Приёмы и методы работы с не интонирующими детьми ПЛАН Сольфеджио является одной из основных дисциплин в музыкальном образовании учащихся детской музыкальной школы. Эта дисциплина должна способствовать развитию музыкальных данных учащихся: слуха, памяти, ритма, музыкального воображения, художественного вкуса, а также воспитанию любви к музыке посредством изучения лучших образцов музыкальных произведений русской и западной классической музыки, народной песни и произведений советских композиторов. Основная задача курса сольфеджио- научить учащихся внимательно и вдумчиво слушать музыку, осознанно её воспринимать и точно, выразительно исполнять. Воспитание у учащихся точной и правильной интонации требует многолетней кропотливой работы. Это, пожалуй, одна из главных и сложных форм в курсе сольфеджио. Но начинать эту большую работу, я думаю, нужно не сразу, не с первых уроков, а лишь после того, как дети научаться и получат некоторый багаж музыкальных впечатлений, представлений. После того, как ребёнок научиться слушать музыку и разбираться в самых простейших элементах её музыкального языка. На самых простых, доступных детскому пониманию музыкальных примерах ребёнок учится определять характер музыки: грустно- весело, бодро- спокойно, медленно- быстро. Дети знакомятся с особенностями мелодического рисунка- плавное, поступенное и скачкообразное движение мелодии: Дунаевский «Песня о Родине», Потапенко «Скворушка прощается», Спендиаров «Колыбельная», Глинка «Полька», Ребиков «Медведь», Любарский «Курочка»-, умеют определить размер песни, количество фраз, услышать начало и конец фразы, лад мажор- минор. Только после небольшого накопления музыкальных впечатлений можно приступить к исполнению простейших песен, попевок, упражнений. В работу над интонированием входят следующие разделы: 1) пение песен; Причины плохой интонации, как известно, бывают различными и очень часто не зависят от степени развития музыкального слуха. В простейших случаях ученик, обладая хорошим слухом, просто не умеет петь, не понимает, что значит «протянуть мелодию», а проговаривает текст песни, и певческий диапазон ограничен до терции. В наиболее сложных случаях у не поющего ребёнка отсутствует координация между слухом и голосовым аппаратом. Иногда у них замедляется реакция, им трудно переключиться с одного вида задания на другой. Такие учащиеся внутренне слышат точнее и лучше, чем могут воспроизвести голосом. Здесь встаёт задача- заинтересовать ученика, преодолеть его внутреннее сопротивление, отрицательные эмоции. Многие учащиеся нечисто интонируют из-за слабого слухового развития вообще. В этом случае ученик почти не имеет слуховых представлений и задача педагога оказывается особенно трудной- сформировать, развить слух насколько это возможно. Постоянная работа над развитием певческих навыков необходима с любыми учениками. Однако подготовка голосового аппарата к пению у не интонирующих детей особенно важна и отличается некоторыми особенностями. На материале народных прибауток «Андрей- воробей», «Сорока- сорока» можно добиться точного звукоизвлечения, а именно, научить свободно открывать рот, чётко произносить текст, разделяя его на слоги, тянуть гласные, правильно брать дыхание. Я учащихся делю на группы. Они пропевают песню поочерёдно по фразам (со словами, сольфеджируя). Важно, чтобы они пели точно в звуковом отношении с правильной артикуляцией. 1. Первая группа поёт свою фразу на форте, а вторая группа повторяет, как эхо, на пиано то, что пела первая. Разделение на группы и пение по нотам приучает к ансамблю, воспитывает внимание, слуховой контроль. Чтобы развивать ощущение звуковысотности и тембрового слуха использую пение мелодий от разных звуков. Наблюдения показывают, что учащиеся особенно старательно работают, слушают и оценивают себя и других. На коротких попевках, прибаутках, построенных на двух, трёх звуках, удобно направить внимание учащихся на характер движения мелодии (вверх, вниз, повторность звуков, движение по трезвучию, поступенное движение), и это поможет выработке точного интонирования. Очень важно развивать ступеневый слух, начиная с освоения отдельных ступеней лада: вначале I, V, затем III, IV, II и позже VI и VII. Примерами могут служить многие мелодии. Вот самые распространённые: русская народная песня «Летал голубь, летал сизый», «Василёк», «Ходит зайка», «Савка и Гришка», русская народная песня «Там за речкой, там за перевалом», «У реки, у речки», «Как под горкой» и другие. Нужно добиться того, чтобы дети научились сознательно воспринимать характерное звучание каждой ладовой ступени, узнавать их, восстанавливать в своём воображении и потом точно воспроизводить голосом. При этом учащиеся впервые переживают интервал, как переход с одной ступени на другую. Я думаю, что в освоении ступеней лада необходимо пользоваться наглядными пособиями: рисунок клавиатуры, использовать лесенку болгарскую, показывать мелодии движением руки. Многие мелодии поём со словами, чтобы у детей слуховое ощущение ассоциировалось с образным восприятием. Только после того, как у учащихся возникли первоначальные представления ладовых ступеней, я перехожу к интонированию гамм, тонов и полутонов, понятие доминанты. В 1 классе мы работаем над интонированием только мажорных гамм, а со 2 класса мажорных и минорных гамм трёх видов до двух знаков в ключе, и так с каждым годом, постепенно осваивая все тональности. Пение гамм является трудным упражнением, так как охватывает значительную часть диапазона голоса учащихся. У детей младшего возраста края диапазона слабо развиты. Вследствие этого они не одинаково владеют связками в разных регистрах, поэтому для удобства пения в гаммах «фа», «соль» верхний тетрахорд переносим на октаву вниз. Упражнения в младших классах лучше всего петь в пределах квинты и лишь постепенно доводить до октавы. Лишь после того, как ученики освоили интервалы в тональности, перехожу к пению интервалов от данного звука. Эта работа начинается с 3-4 класса. Чтобы пение интервалов от данного звука не шло в разрез с принципом развития слуха на ладовой основе, следует петь эти упражнения сознательно, используя принцип интонирования интервалов в ладу. Например, даётся звук «ре» и требуется пропеть 3б↑. Ученик интуитивно воспринимает этот звук как тонику, т.е. первый звук Тз в ре- мажоре. При пении терций ученик должен опираться на мажорные и минорные трезвучия. Даётся звук «си» и требуется спеть 3м↓. Ученик должен определить тональность, на которую он должен опереть своё сознание и слух, а затем интонирует точно вниз си- соль♯- ми, представляя себе ми мажор Тз, где «си» является квинтой. При пении «4ч»↑ ученик интуитивно воспринимает начальный звук как «Д», а верхний звук как тонику, но при этом надо ясно представлять и слышать тональность. Нисходящая квинта есть скачок от Д- Т. Таким образом, при интонировании консонирующих интервалов ученик должен представить их как устойчивые интервалы, диссонирующие интервалы М и б2 по звукоряду, как ход вводных звуков в тонику. 7м интонируются на основе Д7. Я считаю, такой метод гарантирует от случайного интонирования, пользуясь им, учащиеся добиваются большой точности в пении интервалов, представляя себе их возможное ладовое положение. Таким образом, пение интервала от данного звука осмысливается через ступени лада. Изучение тритонов необходимо выделить в особую группу. Учащимся легче понять и усвоить тритоны, когда проводится параллель образования их в мажорном и минорном ладу. Я обращаю внимание учащихся на то, что как в мажоре, так и в миноре тритоны возникают от неустойчивых звуков, расположенных через ступени. Первоначальное представление об аккорде дети поучают ещё в 1 классе, когда они знакомятся с устойчивыми- опорными- звуками лада. Изучение звуков Тз и его интонирование следует начинать так же, как и интервалы с песен, где мелодия движется по звукам Тз,- «Голубые санки», «Как на тоненький ледок». Сделав предварительный анализ движения мелодий, предлагаю ученикам самостоятельно, без поддержки инструмента, спеть трезвучие. Тональная устойчивость хорошо закрепляется и путём пения песен, в которых образовались обращения Тз. Только после того, как ученики смогут чувствовать и слышать аккорды тонической функции, можно приступить к осознанию и интонированию главных трезвучий лада Т-S-D. Изучение этих аккордов начинается с 3 класса. Слуховое ознакомление и теоретическое осмысление аккордов легче усваивается в мелодическом движении. Лишь после усвоения аккордов в мелодии приступаю к пению созвучий, т.е. пению цепочек аккордов в различных последовательностях. Аккорды от данного звука полезно начинать с 4-5 класса. Причём при пении аккордов от звука также необходимо отталкиваться от тональности. Только представив и услышав тональность, в которой находится данный аккорд, можно добиться его точного интонирования. Например, даётся звук «ми» и требуется спеть мажорный Т6. Ученик настраивается на тональность до- мажор и только после этого пропевает мысленно Тз, а затем секстаккорд- ми-соль-до. В 7 классе полезно добиться от учеников свободного интонирования от заданного звука всех пройденных аккордов, пение их с разрешением и без разрешения. Изменяя высоту звука в аккордах, необходимо приучить учащихся строго контролировать изменение каждого звука, прислушиваясь к общему звучанию аккорда. Большое значение в точном интонировании, я считаю, является посадка ученика. Надо всегда за этим следить и поправить детей, чтобы корпус они держали прямо, грудная клетка – свободная, плечи слегка отодвинуты назад, руки лежат на коленях или столе. Такая посадка содействует правильному дыханию. Дыхание- одно из самых главных и сложных процессов при пении. Правильное певческое дыхание прививается детям с первых уроков. Условием правильного певческого дыхания является умеренный вдох и умелый, экономно- расходуемый выдох. Если дыхание протекает без толчков, ровной непрерывной струёй- это способствует достижению кантиленного пения. От качества дыхания зависит и характер атаки звука – мягкий или твёрдый. Спокойное плавное дыхание создаёт мягкий звук. Перебор воздуха и очень плотное смыкание голосовых связок влекут за собой твёрдую атаку звука. Контролем правильного дыхания должен быть слух педагога и постепенно вырабатываемый вокальный слух ученика. Дыхание детей младшего возраста очень поверхностно и коротко, и требует длительного, постепенного совершенствования в процессе пения. Не менее важную роль в звукообразовании играет артикуляция, т.е. активность гортани, языка, губ, челюсти. Часто дети поют с расслабленной, низко опущенной челюстью, язык и губы их очень пассивны- всё это ведёт к понижению звука. Необходимо также и в этом направлении вести активную воспитательную работу. И вот для того, чтобы ученик свободно пел с листа нужно его научить хорошо слышать ступени лада и хорошо слышать интервал – характерные особенности интонации каждого интервала. В пении мелодий с листа используется комбинированный приём – необходимость сочетания функциональной связи отдельных ступеней с навыком исполнения интервалов. При пении с листа уже в младших классах следует обратить внимание учащихся на содержание, фразировку, дыхание, темп, динамику и другие элементы, сопоставлять их в практических занятиях.
|