«Осенний фестиваль знаний 2024»

Презентация урока "Плауны

Цели урока:

  • сформировать представление о строении, размножении и значении хвощей и плаунов;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебным пособием, делать выводы;
  • способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация или таблица «Хвощи и плауны», живые и гербарные экземпляры растений.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Высшие споровые. Плауны, хвощи, папоротники Цель урока:  - изучить представителей современных папоротникообразных;  - изучить особенности их строения и размножения на примере папоротника; - значение папоротникообразных в природе и в жизни человека.

Тема урока: Высшие споровые. Плауны, хвощи, папоротники

Цель урока:

- изучить представителей современных папоротникообразных;

- изучить особенности их строения и размножения на примере папоротника;

- значение папоротникообразных в природе и в жизни человека.

Задачи 1.Общеобразовательные : - сформировать представление о представителях группы папоротникообразных; - отметить усложнение их в строении, более высокую организацию по сравнению с мхами; - изучить внешнее строение и определить их принадлежность к отделу высших споровых растений; - выяснить значение папоротникообразных в природе и жизни человека. 2. Развивающие : - развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путём организации работы на уроке; - расширить знания учащихся о папоротникообразных растениях. 3. Воспитательные : - воспитывать бережное отношение к природе, любить и ценить прекрасное.

Задачи

1.Общеобразовательные :

- сформировать представление о представителях группы папоротникообразных;

- отметить усложнение их в строении, более высокую организацию по сравнению с мхами;

- изучить внешнее строение и определить их принадлежность к отделу высших споровых растений;

- выяснить значение папоротникообразных в природе и жизни человека.

2. Развивающие :

- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путём организации работы на уроке;

- расширить знания учащихся о папоротникообразных растениях.

3. Воспитательные :

- воспитывать бережное отношение к природе, любить и ценить прекрасное.

Каменноугольный период В отложениях этого периода находят огромные залежи каменного угля. Отсюда и произошло название периода. Есть и другое его наименование - карбон.

Каменноугольный период

В отложениях этого периода находят огромные залежи каменного угля. Отсюда и произошло название периода. Есть и другое его наименование - карбон.

  • Теплый и влажный климат господствовал на материках длительное время. Все это создало чрезвычайно благоприятные условия для развития наземной флоры, в том числе высших растений каменноугольного периода. Значительное развитие получили плауновидные, членистостебельные и папоротниковые, давшие большое количество древовидных форм. Древовидные плаунообразные достигали 2 м в диаметре и 40 м в высоту. Пустой ствол с мощной разветвленной кроной надежно удерживался в рыхлой почве большим корневищем. Стволы плаунообразных были покрыты чешуей - рубцами. К ним прикреплялись листья. Среди плаунообразных были и травянистые растения, полностью вымершие в пермский период.
  • В конце карбона появляются первые представители хвощевых - небольшие травянистые растения. Среди карбоновой флоры видную роль играли папоротники, в частности травянистые, но своему строению напоминавшие псилофитов, и настоящие папоротники - большие древовидные растения, корневищем закреплявшиеся в мягком грунте. У них был шершавый ствол с многочисленными ветвями, на которых росли широкие папоротниковидные листья.
Плауны  плаун булавовидный плаун годичный

Плауны

плаун булавовидный

плаун годичный

Внешнее строение плауна Прямостоячий побег со спороносными колосками Ползучий стебель с крохотными листьями -чешуйками

Внешнее строение плауна

Прямостоячий побег со спороносными колосками

Ползучий стебель с крохотными листьями -чешуйками

План сравнения Плаун 1. В чём сходство и различие в строении водоросли и плауна? 2. Можно ли их отнести к одному отделу растений? Обоснуйте свой ответ.

План сравнения

Плаун

1. В чём сходство и различие в строении водоросли и плауна?

2. Можно ли их отнести к одному отделу растений? Обоснуйте свой ответ.

Хвощи

Строение хвоща полевого имеет некоторые особенности. Он имеет длинное ползучее черное корневище, на котором образуются шаровидные клубеньки. Корневище достигает в длину 5-7 м и располагается в грунте на глубине 0,5-1 м. Весной появляются надземные побеги хвоща полевого бледно-бурого цвета, иногда с красноватым оттенком высотой до 20 см. На конце такого сочного неразветвленного стебля формируется крупный колосок спорангий. Эти спороносные стебли после созревания спор погибают. В летнее время корневища дают начало бесплодным зеленым стеблям с обильным ветвлением. Ветви расположены мутовками по всему стеблю. Такие стебли с ветвями имеют жесткую и шероховатую поверхность из-за отложения в них кристаллов кремниевой кислоты. Побеги хвоща полевого имеют недоразвитые листья, формирующие на стебле цилиндрические трубчатые отростки. Таким образом, весенние побеги хвоща полевого спороносные, а летние побеги - бесплодные. Споры у хвоща полевого зеленого цвета, шаровидные, образуются в апреле-мае. Также растение способно размножаться вегетативным способом - отрезками корневищ.

Папоротники  Эти растения распространены по всему земному шару, особенно во влажных тропических лесах. Папоротники произрастающие в умеренном климате - многолетние травянистые растения. Он имеет укороченный надземный стебель. От него отходят длинные и широкие перистые листья - вайи. Надземный стебель у папоротника является продолжением подземного побега - корневища. От корневища отходят придаточные корни. У папоротников имеются не только стебель и листья, но и корни. На нижней стороне листьев летом появляются коричневые бугорки. Это группа спорангиев, в которых созревают споры. При помощи спор папоротник размножается. После созревания, попадая на влажную, не занятую другими растениями почву, споры прорастают.

Папоротники

Эти растения распространены по всему земному шару, особенно во влажных тропических лесах. Папоротники произрастающие в умеренном климате - многолетние травянистые растения. Он имеет укороченный надземный стебель. От него отходят длинные и широкие перистые листья - вайи. Надземный стебель у папоротника является продолжением подземного побега - корневища. От корневища отходят придаточные корни. У папоротников имеются не только стебель и листья, но и корни. На нижней стороне листьев летом появляются коричневые бугорки. Это группа спорангиев, в которых созревают споры. При помощи спор папоротник размножается. После созревания, попадая на влажную, не занятую другими растениями почву, споры прорастают.

Легенда о цветущем папоротнике? «Петро, герой повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», так увидел цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках»   Ребята, зная строение папоротника, найдите ошибку в этой легенде. Обоснуйте правильность ответа.

Легенда о цветущем папоротнике?

«Петро, герой повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», так увидел цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках»

 

Ребята, зная строение папоротника, найдите ошибку в этой легенде. Обоснуйте правильность ответа.

Размножение папоротника

Размножение папоротника

Значение плаунов, хвощей , папоротников   Плауны Хвощи Споры применяются в медицине в качестве детской присыпки. В промышленности при литье металлов. Для получения желтой , зелёной краски для шерсти, пиротехники. Папоротники Молодые побеги используются как кровоостанавливающее и мочегонное средства. Тяжёлый стебель хвоща зимующего используют как наждачную бумагу. Весенние побеги используют в пищу. Молодые листья некоторых травянистых, а также сердцевину древовидных папоротников употребляют в пищу. Некоторые папоротники являются лекарственными растениями. Каменный  уголь - осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений древовидных папоротников, хвощей и плаунов

Значение плаунов, хвощей , папоротников

Плауны

Хвощи

Споры применяются в медицине в качестве детской присыпки. В промышленности при литье металлов. Для получения желтой , зелёной краски для шерсти, пиротехники.

Папоротники

Молодые побеги используются как кровоостанавливающее и мочегонное средства. Тяжёлый стебель хвоща зимующего используют как наждачную бумагу. Весенние побеги используют в пищу.

Молодые листья некоторых травянистых, а также сердцевину древовидных папоротников употребляют в пищу. Некоторые папоротники являются лекарственными растениями.

Каменный уголь - осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений древовидных папоротников, хвощей и плаунов

Вывод 1.К группе папоротникообразных относятся три отдела растений: папоротники, хвощи и плауны. 2.Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете. 3.Все папоротникообразные размножаются спорами. 4.В цикле развития папоротникообразных образуется особый организм – заросток. На нижней стороне заростка образуются особые органы – архегоний и антеридий. 5.Древние папоротникообразные послужили источником образования залежей каменного угля.

Вывод

1.К группе папоротникообразных относятся три отдела растений: папоротники, хвощи и плауны.

2.Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете.

3.Все папоротникообразные размножаются спорами.

4.В цикле развития папоротникообразных образуется особый организм – заросток. На нижней стороне заростка образуются особые органы – архегоний и антеридий.

5.Древние папоротникообразные послужили источником образования залежей каменного угля.

Домашнее задание Обязательное задание:  Чтение текста п.15учебника стр.70-74. Дополнительные задания выполняются учащимися по желанию:  Работа с Красной книгой. Выписать виды папоротников, плаунов занесённых в Красную книгу нашей страны. Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник или спорангии

Домашнее задание

Обязательное задание:

Чтение текста п.15учебника стр.70-74.

Дополнительные задания выполняются учащимися по желанию:

Работа с Красной книгой. Выписать виды папоротников, плаунов занесённых в Красную книгу нашей страны.

Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник или спорангии

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее