» направлен на рассредоточение внимания между музыкальным и литературным текстом, налагающимися один на другой. Метод основан на эффекте кино - действия литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия музыки;

«Полифонический метод» направлен на удержание музыкального внимания на длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально-смысловой драматургии.

«Метод проблемного изложения материала» направлен на привлечение

учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод работает наиболее успешно:

1.опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности;

2. проблемная ситуация должна включать три компонента:

─ необходимость в новом музыкальном действии;

─ неизвестное, которое должно быть открыто;

─ возможность учащихся в выполнении

3.принятие проблемы большинством класса;

4. любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;

5.музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.

«Метод переинтонирования» направлен на формирование музыкального

мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии.

Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна-интонации», излюбленных «речений». Так, изучая темы П. Чайковского, учащиеся постигают такие явления в его творчестве, как «песенность», «мелодизм», «текучесть», «закругленность тем», «мягкие и нежные окончания», «вершина-источник». Такие вычленения решают одновременно две задачи:

1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;

2) способность сочинять темы в стиле известного автора.

«Метод создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно-аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».

Методы контроля и самоконтроля:

Метод “синквейн” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.

Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.



Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно - деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию.

Учитель должен так построить свою деятельность, чтобы создать условия для инициирующих действия учащихся. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для их достижения.

Системно — деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет.

Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету?

Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно - образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

Ведущими современными педагогами были разработаны приёмы и техники, способствующие внедрений технологий деятельностного подхода на уроке. Селиховой Т.Ю. был разработан конструктор урока, позволяющий плодотворно организовать учебную деятельность учащихся.

В данной методической работе я хочу привести примеры использования некоторых известных приёмов и техник ТРИЗ И ТРКМ на уроках музыки.

1. Прием «Необъявленная тема»

Ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.

Пример 1. Учитель: Мы начинаем изучать новую тему, но я не буду её объявлять. Она будет моей загадкой. В течении урока вы сами попытаетесь её разгадать. (Учитель ставит вместо темы — вопросительный знак) Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят учеников на определение темы урока. (Тема урока: «Музыкальные инструменты» 2 кл.)

Пример 2. Дети входят по звучание музыки (р.н.п. «Светит месяц» в исполнении оркестра р.н.и.)

Учитель: Вы сейчас зашли под музыку, определив состав ее исполнителей, вы можете назвать тему урока. (тема урока: «Оркестр русских народных инструментов» 4 кл.)

2. «Угадай пропущенное в теме урока», (альтернатива приему «Необъявленная тема»)

Пример 1. (Тема урока: «Мелодия - душа музыки» 3 кл.)

На доске запись: « _____ - душа музыки», в течении урок попытайтесь ответить, что является душой музыки.

Пример 2. (Тема урока: «Композитор — имя ему народ» 4 кл.)

На доске запись: «Композитор - имя ему ___________», в течении урока вы должны догадаться, какое слово пропущено.

Пример 3.

  • в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

  • тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

  • называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

3. «Нестандартный вход в урок»

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример 1. (Тема урока: «Музыка на мольберте»5 кл.)

Учитель: Что такое мольберт? Может ли музыка звучать с мольберта? Оказывается может! Наш урок будет на тему «Музыка на мольберте».

4. «Ассоциативный ряд»

К теме урока дети называют слова — ассоциации. (Тема урок: "Балет")

  • балерина

  • оркестр

  • танец

  • театр

  • музыка

Учитель: давайте дадим определение понятию балет.

5. «Ассоциативный ряд» (наоборот).

Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме или понятию урока, дети угадывают загаданное понятие или тему.

Пример 1. Учитель выписывает на доске слова:

  • спектакль

  • декорации

  • хор

  • оркестр

  • солист

Учитель: Посмотрите на слова, выписанные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока назовите её. (Тема урока: "Опера".)

Учитель: дополните ассоциативный ряд.

Дети: дирижер, костюмы, и т.д.

Учитель: давайте дадим определение понятию опера. Опера — музыкальный спектакль в котором действующие лица поют хором или сольно, в сопровождении оркестр, управляемого дирижером.

6. «Цепочка»

Ученики класса стоят у своих мест. Учитель просит по цепочке каждого ученика назвать по одному музыкальному инструменту (композиторов, музыкальные жанры, и т.д) Тот, кто назвал верно - стоит, кто ошибся, повторился или не смог ответить — садится.

Прием можно использовать в начале урока, как разминку.

7. «Похлопай — потопай» или «Да — нет»

Учитель произносит утверждение — если ученики согласны с ним — хлопают, не согласны — топают.

Например:

  1. «Снегурочка» Римского — Корсакова — это балет;

  2. Черномор — герой оперы «Садко» Римского-Корсакова;

  3. Оперу «Орфей и Эвридика» написал Виллибальд Глюк;

  4. Барабан — духовой музыкальный инструмент и т. д.

8. «Встать — сеть - похлопать»

Учитель договаривается с учениками, что:

Пример 1. если они услышат от учителя инструменты симфонического оркестра — дети встают, если народного — садятся, если в двух оркестрах - хлопают.

Слова: скрипка, виолончель, барабан, гусли, арфа и т.д.

Пример 2. если учитель назовет группу струнных инструментов - дети встают, если ударных — хлопают, духовых — садятся.

Пример 3: если учитель называет русских, зарубежных, татарских композиторов - дети встают, садятся или хлопают.

9. «Покажи»

Учитель или 2 ученика произносят названия музыкальных инструментов, дети из класса показывают как на них играют.

10. «Выбери ответ»

В разных концах класса вывешивается 2 или более пройденных понятия.

Детям в классе индивидуально или группе учащихся раздаются карточки с вопросами. За определенное время дети должны подойти к нужной надписи на стене, с правильным ответом.

Пример 1: надписи на стенах: опера, балет, мюзикл.

Карточки у детей:

П.И. Чайковский «Щелкунчик»;

М. Коваль «Волк и семеро козлят»;

Н. А. Римский-Корсаков «Руслан и Людмила»; и т. д.

Пример 2: Надписи на стенах: вокальная, инструментальная музыка.

Карточки у детей: песня, танец, симфония, ария, балет, опера, и т. д.

11. «Найди пару»

Детям раздаются карточки на одной вопрос, на другой — ответ. В течении определенного времени дети должны найти друг друга.

Вопросы могут быть на знание пройденных жанров, композиторов и их произведений, и т.д.

Например: 1 карточка «Александр Невский», 2 карточка — С.С. Прокофьев,

3 -Ж.Бизе, 4 - «Кармен», и т. д.

Можно усложнить задание «Найди тройку» - к данным авторам и их произведениям добавить жанры — кантата, балет.

12. «Светофор» или «Смайлик»

Для этого приема дети самостоятельно дома изготавливают карточки, с одной стороны красного цвета с грустным лицом, а с другой — зеленого и веселым лицом.

Используются для определения лада музыки — мажор, минор.

13. «Создай паспорт»

При изучении какой либо темы, можно попросить детей создать паспорт. Это может быть паспорт композитора, жанра музыки или музыкального инструмента.



ПАСПОРТ

Гудок — русский предок скрипки (кадр из презентации к уроку)

Имя – скрипка

Родина – Индия, северная Африка, страны Европы

«Второе рождение» – XVI век

Семейство – струнно-смычковые

Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас

Родня в России – гудок

Мастера-изготовители – Антонио Страдивари

Место работы – соло, ансамбль, симфонический оркестр.





14. «Синквейн»

Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова «пять») - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила составления синквейна:

Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;

Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;

Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;

Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;

Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.

Например:

Музыка

Инструментальная, вокальная

Звучит, играет, слышится

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.

Искусство


15. Таблица «ЗХУ»





З – что мы знаем




Х – что мы хотим узнать




У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- музыку к «Щелкунчику» написал композитор Чайковский;

- "Щелкунчик» написан в жанре балета;

- в основу положена сказка.

- кто автор сказки «Щелкунчик»

- как раскрываются герои сказки в музыки



16. РАФТ.


Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем


Подготовка к проведению занятия

Для применения метода РАФТ-технологии учителю следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного урока потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.

Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф учителю необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего урока, потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять.

Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него.

Стадии RAFT-технологии

Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии.

  • Стадия вызова

Основной задачей на данном этапе является активизация учащихся, мотивирование их к активному участию в процессе. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма.

Дети предлагают все возможные социальные группы, подходящие к выполнению данной роли. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций.

Во вторую колонку записываются люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов.

Далее определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями. Фиксируются в следующей колонке.

В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста.

Подводя итог, учителем зачитывается вся информация, представленная в таблице. Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов. При этом нужно объяснить им, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, попытаться перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.

  • Стадия осмысления

Включает в себя работу с учебником или дополнительным материалом. На данном этапе учащиеся получают новую информацию, делают пометки и замечания в тетради.

  • Стадия рефлексии

Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.


Р – роль (житель земли)

А – аудитория (кому пишетеинопланетянам)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Вторая жизнь песни» ( 5 класс)


Учитель предлагает написать небольшой рассказ от имени жителя планеты инопланетянам о том, то такое песня и как у нее может появиться второй жизнь.

Ученики составляют, записывают и зачитывают свои рассказы.

17. Прием визуализации. Визуализировать – значит вывести наружу, сделать видимым. Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические изображения, но и эмоциональное состояние, впечатления. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Средствами визуализации являются различные зрительные модели: спонтанное рисование, цветовое и графическое изображение, пластическое движение (руки, тело).

18. Прием “музыкальная палитра”. Палитра - наглядная представленность всех возможных элементов музыкальных средств (композиционных, выразительных, ценностно-смысловых). Слушая произведение, дети сами составляют музыкальные палитры (индивидуальные, коллективные).

19. Прием “партитура прогнозов”, или “слушание с остановками” учит ребенка предвидеть музыкальный текст, “думать вместе с композитором”, учится анализировать отдельные элементы музыкального текста. Прием основан на активизации внимания, памяти, представлений.

20. Прием “снежный ком” позволяет учащимся найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам; выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования (слова подбираются на основе какого-либо одного признака – мягкий, колючий или статичный, окаменевший). Таким образом музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.

21. Прием “пчелиные соты”. Учащимся нужно заполнить пустые квадраты в таблице, каждый столбец которой является контекстом, в рамках которого можно интерпретировать значение музыкального произведения (при работе в группе каждая строка в таблице может принадлежать отдельным учащимся, что позволяет увидеть различные мнения и сопоставить их).

22. Прием “камень преткновения”. В качестве “камня преткновения” выбирается чье-либо высказывание о произведении (стихи, слова автора и т.д.). Учащиеся включаются в поиск тех доводов, которыми он объясняет собственное отношение к информации, приводят доводы соглашательского или опровергающего характера.

Выделяется еще одна группа приемов, которые могут быть использованы в методах, связанных с освоением способов и коллективных форм музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, игра в оркестре). Важно, чтобы, например, хоровое пение для детей было именно деятельностью, а не формой, в которой учитель развивает вокально-хоровые навыки.

23. Прием “музыкальные ласточки” позволяет быстро сконцентрировать внимание на выполнение общей задачи. Средства реализации – тетрадные листы. Дети повторяют движения за учителем. Под звучащую музыку листочки, находящиеся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке, по плечам и т.п.(соблюдается метрическая пульсация, выполняется роль шуршаще-ритмического аккомпанемента).

24. Прием “повторяющийся ритм” помогает настроить учащихся на единый пульс, темп действий, вырабатывает навык взаимодействия с ведущим. В основе – ритмическая фраза, которую можно повторять непрерывно. Учитель прохлопывает этот ритм, затем дети повторяют его. Ритмическая фраза повторяется до тех пор, пока у каждого из детей она будет получаться легко и произвольно. После этого ритм можно изменить. Можно использовать разные способы воспроизведения: ритмические инструменты, текст, различные части тела.

25. Прием “музыкальное приветствие” развивает зрительный и слуховой контакт, настраивает на спокойный ритм, тихую динамику. Учитель произвольно поет мелодию с текстом: “В доме моем – тишина, в доме моем – я одна. И только тихо шуршунчики шуршат, стукунчики стучат, трескунчики и т.д.”. Текст сопровожлается соответствующими звуковыми движениями. Дети включаются в поиск звуковых изображений.

26. Прием “музыкальные шаги”Содержанием действий является любая ритмическая формула, например, ти-ти-та. Все действия выполняются только ногами. Дети стоят возле парт, начиная с левой ноги выполняют движение на месте – ти-ти-та (лева, правая, левая). Могут выполнять по цепочке, по рядам, по парам, в движении и т.д. Главное правило – точное соблюдение ритмической формулы.

27. Прием “передай другому”. Позволяет подвести детей к одному ритму и темпу, выровнять энергетическое поле для последующих действий, сосредоточиться на восприятие информации. Средства – деревянная палочка для каждого ребенка (ручка). Музыкальное сопровождение в размере 4/4. Действия выполняются в кругу или стоя возле парты, развернувшись к соседу так, чтобы получились две параллельные линии. Палочка – в правой руке. Учитель считает до трех – дети перекладывают палочку на каждый счет из одной руки в другую, а на счет четыре – из левой руки передают палочку стоящему слева, а правой рукой берут палочку из рук ребенка, стоящего справа. У каждого палочка вновь оказывается в левой руке. Вначале действия выполняются под счет, затем – под музыку.

28. Прием «Составление кластера».

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее 


29. Приём «Толстые и тонкие вопросы».

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.





30. Приём «Корзина идей» — прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Рекомендации по использованию приема «Корзина идей»

  1. Записывать все идеи, даже если они ошибочные. Это вызовет желание доказать неправильность утверждения.

  2. Не комментировать высказываемые детьми идеи, понятия, примеры, факты, имена.

По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер».

В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов». Если хотите, это «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.




31. . Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

«Фишбоун» (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.






Пример:


песня романс опера







Музыка и слова Музыка и слова литературное произведение

и музыка




Модуль «фишбоун» позволяет кратко изложить размышления на поставленный вопрос, наглядно представить путь рассуждений, учит кратко излагать свои мысли.

32. . Приём «Инсерт»

Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту.

Значки «+», «-», «?», «v» - ставятся в процессе работы с текстом рядом с его отдельными элементами.

«+» - новое для меня;

«–» - думал по - другому;

«?» - не понял, есть вопросы;

«v» - уже знал.

Обучающимся предлагаются различные тексты (биография композитора, анализ музыкального произведения, характеристика жанра, описание культуры исторической эпохи и т.д.).

Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.

В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.

33. Приём «Инфо-карусель»





34. Приём «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

 К примеру, вопрос, начинающийся со слова Назови, может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

  Вопросы, начинающиеся со слов Почему, соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

  Отвечая на вопрос Объясни, ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. И, конечно же, задания - Предложи, Придумай, Поделись - направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.






35. Прём «Горячий стул».



36. . Приём «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.



Прием «6 шляп», как способ развития критического мышления на уроках музыки

Задачи: - формирование различных способов мышления; 
- освоение способа ценностно-смыслового анализа музыкального произведения; 
- освоение способа творчески интерпретировать имеющуюся информацию; 
- формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Результат: формирование таких личностных универсальных учебных действий, как: 
- умение вырабатывать своё собственное мнение; 
- способность анализировать чувственное восприятие музыкального произведения; 
- способность прийти к определённым умозаключениям; 
- способность логично выстроить цепь доказательств; 
- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме. 
Ресурсы: Энциклопедия классической музыки КМ, проектор, ноутбук. 
В основе способа развития критического мышления на уроках музыки идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал приемы, обучающие эффективно мыслить и детей, и взрослых. 
Шесть шляп - это шесть разных способов мышления, которые поэтапно развиваются на уроке музыки. Пример урока по теме 6 класса «В чем сила музыки». 

Тема урока «А гений ли?». 
1. Этап. Целеполагание. Ребята, знакомясь с темой, самостоятельно формулируют цели урока. 
2. Этап. Актуализация знаний. Ученики делятся на 6 групп, мысленно надевают белую шляпу и изучают факты из жизни В.А. Моцарта (обращение к энциклопедии классической музыки КМ). Обсуждают и называют наиболее значимые, по их мнению, факты. 

3. Этап. Эмоциональное восприятие музыки В.А. Моцарта. Ученики мысленно надевают красную шляпу и слушают несколько фрагментов музыкальных произведений В.А. Моцарта (энциклопедия классической музыки КМ). Обсуждают и описывают словами чувства, которые вызвала музыка. 
4. Этап. Критическая оценка. Ученики мысленно надевают черную шляпу и высказывают сомнения, по поводу гениальности музыки В.А. Моцарта (приводят аргументы из поэмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). 
5. Этап. Защита. Ученики мысленно надевают желтую шляпу и приводят аргументы в защиту гениальности В.А. Моцарта. 

6. Этап. Рождение новой гипотезы. Ученики мысленно надевают зеленую шляпу и на листе бумаги рисуют символ, выражающий их понимание музыки В.А. Моцарта.

Критерии оценки работы (по Д. Гилфорду): Продуктивность - быстрота, скорость генерирования идей, их количество); Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания; Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников; Художественная завершенность – способность совершенствовать или придавать законченный вид " продукту" своей деятельности. 

7. Этап. Обобщение. Ученики мысленно надевают синюю шляпу и обобщают то, что узнали на уроке, с помощью синквейна. Последнее слово синквейна будет ответом на вопрос, который был сформулирован в теме урока. Таким образом, цель урока будет достигнута. 

Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления.   Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа –  беспристрастные факты, информация.

  Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры  без каких-либо эмоций и субъективных оценок.

- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить.

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

Желтая шляпа-это  положительное, позитивное мышление.

Учащиеся данной группы  выделяют  только  позитивные стороны для  аргументирования.

Черная шляпа – минусы.

Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.

(Ассоциации ?) осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

Красная шляпа - эмоции.

Надевая красную шляпу, учащиеся  группы называют эмоции, возникшие в связи с  исследуемым предметом, указывают,  с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.

( Ассоциации -?) свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится.

Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Зеленая шляпа-это   творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.

Надевая зелёную шляпу,  учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.

(ассоциации -?) растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующиеисследуем возможности ищем альтернативы, , в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа  связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

 Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели,размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Я в синей шляпе. Я отстаиваю мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знаю, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Мне, синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.


37. . Приём «Карусель».




38.  Прием «Дерево предсказаний» применяется на уроках по развитию критического мышления. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому вопросу.

Алгоритм работы с приемом

На доске прикреплен силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроках прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.




Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.

Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:

  1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.

  2. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.

Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

Третий блок заданий:

  1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).

  2. «Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.

  3. «Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.

  4. «Я – композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам.

При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был использован метод пластического интонирования. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.

2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.

3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.





«Игровые приёмы на уроках музыки»







Игра, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру  у детей воспитывается художественный вкус.

Дело учителя - видеть в каждой идее потенциал, способствующий реализации образовательных целей, поскольку дидактические игры дают возможность смоделировать иногда очень сложное понятие, которое в игровой ситуации становится весьма доступным.

Итак, рассмотрим некоторые возможные на уроке искусства игры и проанализируем их с точки зрения дидактического смысла.


Ролевая «Ассоциации»

Узнавание песни по ритму. Цветное моделирование музыки. Словесное рисование. Сочинение литературных портретов к изучаемым произведениям. (Художественное прочтение стихов и текста песни). Узнавание песни по ритму.

«Музыкальные ребусы»

Ребусы можно писать на доске или заготовлены такие ребусы на листочках. Ребята сами с удовольствием дома делают ребусы и на уроке загадывают ребятам. Например: на карточке, на нотном стане нарисована нота ля, за нотным станом недописанное слово (лька). Получается, что зашифрованное слово (лялька) или на карточке нарисована нота до, за нотным станом недописанное слово (рога). Получается, что зашифрованное слово (дорога)

«Знатоки песни»

Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто после окончания игры, остался сидеть на местах.

Чудесный план (подсказка)

Перед занятием познакомить ребят с планом урока. Но не просто перечисляю задания. На доске рисую план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Более занимательные, интересные задания предлагаю в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать более организованно, активно, чтобы успеть поработать над интересными заданиями. И учителю удобно. Не надо постоянно заглядывать в тетрадь, боясь что-либо упусти

«Инсценировка»

Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?

Прекрасные примеры для инсценировки- песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.

« Играем в оркестр»

Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.

Знакомя школьников с различными видами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестровая партия. Концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называют заслуженных композиторов, дирижеров).

Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты оркестра.

Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.

«Видимо-невидимо»

Учащиеся работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 чел.) садится вокруг одного или трех плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (один на группу), ручки (карандаши).

Вариант 1.

К примеру, у учителя стоит задача дать детям сведения о жизненном и творческом пути композитора (или об истории создания какого-либо произведения).

Он заготавливает плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперек листа, разными шрифтами написаны основные сведения, которые он мог бы изложить в своем рассказе (см. приложение №1). После краткого вступительного слова («Сегодня мы постараемся узнать о композиторе, почему он считается великим мастером... Для этого мы сделаем вот что...», но только не «Сегодня мы будем играть в дидактическую игру») на доску вешается этот плакат. Детям предлагается некоторое время для его изучения.

Кто желает, может для этого подойти к доске к плакату. Время заранее объявляется и может отслеживаться по часам (с будильником), по секундомеру, по звону колокольчика, или по счету учителя (пять... четыре... три... два... один... Закончили!)

Затем плакат снимается, и команды должны на своем (одном!) общем листе записать то, что они запомнили (об этом их следует предупредить перед вывешиванием плаката). Под записями подводится черта. Команды обмениваются листами, сверяют чужие записи со своими, дописывают под чертой свои дополнения (другим цветом).

Листы возвращаются, проверяются авторами, которые отмечают повторы или незамеченные слова (напри­мер, обводят их). Опять обмениваются листами и подсчитывают результаты по баллам - кто больше сведений за­помнил, кто больше дополнил, кто допустил меньше промашек в процессе проверки. Далее вывешивается учи­тельский плакат и сравнивается с листами, где выписываются отсутствующие сведения. Подводится итог.

Вариант 2. 

Группы-команды изготавливают такие плакаты сами (например, анализ выразительных средств произведения; ассоциативные образы) во время урока. После этого меняются местами, запоминают, что написано в «чужом» листе, возвращаются и дописывают. Затем обмениваются листами, проверяют и оценивают.

Критерий оценки: а) подсчет по баллам; б) заранее объявленное педагогом условие, что три четверти определений - это «4», свыше - «5»; в) иная форма оценки, по усмотрению учителя, главное, чтобы у нее были объективные, известные ученикам критерии.

Обмен листами, местами есть ни что иное, как диалог между группами в увлекательной для учеников форме переписки.

«Партитура чувств»   («Волшебная палочка»)

Вариант I. 

После прослушивания музыки происходит ее «анализ» следующим образом: один ученик, беря в руки «волшебную палочку», преображается, выражая эмоциональное состояние, которое было в музыке начале,  затем передает палочку, глядя ему в глаза, другому ученику, который, принимая палочку, «принимает» эмоциональное состояние. Затем он поворачивается или подходит к следующему (по собственному выбору) ученику, которому «передает» следующее состояние, которое он слышал в музыке и т.д. В результате получаете «партитура чувств», лежащая в основе содержания прозвучавшей музыки, выраженная учениками. Если ученик, которому передают палочку, не согласен с тем, что чувство именно такое, какое выражает «волшебник», он возвращает ему палочку. И наоборот, «волшебник» может забрать палочку назад, если видит, что ученик, получающий палочку, не «слышит» чувство, которое ему передает «волшебник».

