«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация "Сказуемое и способы его выражения"

Презентация к уроку "Сказуемое и способы ео выражения" включает блочную подачу нового материала, задания для закрепления в тестовой форме. Также предлагается обучающимся попробовать свои силы в решении заданий ОГЭ, в которых проверяются знания по изучаемой теме.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Охмак М.В., учитель русского языка, МБОУ «Северная ООШ»

Охмак М.В.,

учитель русского языка,

МБОУ «Северная ООШ»

Критерии оценивания 20 – 24 баллов –  « 5 » 14 – 19 баллов –  « 4 » 7 – 13 баллов –  « 3 » 0 – 6 балов –  « 2 »

Критерии оценивания

20 24 баллов « 5 »

14 19 баллов « 4 »

7 13 баллов « 3 »

0 6 балов « 2 »

Синтаксическая пятиминутка Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.  А.С. Пушкин Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Выделите грамматическую основу.

Синтаксическая пятиминутка

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

А.С. Пушкин

  • Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
  • Выделите грамматическую основу.

Что такое сказуемое?  - главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие.  Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он делает? Кто он такой?

Что такое сказуемое?

- главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие.

Сказуемое отвечает на вопросы:

  • Что делает предмет?
  • Что с ним происходит?
  • Каков он?
  • Что он делает?
  • Кто он такой?

Цели на уроке: Знать :  характерные черты сказуемого и  способы его выражения. Уметь :  находить и характеризовать сказуемое в предложениях.

Цели на уроке:

  • Знать : характерные черты сказуемого и способы его выражения.
  • Уметь : находить и характеризовать сказуемое в предложениях.

Работа с учебником Прочитайте § 14. Составьте ОК.

Работа с учебником

  • Прочитайте § 14.
  • Составьте ОК.

Виды сказуемых Составное  Простое  Составное именное  Глагольное  Составное глагольное  ( СГС ) ( ПГС ) ( СИС ) Бережёного Бог бережёт . Два друга – мороз и вьюга . Стал он кликать золотую рыбку.

Виды сказуемых

Составное

Простое

Составное именное

Глагольное

Составное глагольное

( СГС )

( ПГС )

( СИС )

Бережёного Бог бережёт .

Два друга – мороз и вьюга .

Стал он кликать золотую рыбку.

Простое глагольное сказуемое Ум не замещает знания. (посл.) Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют. Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин) Ещё я долго буду петь. (Есенин)  Форма будущего времени глаголов несовершен-ного вида состоит из 2 знаменательных слов.

Простое глагольное сказуемое

  • Ум не замещает знания. (посл.)
  • Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
  • Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин)
  • Ещё я долго буду петь. (Есенин)

Форма будущего времени глаголов несовершен-ного вида состоит из 2 знаменательных слов.

Составное глагольное сказуемое вспомогательный глагол инфинитив СГС ГЛАГОЛЫ (НАЧАЛА,  ПРОДОЛЖЕНИЯ,  ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ) КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ДОЛЖЕН, РАД, ГОТОВ, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, ГОРАЗД, ВЫНУЖДЕН) СЛОВА СОСТОЯНИЯ (МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО)

Составное глагольное сказуемое

вспомогательный

глагол

инфинитив

СГС

  • ГЛАГОЛЫ (НАЧАЛА, ПРОДОЛЖЕНИЯ, ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ)
  • КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ДОЛЖЕН, РАД, ГОТОВ, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, ГОРАЗД, ВЫНУЖДЕН)
  • СЛОВА СОСТОЯНИЯ (МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО)

НАЙДИТЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Девочка перестала плакать. (Короленко) И точно, начал свет глупеть. (Грибоедов) Молодой Дубровский хотел заняться делами. (Пушкин) Глаза ей портить не годится. (Грибоедов) Никто не сможет нас согнуть в бараний рог. (Паустовский) Служить бы рад. (Грибоедов) Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.  (Горький)

НАЙДИТЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Девочка перестала плакать. (Короленко)

И точно, начал свет глупеть. (Грибоедов)

Молодой Дубровский хотел заняться делами.

(Пушкин)

Глаза ей портить не годится. (Грибоедов)

Никто не сможет нас согнуть в бараний рог.

(Паустовский)

Служить бы рад. (Грибоедов)

Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.

(Горький)

№ 1.  Самостоятельно определите вид сказуемого и заполните таблицу.  Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 5 б.). ПГС 1. Я буду долго смотреть телевизор. СГС 2. Мама начала готовить ужин. 3. Мы не будем долго спать. 4. Гости должны были прийти вовремя. 5. Я поспешил отозвать пса.

1.  Самостоятельно определите вид сказуемого и заполните таблицу. Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 5 б.).

ПГС

1. Я буду долго смотреть телевизор.

СГС

2. Мама начала готовить ужин.

3. Мы не будем долго спать.

4. Гости должны были прийти вовремя.

5. Я поспешил отозвать пса.

Составное именное сказуемое Глагол – связка СИС Именная часть Быть, делаться, являться, стать, становиться, казаться, считаться, называться имя (сущ., прил., числ.) местоим. причастие наречие цельное  словосоч. фразеологизм глагол-связка быть в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка) Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Державин)

Составное именное сказуемое

Глагол –

связка

СИС

Именная часть

  • Быть,
  • делаться,
  • являться,
  • стать,
  • становиться,
  • казаться,
  • считаться,
  • называться
  • имя (сущ., прил., числ.)
  • местоим.
  • причастие
  • наречие
  • цельное словосоч.
  • фразеологизм
  • глагол-связка быть в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка)

Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Державин)

№ 2. Определите тип сказуемых и заполните таблицу: Каждый правильный ответ - 1 балл 1. Лейтенант был очень странным. 2. Дома новы, но предрассудки стары. (Грибоедов) 3. Вокруг меня цвёл божий сад. (Лермонтов) 4. И дым Отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов) 5. Ему, наверное, хотелось улететь. 6. Когда-нибудь надо уйти. 7. Месяц будет белеть на тёмной лазури. 8. Бойцы вспоминают минувшие дни. (Пушкин) 9. В милицию надо позвонить.  ПГС СГС СИС

2. Определите тип сказуемых и заполните таблицу: Каждый правильный ответ - 1 балл

1. Лейтенант был очень странным.

2. Дома новы, но предрассудки стары. (Грибоедов)

3. Вокруг меня цвёл божий сад. (Лермонтов)

4. И дым Отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов)

5. Ему, наверное, хотелось улететь.

6. Когда-нибудь надо уйти.

7. Месяц будет белеть на тёмной лазури.

8. Бойцы вспоминают минувшие дни. (Пушкин)

9. В милицию надо позвонить.

ПГС

СГС

СИС

Материалы открытого банка заданий ФИПИ - 2017г. Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 10 б.).

Материалы открытого банка заданий

ФИПИ - 2017г.

Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 10 б.).

№ 3. Выпишите грамматическую основу предложения... (14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели. (9)Книга была дорогой. –   (42)Тебе надо почитать Гоголя.

3. Выпишите грамматическую основу предложения...

(14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.

(9)Книга была дорогой.

–   (42)Тебе надо почитать Гоголя.

№ 3. Выпишите грамматическую основу предложения...  (42)Ему хотелось плакать. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём .

3. Выпишите грамматическую основу предложения...

(42)Ему хотелось плакать.

(2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём .

№ 3. Выпишите грамматическую основу предложения...  (35)Это понимать надо! (32)Всё было в порядке. (41)Толику стало страшно. ( 8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

3. Выпишите грамматическую основу предложения...

(35)Это понимать надо!

(32)Всё было в порядке.

(41)Толику стало страшно.

( 8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Выставление оценок 20 – 24 баллов  –  « 5 » 14 – 19 баллов  –  « 4 » 7 – 13 баллов  –  « 3 » 0 – 6 балов  –  « 2 » Задание Количество баллов № 1 № 2 № 3 Оценка

Выставление оценок

20 24 баллов « 5 »

14 19 баллов « 4 »

7 13 баллов « 3 »

0 6 балов « 2 »

Задание

Количество баллов

1

2

3

Оценка

Итоги урока  Вам предлагается закончить фразы: Я научилась (-ся)… Я запомнил(а)… Я рада (рад)… Мне хочется сказать… Теперь я знаю …  Домашнее задание  Выучить правило § 14, упр. 74

Итоги урока

Вам предлагается закончить фразы:

  • Я научилась (-ся)…
  • Я запомнил(а)…
  • Я рада (рад)…
  • Мне хочется сказать…
  • Теперь я знаю …

Домашнее задание

Выучить правило § 14, упр. 74

М о л о д ц ы !

М о л о д ц ы !

Используемые материалы : Русский язык. 8кл.: учебник/М.М. Разумовская  и др.- М.:Дрофа, 2016г Слайд 2,18,19 Картинки : Л.Гераскина. В стране невыученных уроков. М. –

Используемые материалы :

  • Русский язык. 8кл.: учебник/М.М. Разумовская и др.- М.:Дрофа, 2016г
  • Слайд 2,18,19 Картинки : Л.Гераскина. В стране невыученных уроков. М. –"РИПОЛ-КЛАССИК", 1997.
  • Картинка «Мудрая сова» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/db/%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.png ,
  • Картинка «Сова-магистр» http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/12/2bc99ae2c5dffc2499ec5462061874d6.jpg
  • картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg;
  • материалы ОГЭ с сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/
  • Картинка «Солнышко» http://media.ffclub.ru/up100289-9TbEGPuOWV8.jpg

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее