ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 1 г. КАРАБУЛАК»
Открытый урок по алгебре.
Тема: Применение формул сокращенного умножения.
Учитель: Арапханова Хава Макшариповна
2018г.
Класс: 7 «В»
Тема урока: «Применение формул сокращенного умножения»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели и задачи урока:
Образовательные: повторить и обобщить изученный материал; закрепить формулы сокращенного умножения; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы.
Развивающие: развитие логического и пространственного мышления обучающихся, памяти, навыков работы в паре, в группе, умение анализировать.
Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе, самостоятельности.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями)
Учебно - методическое обеспечение: Автор УМК: С.Н. Никольский «Алгебра» 7 класс.
Структура урока:
1.Организационный момент, постановка цели урока.( 6 мин)
2. Устная работ.( 3 мин)
3. Обобщение и систематизация знаний.(12мин)
4. Тестовая работа. .( 8мин)
5. Физминутка. ( 3мин)
6. Игра “Алгебраическая мозаика”.( 4 мин)
7. Подведение итогов. Рефлексия.( 3 мин)
8.Постановка домашнего задания.(1мин)
“У математиков существует
свой язык – это формулы”.
С. Ковалевская
Ход урока.
1.Организационный момент, постановка цели урока.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ребята, сегодня я хотела бы начать урок с игры.(3 Уч. решаю Игра «Угадаю число!»
Вы будете загадывать, а я отгадывать. Задумайте число, меньше 20. Возведите его в квадрат, результат запишите. Теперь удвойте задуманное число, результат запишите. Сложите полученные результаты и прибавьте к ним единицу. Скажите, сколько получилось, я назову задуманное число.
(
– 1 где x- задуманное число, у- полученный результат )
- Предлагаю вам в парах обсудить суть игры.( 2 минуты).
Этот игра основан на знании формулы сокращенного умножения, мне помогла формула квадрата суммы.
Итак, сегодня на уроке мы продолжим тему «Применение формул сокращенного умножения».
-А теперь ребята, давайте поставим цель нашего сегодняшнего урока.
(Повторить и обобщить изученный материал . Применять формулы сокращенного умножения при решении заданий)
Открыли тетради ,записываем число, классная работа и тему урока.
Ребята, на столах у вас лежат оценочные листы. Подпишите их.
И не забывайте заносить в него баллы после выполнения каждой работы.
На протяжении всего урока вы можете зарабатывать дополнительные баллы.
Старайтесь не делать в них исправлений.
3 уч-ся работают у доски, выполняют д/з. 1уч.-№408(б,в), 2уч.-409(б,в) , 3уч-№401*(в),
Решить уравнение (х+2)2-x2=10
2. Устная работа
1. Выполните действие: (8х)²; (4х)²: (10ау)²; - (2ах²)²; (-2ах²)²; (0,5ах²)²; (2а²х)²;(2а²)²·1,5а; (3а³)².
Итак, стало ясно, что мы на работаем над формулами и девиз нашей работы мы видим на экране : «У математиков есть свой язык - формулы»
С.В. Ковалевская
2.Какие формулы вы знаете? Давайте вспомним, как записываются данные формулы и как они читаются (Квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, сумма кубов, разность кубов).
3)Обобщение и систематизация знаний.(12мин)
Сейчас мы выполним задание в тетрадях.( работа по карточкам)
1.№433. а)(а+1)2- 2(а+3) +1, в)(р-q)2 – 2(p2 - q 2) + (p + q) 2
2. -№411
3.Решить уравнение (х-4)(х+4)-х2=2х
Обсуждение, проверка правильности выполнения.
4. Тестовая работа.
Ответы
Тест № 1 |
| Тест № 2 |
| Тест № 3 | |||
1 | А | 1 | Б | 1 | А | ||
2 | Б | 2 | Б | 2 | А | ||
3 | В | 3 | 2 | 3 | Б | ||
4 | Б | 4 | Б | 4 | 2,4 |
Взаимопроверка. Выставление оценок в лист самоконтроля.
5. Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
Сели, улыбнулись.
Продолжаем работать в тетрадях и сделать самостоятельно
Делаем самостоятельно. (Один ученик за доской)
Решить уравнение:
Решение:
6. Игра “Алгебраическая мозаика”. А, сейчас, работаем в парах. За 1 минуту из предложенных выражений составить формулы. Кто больше.
3х, 5у, 9х2, 30ху, 27х3, 125у3, 15ху, 25у2.
Ответы: (Всего 5 формулы. («5» - все верно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2ошибки)
(3х+5у)2 = 9х2 + 30ху + 25у2
(3х-5у)2 = 9х2 - 30ху + 25у2
(3х-5у) (3х+5у) = 9х2 – 25у2
(3х+5у)(9х2 - 15ху + 25у2 ) = 27х3 + 125у3
(3х-5у)(9х2 + 15ху + 25у2 ) = 27х3 – 125у3
7. Подведение итогов. Рефлексия
Подсчитываем баллы.
Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с оценочной таблицей, выставить оценку за урок.
Если вы набрали за все виды деятельности От 14 до 16 баллов –«3»
От 17 до 19 балла – «4»
От 20 баллов – «5» Ребята достигли ли мы цель урока.
- Чем на уроке мы сегодня занимались? (Работали с формулами сокращенного умножения)
– Где мы сегодня их применяли? (применяли при упрощении выражений и нахождении значений выражений, при решении уравнении)
- Какие задания показались вам трудными?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Кто был самым активным на уроке?
Учитель объявляет оценки
8. Домашнее задание: п 6.9 № 433(б,г), №438(а-г), , 440*
Учитель: Дорогие ребята! Спасибо вам за хорошую работу на уроке. Желаю вам успехов!
Учитель: Возьмите, пожалуйста на своих столах карточку №2 . Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом:
Вариант 1
Вариант 2
Учитель: Готовы? Поменялись и проверьте работу своего соседа с ответами на экране. Поставьте отметку и подпись.
ЗАДАНИЕ №1: Работа в парах. Тест – соответствие Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом: («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
№ формулы | формула | № ответа | ответ | буква |
1 | (x+3)² | 1 | 4x²-9 | К |
2 | x²-16 | 2 | 16x²-40xy+25y² | И |
3 | (2x-3)(2x+3) | 3 | (x-4)(x+4) | В |
4 | 81-18x+x² | 4 | x²+6x+9 | Е |
5 | (4x-5y)² | 5 | (9-x)² | Л |
6 | 25x²-49y² | 6 | (5x-7y)(5x+7y) | Д |
ЗАДАНИЕ №2. Индивидуальная работа Заполните пропуски так, чтобы получились верные равенства. Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки)
1) (2x + y)2 = 4x2 + … + y2 ;
2) (3a2 + …)2 = … + 6a2 b + b2
3) (4x3 - …)2 = … - 8 x3 y2 + y4 ;
4) 9a2 - … = (… + 2b)(… – 2b);
5) 25m2 – 9n2 = (5m +)(… - 3n).
ЗАДАНИЕ №3. Работа в группах.
Каждой группе раздаются задания и ограниченное время на его решение
1 гр. Выполните действия: а) (5x + 7y)2; б) (p - 6п)2; в)(x – 2a)3.
2. гр.. Разложите на множители: а) x2 – 12x + 36; б) (3b-1)(9b2 + 3b + 1); в) y2 – 20y + 100.
3. гр. Найдите значение выражения: (7p + 4)2 -7p(7p – 2) при р = 5.
4 гр.. Решите уравнение (х-4)(х+4)-х2=2х
Оценочный лист_____________________
№ | Этапы урока | Оценка |
1 | Проверка домашнего задания |
|
2 | Устная работа |
|
3 | Постановка проблемы |
|
4 | Смотри, Работа в парах |
|
5 | Историческая справка |
|
6 | Тестовая работа |
|
7 | Игра «Алгебраическая мозайка |
|
8 | Дополнительное задание |
|
|
|
|
| Итоговая оценка |
|
Тест № 1 (на оценку «3»)
1. Раскрыть скобки: (х-5у)²
А. х²-10хy+25у² В. х²-25у²
Б. х²-5ху+25у² Г. х²-10хy-25у²
2. Упростить выражение: (а+3в)(3в-а)
А. 9в²+а² В. а²-9в²
Б. 9в²-а² Г. а²-6ав+9в²
3. Разложить на множители: 4х²-64у²
А. (4х-64у)(4х+64у) В.(2х-8у)(2х+8у)
Б. (8у-2х)(8у+2х) Г.разложить нельзя
4. Упростить выражение: (а-5)(а²+5а+25)
А. а³- а² + 25 В. а³+125
Б. а³-125 Г. а³+а²+25
Тест № 2 (на оценку «4»)
1. Упростить выражение: 6а+(4а-3)²
А. 16а²+30а+9 В. 16а²-30а+9
Б. 16а²-18а+9 Г. 16а²+18а+9
2. Упростить выражение: (а+0,3в)(0,3в-а)
А. 0,9в² - а² В. 0,09в²+а²
Б. 0,09в² - а² Г. а²-0,09в²
3. Решить уравнение: (3х + 4)2 – (3х – 1) (3х + 1) = 65
4. Упростить выражение: (а-0,3)(а²+0,3а+0,09)
А. а³-0,27 В. а³+0,27
Б. а³-0,027 Г. а³+0,027
Тест № 3 (на оценку «5»)
1. Упростить выражение: 1/ 4(32а + 24с) – 3(8а + с)
А. 3с – 16а В. 32а + 3с
Б. 9с – 16а Г. 32а + 9с
2. Упростить выражение: (3х-2)(3х+2)-(1+х) (х-1)
А. 8х²-3 В. 9х²-3
Б. 8х²+3 Г. 8х²-5
3. Разложить на множители: 0,008х3 - 27у³
А. 0,2х – 3у В. 0.4х2 + 0.6ху + 3у2
Б.( 0,2х – 3у) (0,04х2 + 0,6ху + 9у2) Г. 0,04х2 + 0,6ху + 9у2
4. Решить уравнение: (х-5)²=5х²-(2х-1)(2х+1)
Лист самоконтроля
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценка |
|
|
|
|
|
После каждого блока работы оцениваем свою деятельность выставлением балла в «Лист самоконтроля»
Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с оценочной таблицей, выставить оценку за урок. Каждый из вас поднимает смайлик соответствующий оценке.
А сейчас я попрошу дежурных помочь мне собрать ваши листочки с заданиями и маршрутные листы.
Я, в свою очередь хочу сказать спасибо вам, ребята, за вашу активную ра-
боту на сегодняшнем уроке, думаю, что вы легко сможете применять все изученное в жизни.
Урок окончен, до свидания.
3)Обобщение и систематизация знаний.
ЗАДАНИЕ №4: Применение формул.
– m2 =
(-2a+3b)(-3b-2a) =
=
522
(0,1m+5n)2
()2
(х3-у2)2
5)Контроль знаний. Следующий тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.
Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».
Вот и займёмся уравнениями. Попробуем применить заученные формулы к решению уравнений. На доске написаны 6 уравнений. Каждый из вас будет решать 2 уравнения. Затем нужно будет подойти к доске, отыскать полученный результат и прикрепить его обратной стороной (буквой) к своему уравнению. Если вашего результата нет, значит, уравнение решено неверно.
Реши уравнения
1) (х-6)2-х(х+7)=-2 2 - А
2) (x+6)²-(x-5)(x+5)=79 1,5 - Л
3) 9x·(x+6)-(3x+1)²=1 - Д
4) a·(8-9a)+40=(6-3a)(6+3a) -0,5 - Ж
5) 16y·(2-y)+(4y-5)²=0 - А
6) (х-7)²+3=(х-2)(х+2) 4 - Б
7) (2-х)²-х·(х+1,5)=4 0 - Р
8) (2х-3)(2х+3)-8х=7+4х² -2 - А
Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с оценочной таблицей, выставить оценку за урок. Каждый из вас поднимает смайлик соответствующий оценке.
А сейчас я попрошу дежурных помочь мне собрать ваши листочки с заданиями и маршрутные листы.
Я, в свою очередь хочу сказать спасибо вам, ребята, за вашу активную ра-
боту на сегодняшнем уроке, думаю, что вы легко сможете применять все изученное в жизни.
Урок окончен, до свидания.
Оценочный лист Фамилия Имя____________________________________ Учебные элементы
Количество баллов 1. Математическая речь 2. Задание с выбором ответа 3. Самостоятельное выполнение задания с проверкой
4. Тест 5. Дополнительное задание Итог: Оценка: Оцени степень усвоения материала: усвоил полностью усвоил частично не усвоил
3. Устная работа
Какие формулы сокращенного умножения мы изучили? Давайте вспомним, как записываются данные формулы и как они читаются (повторение формул сокращённого умножения).
Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом (самопроверка).
1. (с-d)2 1. (5c+d)2
2. c3 – d3 2. d - c
3. (с+d)( c2 - cd + d2) 3. c2 – 2cd + d2
4. d2 – c2 4. c2 – d2
5. 25c2 + 10cd + d2 5. (d-c)(d+c)
6. (с-d) (с+d) 6. (с-d)( c2 + cd + d2)
7. (с+d)(c-d) 7. (2c-3d)2
8. – (c - d) 8. c3 + d3
9. 4c2 – 12cd + 9d2 9. c2 – d2
Ответ:
13 | 26 | 38 | 45 | 51 | 69 | 74 | 82 | 97 |
4.Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства (индивидуальная работа):
1) (2x + y)2 = 4x2 + … + y2 ;
2) (3a2 + …)2 = … + 6a2 b + b2
3) (4x3 - …) = … - … + y4 ;
4) 9a2 - … = (3a + 2b)(3a – 2b);
5) 16y4 - … = (3x + …)(… - 3x);
6) (0,8у - …)(… +0,8y) = … - 0,25x6 ;
7) 25m2 – 9n2 = (5m + 3n)(… - …).
Взаимопроверка. Выставление оценок: на «3» - 4 задания, на «4» - 5-6 заданий, на «5» - 7 заданий.
Учитель: Возьмите, пожалуйста на своих столах карточку №2 . Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом:
Вариант 1
Вариант 2
Учитель: Готовы? Поменялись и проверьте работу своего соседа с ответами на экране. Поставьте отметку .
Ответы
Вариант 1
Ф.И. учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оценка |
3 | 4 | 5 | 1 | 2 |
|
Вариант 2
Ф.И. учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оценка |
2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
|
Учитель: У кого «5» поднимите руку. У кого «4»? Молодцы. А остальные ребята вам нужно внимательнее при применении формул . Отложите карточки . Сейчас мы выполним задание в тетрадях.
Тест № 2 (на оценку «4»)
1. Упростить выражение: 6а+(4а-3)²
А. 16а²+30а+9 В. 16а²-30а+9
Б. 16а²-18а+9 Г. 16а²+18а+9
2. Упростить выражение: (а+0,3в)(0,3в-а)
А. 0,9в² - а² В. 0,09в²+а²
Б. 0,09в² - а² Г. а²-0,09в²
3. Решить уравнение: (3х + 4)2 – (3х – 1) (3х + 1) = 65
4. Упростить выражение: (а-0,3)(а²+0,3а+0,09)
А. а³-0,27 В. а³+0,27
Б. а³-0,027 Г. а³+0,027
Тест № 2 (на оценку «4»)
1. Упростить выражение: 6а+(4а-3)²
А. 16а²+30а+9 В. 16а²-30а+9
Б. 16а²-18а+9 Г. 16а²+18а+9
2. Упростить выражение: (а+0,3в)(0,3в-а)
А. 0,9в² - а² В. 0,09в²+а²
Б. 0,09в² - а² Г. а²-0,09в²
3. Решить уравнение: (3х + 4)2 – (3х – 1) (3х + 1) = 65
4. Упростить выражение: (а-0,3)(а²+0,3а+0,09)
А. а³-0,27 В. а³+0,27
Б. а³-0,027 Г. а³+0,027
Тест № 2 (на оценку «4»)
1. Упростить выражение: 6а+(4а-3)²
А. 16а²+30а+9 В. 16а²-30а+9
Б. 16а²-18а+9 Г. 16а²+18а+9
2. Упростить выражение: (а+0,3в)(0,3в-а)
А. 0,9в² - а² В. 0,09в²+а²
Б. 0,09в² - а² Г. а²-0,09в²
3. Решить уравнение: (3х + 4)2 – (3х – 1) (3х + 1) = 65
4. Упростить выражение: (а-0,3)(а²+0,3а+0,09)
А. а³-0,27 В. а³+0,27
Б. а³-0,027 Г. а³+0,027
Тест № 2 (на оценку «4»)
1. Упростить выражение: 6а+(4а-3)²
А. 16а²+30а+9 В. 16а²-30а+9
Б. 16а²-18а+9 Г. 16а²+18а+9
2. Упростить выражение: (а+0,3в)(0,3в-а)
А. 0,9в² - а² В. 0,09в²+а²
Б. 0,09в² - а² Г. а²-0,09в²
3. Решить уравнение: (3х + 4)2 – (3х – 1) (3х + 1) = 65
4. Упростить выражение: (а-0,3)(а²+0,3а+0,09)
А. а³-0,27 В. а³+0,27
Б. а³-0,027 Г. а³+0,027
Тест № 3 (на оценку «5»)
1. Упростить выражение: 1/ 4(32а + 24с) – 3(8а + с)
А. 3с – 16а В. 32а + 3с
Б. 9с – 16а Г. 32а + 9с
2. Упростить выражение: (3х-2)(3х+2)-(1+х) (х-1)
А. 8х²-3 В. 9х²-3
Б. 8х²+3 Г. 8х²-5
3. Разложить на множители: 0,008х3 - 27у³
А. 0,2х – 3у В. 0.4х2 + 0.6ху + 3у2
Б.( 0,2х – 3у) (0,04х2 + 0,6ху + 9у2) Г. 0,04х2 + 0,6ху + 9у2
4. Решить уравнение: (х-5)²=5х²-(2х-1)(2х+1)
Тест № 3 (на оценку «5»)
1. Упростить выражение: 1/ 4(32а + 24с) – 3(8а + с)
А. 3с – 16а В. 32а + 3с
Б. 9с – 16а Г. 32а + 9с
2. Упростить выражение: (3х-2)(3х+2)-(1+х) (х-1)
А. 8х²-3 В. 9х²-3
Б. 8х²+3 Г. 8х²-5
3. Разложить на множители: 0,008х3 - 27у³
А. 0,2х – 3у В. 0.4х2 + 0.6ху + 3у2
Б.( 0,2х – 3у) (0,04х2 + 0,6ху + 9у2) Г. 0,04х2 + 0,6ху + 9у2
4. Решить уравнение: (х-5)²=5х²-(2х-1)(2х+1)
Тест № 3 (на оценку «5»)
1. Упростить выражение: 1/ 4(32а + 24с) – 3(8а + с)
А. 3с – 16а В. 32а + 3с
Б. 9с – 16а Г. 32а + 9с
2. Упростить выражение: (3х-2)(3х+2)-(1+х) (х-1)
А. 8х²-3 В. 9х²-3
Б. 8х²+3 Г. 8х²-5
3. Разложить на множители: 0,008х3 - 27у³
А. 0,2х – 3у В. 0.4х2 + 0.6ху + 3у2
Б.( 0,2х – 3у) (0,04х2 + 0,6ху + 9у2) Г. 0,04х2 + 0,6ху + 9у2
4. Решить уравнение: (х-5)²=5х²-(2х-1)(2х+1)
Тест № 3 (на оценку «5»)
1. Упростить выражение: 1/ 4(32а + 24с) – 3(8а + с)
А. 3с – 16а В. 32а + 3с
Б. 9с – 16а Г. 32а + 9с
2. Упростить выражение: (3х-2)(3х+2)-(1+х) (х-1)
А. 8х²-3 В. 9х²-3
Б. 8х²+3 Г. 8х²-5
3. Разложить на множители: 0,008х3 - 27у³
А. 0,2х – 3у В. 0.4х2 + 0.6ху + 3у2
Б.( 0,2х – 3у) (0,04х2 + 0,6ху + 9у2) Г. 0,04х2 + 0,6ху + 9у2
4. Решить уравнение: (х-5)²=5х²-(2х-1)(2х+1)
Оценочный лист_____________________________________________-
№ | Этапы урока | Оценка |
1 | Проверка домашнего задания |
|
2 | Устная работа |
|
3 | Постановка проблемы |
|
4 | Смотри, Работа в парах |
|
5 | Тестовая работа |
|
6 | Игра «Алгебраическая мозайка |
|
7 | Дополнительное задание |
|
8 |
|
|
|
|
|
| Итоговая оценка |
|
Оценочный лист_____________________________________________-
№ | Этапы урока | Оценка |
1 | Проверка домашнего задания |
|
2 | Устная работа |
|
3 | Постановка проблемы |
|
4 | Смотри, Работа в парах |
|
5 | Тестовая работа |
|
6 | Игра «Алгебраическая мозайка |
|
7 | Дополнительное задание |
|
8 |
|
|
|
|
|
| Итоговая оценка |
|
Оценочный лист_____________________________________________-
№ | Этапы урока | Оценка |
1 | Проверка домашнего задания |
|
2 | Устная работа |
|
3 | Постановка проблемы |
|
4 | Смотри, Работа в парах |
|
5 | Тестовая работа |
|
6 | Игра «Алгебраическая мозайка |
|
7 | Дополнительное задание |
|
8 |
|
|
|
|
|
| Итоговая оценка |
|