Тот же смысл действий может осуществлять один ученик с каждым из избранных учащихся, а не по «цепочке» от одного учащегося к другому. В этом случае «волшебнику» придется выражать всю «партитуру чувств» целиком, а остальные могут соглашаться с его трактовкой, принимая палочку и повторяя эмоциональное состояние, либо не соглашаться и сразу возвращать палочку. «Волшебнику» в таком случае придется либо изменить свои мысли, либо обратиться к другому ученику. Если никто не согласен с «партитурой» волшебника, ему приходится «сдаваться» - он кладет палочку на стол, и ее берет тот, кто сумеет выполнить задачу, становясь «волшебником».

Вариант 2. 

То же самое, но - по командам перед зрителями. Результат - у кого точнее и выразительнее партитура.

Вариант 3. 

То же, но в виде загадки: «партитуру чувств» какого произведения воплотила (исполнила) группа учеников.

Оцениваются положительно ученики, сумевшие воплотить «партитуру чувств».

«Музыкальный конструктор»

Вариант I. 

На карточках - графическое или нотное изображение интонационных мелодических и (или) ритмических «формул».

а) подготовительный этан: какой-либо текст (лучше диалог в виде реплик), напечатанный на бумаге, разрезать и перемешать. Затем каждая группа восстанавливает его, руководствуясь смыслом. Затем получает карточки
с интонационными «формулами» и конструирует из них музыкальную фразу, озвучивает и определяет ее смысл (или его отсутствие). Возможен вариант, когда одна группа конструирует, другая - озвучивает и находит смысл.
Результат - осмысленность «конструкции».

б)  определяется замысел (выразить стремление, настойчивость, порыв, призыв, либо - задумчивость, разочарование и т.д.), каждая команда его «конструирует» и озвучивает. Оппоненты оценивают результат.

в) «вырастить» разный смысл из одной интонации, озвучить результат.

г) какая команда «вырастит» из нескольких интонационных «формул» как можно больше осмысленных вариантов.

д) интонационные загадки.

е) собрать знакомую мелодию из интонационных «формул».

ж)  интонационный «диалог» между командами: каждая команда оставляет на своем столе интонацию
(вопрос, жалобу), меняются местами и конструируют ответ. Затем возвращаются к своим столам и продолжают
диалог. Работа ограничена временем. По его истечении побеждает та команда, у которой окажется более
выразительная и осмысленная фраза после озвучивания.

з)  на доске запись знакомой фразы (состоящая из 2-4 предложений) графически, ритмически или нотами.

Она исполняется, затем разрезается по карточкам и реконструируется: каждая группа - свою фразу, или один и
тот же вариант в двух (или нескольких) экземплярах.

Вариант 2. 

На карточках - набор слов (лучше всего случайный), из которых нужно составить фразу, выписывая ее  на листе бумаги. Разрешается менять время,  падеж,  порядок слов. (Оценка результата по способности уложиться в определенное время).

Затем команды меняются местами, каждая забирает одно слово на карточке и возвращается на свое место, где необходимо переформулировать фразу и написать ее на листе, исходя из новых условий. Потом опять меняются местами и снова забирают слово и т.д. Выигрывает тот, кто, дойдя до минимального количества слов, сможет сохранить смысл фразы.

Вариант 3. Одно из ряда слов (лучше всего случайного подбора) выбирается как главное «действующее лицо» (посланником из другой команды). Нужно сформулировать фразу целиком с использованием всех слов. Результат - по затраченному времени.

Анализ

Все формы работы направлены на осознание интонации как носителя смысла музыки, а также понятия  «интонационное (смысловое) зерно».

   «Фраза с заданными словами (репликами, обстоятельствами, позой, жестом -Кто? Как? Где? Когда? Почему?».

Работа по группам. Дано слово или реплика (обстоятельство, поза, жест, музыкальная интонация). Его (ее) надо оправдать ситуацией, выдумать действующих лиц, поведение, найдя подходящую цель и мотив, психологическое оправдание, предложить - зачем и кому оно может быть адресовано.

Каждая группа (ученик) излагает или демонстрирует свой вариант. Труднее - когда один человек (одна группа) создаст разные трактовки одного и того же слова, обстоятельства и т.д.

Анализ

На уроке музыки такая игра подготовит детей к содержательному анализу произведения.

  «Ведущее слово» («Лейтслово»).

«Лейт» (нем.) - ведущий. «Лейтслово» - ведущее слово.

Определяется (можно из «шапки») какое-либо слово, слог, междометие - «уже», «еще» и т.д.

Ведется диалог (между группами, между учащимися), одна сторона своими вопросами, аргументами стремится увести разговор от заданного слова, другая сторона должна ответить, обязательно вернув разговор к ситуации, когда употребление заданного слова кажется необходимым и оправданным по смыслу.

Анализ

Эта очень простая игра пользуется большой любовью у детей. Она может подготовить их к восприятию и осознанию понятий «лейтмотив, лейтинтонация, лейттема».

  «Зеркало».

Во время звучания музыки учащийся (более интересный вариант, когда работу выполняют одновременно двое учащихся, которые не видят друг друга) «отражает» как в зеркале все подробности содержания музыки всеми возможными способами: пластикой, рисунком... Зрители, слушая, наблюдают, чистое ли зеркало или «кривое».

То же самое можно сделать после внимательного изучения произведения изобразительного искусства.

Анализ

Данное упражнение предусматривает внимательное, до малейших тонкостей, изучение произведения искусства и его личностное проживание.

Также учащиеся осваивают на практике понятие «искусство - язык чувств», «многообразие трактовки произведения искусства».

«Звучит не звучит» (живое не живое)

Дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол (или ладони на колени). Кто-то начинает называть разные объекты (птица, стол, скрипка, облако), и, назвав его, поднимает палец (ладони) вверх и быстро опускает (если этот объект может звучать, если не может, то ничего поднимать не надо). Если есть «единоличники», чье мнение идет в разрез с общим мнением, они дают пояснение. Говорить могут либо по очереди, либо «провинившиеся».

Анализ

Данное упражнение на уроке музыки можно использовать при изучении темы « Что такое музыка», «Музыкальный образ».

«Воздушное письмо».

Ведущий стоит спиной к классу пишет по воздуху, к примеру, «вальс цветов» (учащиеся повторяют за веду­щим, чтобы лучше понять написанное).

Затем показать учащимся иллюстрацию, или букет цветов. Следует решить, где образ более музыкальный по природе (конечно, написанный по воздуху, потому что он ближе к особенностям существования музыки. Объяснить, почему).

Такая форма может использоваться как особый способ подачи информации. И даже - «узаконенной» подсказки. Можно писать не только рукой, но и плечом, головой, ногой, коленкой. Усложненный вариант - в зеркальном отражении.

«Тело в деле»

Вариант I. Группа учащихся задумывает сюжет (литературный, живописный, музыкальный) и замирает в «фотографии». Другая группа принимает такое же положение и пытается продолжить сюжет по-своему. «Отомри» - сигнал для первой группы, которая показывает задуманный сюжет. Критерий оценки: смогли ли оппоненты проникнуть в задуманный сюжет?

Вариант 2.

 Группы задумывают друг другу и изображают сюжеты произведений изобразительного искусства.

Вариант 3. 

Каждая группа придумывает и разыгрывает свой вариант продолжения событий, воплощенных в произведении искусства в виде диалога между группами.

  «Рассказ по карточкам»

Вариант 1. Какое-либо произведение искусства - вызывает к жизни коллективное сочинение рассказа по кругу, каждый говорит только по одной (две фразы), которая продолжает рассказ предыдущего.

Вариант 2. То же самое, только каждый говорит свою фразу, начиная с глагола, определяющего действие героев, или со слова, определяющего характер происходящего и его действующих лиц.

Вариант 3. Из «шапки» вытаскивается билетик, на котором написаны междометия: ах, ох, а-а-а, м-м-м и т.д. Каждому междометию предшествует какое-либо событие, которое следует смоделировать.

Анализ

Учащиеся на практике овладевают понятиями развитие, драматургия, искусство - язык чувств, множественность трактовок.

«Пауза».

Вариант 1. 

Один из учащихся (или два одновременно, или команда) изображают какое-либо действие и замирают в паузе. Другой ученик (или группа) должны пояснить ее смысл и продолжить действие, которое потом сравнивается с авторским вариантом значения и продолжения действия, который тот также демонстрирует.

Вариант 2. 

Исходя из содержания произведения искусства, учащимся выстраивается смысловая пауза. Следует объяснить ее смысл другим учащимся.

Вариант 3. 

Изображается пауза. Следует определить, какое действие ее вызвало.

Анализ

Упражнение способствует овладению понятиями «смысловая пауза», «множественность интерпретаций», «развитие», «драматургия», развивает способности «внутреннего» монолога.

  «Озвучиватель» иллюстраций, картины, диафильма (звукорежиссер)

Вариант I. Придумать звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.

Вариант 2. Учащиеся одной группы исполняют звуковое сопровождение какой-либо сценки, ситуации или   известного произведения, которые нужно угадать, определив «что», «где», «когда».

Отдельные организационные приемы

  1. «Источник» - учебник, иллюстрация, или книга в условиях нехватки экземпляров кладется на первые парты, каждый подходит, рассматривает, запоминает (например, первую и последнюю страницу, строчку и т.д.). Затем все работают по памяти, в итоге проверяют, подойдя к источнику, сгрудившись всей командой вокруг него.

  2. «Распределение по командам» - может происходить по разрезанной открытке, эмблеме, словесному или нотному тексту.

  3. «Найди букву» - для организации «блуждания» (осваивания пространства произведения). Выбирается какая-либо буква (см. «Слова на одну букву») и выписываются (или произносятся по «цепочке») слова с этой буквой, обозначающие предметы, допустим, на исследуемом живописном полотне. Кто больше всего слов выписал или кто остался последним звеном «цепочки», тот выиграл. Эта работа приводит к тому, что в поисках нужных слов учащиеся скрупулезно осматривают и замечают все, даже самые малейшие, детали живописного полотна.

  4. «Слухачи» - (работа с информацией, вопрос-ответ). Одна группа уединяется и распределяет между собой строчки слов песни, стихотворения, фразы с информацией о чем-либо, затем возвращается и все члены группы произносят одновременно каждый свою часть текста. Другой группе нужно суметь в этой «мешанине» услышать и понять смысл. Члены другой группы могут ходить вокруг говорящих и «выуживать» сведения, складывая их в строчку.

  5. «Бумажный мячик» - можно скатать из бумаги (газеты) плотный бумажный мячик и, задавая вопрос, кидать его, например, ученику, а тот, отвечая, возвращает его учителю или кидает тому, кто знает ответ (вариант - см. «Волшебная палочка»).

  6. «Слова на одну букву» - после прослушивания музыкального произведения или знакомства с произведением изобразительного искусства (а также любого другого вида искусства) команды соревнуются между собой, кто больше слов, в составе которых имеется определенная буква, напишет на листке бумаге. Буква определяется разными игровыми способами, к примеру так: один человек про себя говорит алфавит; другой в какой-то момент хлопает в ладоши и буква, на которую «попал» хлопок, произносится вслух. Можно заменить форму выписывания слов на листочке формой «цепочки»: по очереди, члены то одной, то другой команды произносят по слову, как бы перебрасывая мяч. Кстати, можно мяч и использовать, просто плотно скатав его из газеты. Команда, за которой останется последнее слово, победила.

  1. «Изготовление индивидуальных визиток» - творческая работа для учащихся в виде домашнего задания. Ино­гда дети просто приносят специальные маленькие блокнотики со страницами определенного цвета, формы или с определенным, водяным рисунком. Визитки нужны во многих дидактических играх.

  2. «Эмблема» - на уроке музыки это может быть запись интонации (графически, ритмом, звуковысотными обо­значениями, нотами или ассоциативными образами - решают сами ученики). На МХК - более широкий выбор средств. Противоположное задание - прочитать эмблему других учеников. Можно создать эмблему композитора, стиля, эпохи, отдельного произведения.

  3. «На одной ножке» - учащийся должен высказать свою мысль, пока стоит на одной ноге. Это развивает у учеников способность к лаконичному и точному изложению своих мыслей.

  4. «Работа в образе» - весь урок учащийся работает в избранном или каким-то образом определенном стиле: «Гений», «Роскошная девица», «Вождь», «Серая мышка», «Наглый малый», «Фома неверующий» и т.д.

  5. «Работа по цепочке» — учащиеся должны найти странные предметы, положения, ситуации в осматриваемой картине и называть их, передавая «эстафету» по цепочке другой группе. Группа, прервавшая цепочку (не сумевшая найти «странность»), считается проигравшей.

Методические рекомендации

Выбор методов и приемов обучения зависит от целей, задач и этапов урока, их можно использовать в индивидуальной работе, но эффективнее их использование в парной и групповой работе.

Приемы «Необъявленная тема», «Нестандартный вход в урок», «Угадай тему урока», «Ассоциативный ряд» рекомендуется применять в начале урока для заинтересованности учащихся, вовлечения их в деятельность и создания позитивной мотивации к учению.

Для актуализации знаний учащихся подойдут такие приемы, как «Похлопай — потопай» или «Да — нет», «Найди пару», «Цепочка», «Выбери ответ».

Помогут решению учебных задач приемы «Создай паспорт», таблица ЗХУ.

«Светофор» поможет учителю оценить знания учащихся, если они при ответах других детей будут показать зеленый свет светофора, если ученик согласен с утверждением или красный — если не согласен.

На этапе рефлексии дети с удовольствие используют творческий прием «Синквейн», РАФТ.

Важно помнить, что все приемы и методы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Благодаря новым приема и методам, ученики думают, рассуждают, делятся своими мнениями.

Одно из главных условий обучения — это доброжелательная, комфортная среда на уроке, где учитель поддерживает учеников и в классе присутствуют партнерские отношения между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и группой. Заинтересованность учителя, его стремление к усовершенствованию учебной деятельности — залог успеха!



 

 
















Список использованной литературы:

  1. Методика музыкального воспитания в школе, Дмитривева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Москва 1998 г.
  2. Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977
  3. Синквейны http://baganova22.rusedu.net/post/4126/56076

  4. Таблица - конструктор https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi

5.Методика музыкального воспитания в школе. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., М, 1998 г.

6.Оптимизация процесса обучения. Бабанский Ю.К., 1977

7.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения. Т.А.Замятина, М., “Глобус”, 2008г.

8. Общая педагогика: курс лекций. Калининград,1996г.

9. Дидактические основы методов обучения. Лернер И.Я.,М.,1981г.

10. Кулагина И.Е. Художественное движение. М., 1999г.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее