«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Применение кейс-технологии при реализации регионального компонента».

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии слава и честь!

Знакомство дошкольников с профессиями региона – это немаловажный этап в процессе формирования личности ребёнка. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей, знакомство и познание окружающего мира.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, с профессиями родного края. (Города)

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида г. Орска.











Самообразование

«Применение кейс-технологии при реализации регионального компонента».















Воспитатели: Швейерт Л.И.

Чабаненко О.Л.




Г. Орск

2023-2024г.


Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии слава и честь!


Знакомство дошкольников с профессиями региона – это немаловажный этап в процессе формирования личности ребёнка. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей, знакомство и познание окружающего мира.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, с профессиями родного края. (Города)

Актуальность:

Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, развитие ранней профориентации.

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями родного края, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Цель: 

- Формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности людей родного города.

- Расширение представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость для Родного края.

Задачи:

- Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы; 

- Побуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям, особенно уделить внимание профессиям родителей.

- Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей.

- Воспитывать уважение к людям различных профессий.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это актуальный процесс, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Нас заинтересовала современная, интерактивная технология – «кейс-технология», в основе которой стоит игровая деятельность, в него входит дидактические пособия с различными информационными материалами (игры, задания, иллюстрации, фото, мнемокарты, перфокарты и др.)

Подборка материала для кейса строилась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, и в последствии с усложнением содержания работы, других ее форм.

Кейс технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально-коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.

Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить, повторить материал. Хорошо подходит для индивидуальных занятий, в групповых и подгруппах детей и самостоятельной деятельности детей, выбор задания под силу каждому ребенку, что позволяет использовать дифференцированный подход к детям.

Кейс разбит на разделы, для детей младшего дошкольного возраста и старшего возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем

В младшей дошкольном возрасте происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, повар, продавец, далее добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В первом разделе расположены игры для детей младшего дошкольного возраста такие как: «Разрезные картинки», «Заплатки» цель которых - учить правильно собирать изображение из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального изображения, действовать путём прикладывания, закреплять представления детей о рабочих профессиях и их значимости.

Развивающая игра из крышек «Крышки – крутишки», и игра шнуровка «Чей головной убор» способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка.

Пальчиковый театр, и игра «Наряди куклу» – это набор фигурок – персонажей из разных профессий. Он дает возможность педагогам вместе с детьми поставить как короткую сценку, так и полноценный спектакль, а еще отгадывать веселые загадки на тему «Кем быть» профессия на выбор. Дошкольники младшей группы с помощью игр узнают, насколько важны все профессии, чем занимаются разные работники.

Игра «Найди тень» – одна их самых любимых игр детей среднего возраста. Нравится дидактическая игра и педагогам, поскольку позволяет решать множество образовательных и воспитательных задач. Так во время игры у ребят формируется очень сложный навык – зрительное восприятие формы предметов, усваивается приём зрительного наложения рисунков, в поиске силуэтов развивается память и логическое мышление, тренируется усидчивость, наблюдательности и внимание.

Игра «Кто в домике живет» помогает расширить представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности.
Дидактическое пособие «Вертушка» мобильное и легкое в использовании. Пособие можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми. Используя данное дидактическое пособие в образовательной деятельности, мы знакомим детей с такими профессиями как врач, строитель, повар, парикмахер, пожарный. Ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий.

В работе с кругами Вертушками дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас.

Игра «Четвертый лишний» - закрепляет умения детей, находить лишний четвертый предмет, уменье объяснять, почему данный предмет лишний.

Разработано несколько дидактических игр на тему «Полезный транспорт», цель которых: формирования интереса к различной транспортной технике и соответствующим профессиям.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества).
Современные дети не знают историю родного края. И тем более не знают, чем славится Оренбургская область. Задача взрослых помочь детям узнать как можно больше о своей малой родине. Нами были изготовлены такие игры: «Профессии нашего города», «Найди все профессии», «Подбери предметы для работы», «Собери сумку», д/лото «Военные профессии» - играя в эти игры дети знакомятся с профессиями нашего города и получают элементарные навыки по профессиям, расширяется представления детей о профессиях, орудиях труда, спецодежде, трудовых действиях. В игре «Что сначала, что потом» - дети закрепляют знания о последовательности трудовых действий. «Создание Оренбургского пухового платка» - формируются представления о создание оренбургского пухового платка, повышается интерес к культурному наследию Оренбуржья. Игры «Орская яшма», «Собери картинку» это игры - пазлы несущие в себе развивающий смысл. Важно то, что таким образом развитие ребенка идет незаметно, в игровой форме, поэтому пазлы — отличный вариант обучения и развлечения одновременно. Все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других малознакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, аптекарь, автослесарь, парикмахер и др.

В ходе игр дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях. Играми о профессиях нашего региона стараемся повысить интерес детей к рабочим профессиям Оренбургской области.

Старшие дошкольники готовятся к школе, поэтому для них важны игры для развития речи, улучшения навыков грамотного формирования предложений. В кейс вошли стихи, загадки и пословицы о профессиях. Применяя мнемотаблицу в игре «Раскажика» - у детей развивается память, воображение, интеллект, развивается образное мышление, внимательность, фантазия, дети учатся выстраивать логические цепочки, дети с легкостью запоминают информацию. Для сюжетно-ролевых игр в кейсе маски-ободки. Раскраски, цифровой-лабиринт один из способов развития деток. Цель которых развитие мелкой моторики, внимания, памяти, закрепление знаний цвета, формы, цифры, воспитание усидчивости, аккуратности, самостоятельности.

Игры на основе кругов Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи.

Использование «Кубика Блума» по теме профессии, является инновационной практикой, которая помогает в работе с детьми сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Кейс дает возможность использовать его на различных этапах образовательного процесса: как на стадии обучения, так и на стадии проверки результатов обучения.

Умелое использование кейс-технологии придает большую результативность в ранней профориентации у детей, дает возможность обогатить представления детей о некоторых видах профессий и о результатах профессиональной деятельности, обогащать и пополнять словарный запас по теме «Профессии», способствует выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации.



























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее