«Темперамент»
Цели урока:
Обучающие - познакомить детей с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов.
Раскрыть понятия: темперамент, выбор профессии.
Развивающие - развивать у детей: мыслительные способности (анализ, синтез, обобщение), логическое мышление
Воспитательные - воспитывать у ребят чувство собственного достоинства, потребность к самосовершенствованию своей личности, уверенность в успехе своей деятельности, самостоятельность мышления, аккуратность, осознанный подход к выбору профессии.
Задачи:
расширить знания учащихся о типах нервной деятельности,
раскрыть понятия: темперамент
показать роль окружающей среды в формировании характера,
провести самодиагностику темперамента,
формировать умения самостоятельно анализировать полученную информацию
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы: Рассказ ,беседа, объяснительно-репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме «Темперамент», компьютер, мультимедийный проектор, фрагмент мультфильма «Новые приключения Винни Пуха»(Дисней), разрезанные картинки для деления ребят на группы, нарисованные «мешки для качеств», нарезанные листочки с качествами темпераментов, вопросы «под парту», раздаточный материал: диагностика «Мой темперамент», схема «Типы темперамента»,
Ход урока.
Организационный момент.
«О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется» Ф. Ларошфуко
Актуализация знаний. Эта тема расположена на границе двух наук – биологии и психологии и сегодня на уроке вы не только познакомитесь с материалом по данной теме, но и научитесь характеризовать тип своей нервной системы, определять тип темперамента.
И так, личность и темперамент: как они связаны и существуют ли «чистые» темпераменты? Чем темперамент отличается от характера?
Изучение нового материала.
Давно замечено, что на одни и те же события разные люди реагируют различно. Учение о темпераменте и его типах имеет давнюю историю. Первые дошедшие до нас систематические описания различий между людьми были сделаны еще в Древнем Китае в VII в. до н.э.
Древнекитайские медики различали людей неуравновешенных и подвижных, подобно обезьяне; сильных и храбрых, подобно тигру; медлительных и неповоротливых, подобно панде. Но основу научных знаний о темпераменте заложил Гиппократ.
Классификация темпераментов по Гиппократу.
Ученик 1. Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела
крови (по-латыни — «сангвис»),
лимфы (по-гречески — «флегмы»),
желтой желчи (по-гречески — «холе»)
черной желчи (по-гречески-«мелайна холе»).
У холериков, по теории Гиппократа, преобладает желчь (холле), у сангвиников – кровь (сангвис), у флегматиков – слизь (флегма), у меланхоликов – какая-то особая «черная желчь» (меланхоле).
Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени
Ученик 2
Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости, определяет здоровье человека. Кстати, слово «темперамент» в переводе с латинского означает «правильное смешение».
Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Была создана первая классификация темпераментов; это сделал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший II в. н. э. Он описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и, в конце концов, в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни
Учитель
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы.
Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:
по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;
по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга,
по равновесию между ними.
Дальнейшее изучение показало, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы:
у одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди, поэтому весьма возбудимы, «безудержны», по выражению Павлова.
у других возбуждение и торможение находятся в равновесии.
Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).
Слайд 4.
В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов:
слабый тип — меланхолическому;
сильный, неуравновешенный — холерическому;
сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому;
сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Слайд 5.
«Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде».
Диагностика . Определение типов темперамента (методика А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь) Данное задание поможет тебе выявить твой ведущий тип темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Отметь, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для тебя. Затем по каждому из блоков подсчитай сумму плюсов и выведи формулу своего темперамента.
Итак, если ты:I
неусидчив, суетлив;
невыдержан и вспыльчив;
нетерпелив;
резок и прямолинеен в отношениях с людьми;
решителен и инициативен;
упрям;
находчив в споре;
работаешь рывками;
склонен к риску;
незлопамятен и необидчив;
обладаешь быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью;
неуравновешен и склонен к горячности;
агрессивен, «забияка»;
нетерпим к недостаткам других;
обладаешь выразительной мимикой;
способен быстро действовать и решать;
неустанно стремишься к новому;
обладаешь резкими, порывистыми движениями;
настойчив в достижении поставленной цели;
склонен к резким сменам настроения.
II
1) весел и жизнерадостен;
2) энергичен и деловит;
3) часто не доводишь начатое дело до конца;
4) склонен переоценивать себя;
5) способен быстро схватывать новое;
6) неустойчив в интересах и склонностях;
7) легко переживаешь неудачи и неприятности;
8) легко приспосабливаешься к новым обстоятельствам;
9) с увлечением берешься за любое новое дело;
10) быстро остываешь, если дело перестает тебя интересовать;
11) быстро включаешься в новую работу и быстро переключаешься с одной деятельности на другую;
12) тяготишься однообразием, будничной, кропотливой работой;
13) общителен и отзывчив, не чувствуешь скованности с новыми для тебя людьми;
14) вынослив и работоспособен;
15) обладаешь громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами;
16) сохраняешь самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17) обладаешь всегда бодрым настроением;
18) быстро засыпаешь и пробуждаешься;
19) часто несобранный, проявляешь поспешность в решениях;
20) склонен всегда скользить по поверхности, отвлекаться.
III
спокоен и хладнокровен;
последовательный и обстоятельный в делах;
осторожный и рассудительный;
умеешь ждать;
молчаливый и не любишь попусту болтать;
обладаешь спокойной, размеренной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций и мимики;
сдержанный и терпеливый;
доводишь начатое дело до конца;
не растрачиваешь попусту сил;
строго придерживаешься четкого распорядка в жизни, системы в работе;
легко сдерживаешь порывы;
мало восприимчив к одобрению и порицанию;
незлобив, снисходителен к колкостям в свой адрес;
постоянный в своих отношениях и интересах;
медленно включаешься в работу и переключаешься с одного дела на другое;
ровный в отношениях со всеми;
любишь аккуратность и порядок во всем;
с трудом приспосабливаешься к новой обстановке;
инертный, вялый;
обладаешь выдержкой.
IV
-
-
стеснительный и застенчивый;
теряешься в новой обстановке;
затрудняешься установить контакт с новыми людьми;
не веришь в свои силы;
легко переносишь одиночество;
чувствуешь подавленность и растерянность при неудаче;
склонен уходить в себя;
быстро утомляешься;
обладаешь спокойной, тихой речью, иногда нисходящей до шепота;
невольно приспосабливаешься к характеру собеседника;
впечатлительный;
чрезвычайно чувствительный к одобрению и порицанию;
предъявляешь высокие требования к себе и окружающим;
склонный к подозрительности, мнительности;
болезненно чувствителен и легко раним;
чрезмерно обидчивый;
скрытный и необщительный, не делишься ни с кем своими мыслями;
малоактивный и робкий;
безропотно покорный;
стремишься вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Положительные ответы на вопросы первой группы соответствуют первому типу —холерик (X), второй — сангвиник (С), третьей — флегматик (Ф), четвертой — меланхолик (М).
Тип темперамента можно считать выраженным, если количество «+» по какой-либо из четырех групп превышает 11-15 баллов.
- Совпадает ли полученные результаты с вашими представлениеми о себе?
Схема « Тип темперамента» в тетради
Учитель. Чтобы лучше понять, давайте посмотрим, как на одну и ту же ситуацию будут реагировать люди с разными типами темпераментов. (Схемы на столах)
Схема Типы темперамента
Представитель каждого типа темперамента рассказывает о себе исходя из результатов диагностики и анализа схемы. ( при затруднении можно использовать материалы диагностики).
Упражнение «Составь картинку»
Каждый из участников выбирает элемент картинки. Затем ребята составляют картинку. Составив картинку, ребята образуют группу и по группам рассаживаются за столы. (Для этой игры я брала картинки с мультяшными героями, имеющими ярко выраженный тип темперамента: Сангвиник – Карлсон, меланхолик – Ослик Иа, Флегматик – Кот Леопольд, холерик- пёс Д,Артаньян. На доске приклеены ЦЕЛЫЕ картинки, дети выбирают части «пазла» и восстанавливают картинку на доске).
Мешки качеств. На доске под собранными картинками прикреплены «мешки» - контуры из бумаги, на каждом их которых написан тип темперамента.
Каждая группа получает одинаковый набор и выбирает только СВОИ качества, наклеивает возле Своего «мешка». Качества распечатывались на отдельных листочках.
Качества выбирались мною из следующих характеристик.
САНГВИНИК - человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
МЕЛАНХОЛИК - человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.
ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, не сдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, малоподвижен.
Посмотрим, не заблудилось ли какое ни будь качество? Все ли попали в СВОЙ мешок.
В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации. То есть не идти на поводу у природных качеств, а развивать их.
Дополняем схему в тетради. Тип темперамента – присущие черты.
Вопросы под стульями. Физразминка – найти вопросы, спрятанные с нижней стороны крышки стола.
Работа с найденными вопросами.
-
-
-
Какие факторы оказывают влияние на формирование нервной системы? Слайд 6.
На формирование нервной системы влияют следующие факторы: наследственность и окружающая среда.
2 Можно ли изменить тип темперамента? Слайд 7.
Тип нервной системы наследуется от родителей, но на него оказывает влияние окружающая среда, что изменить темперамент нельзя.
Темперамент человека - качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. И эта коррекция - наша подстройка под требования социума (окружающего нас мира, общества…).
Для чего необходимо корректировать темперамент? Слайд 8.
С целью более эффективного и успешного существования.
А теперь поговорим о психологической совместимости.
Существуют такие ситуации, когда люди длительное время вынуждены находиться в замкнутом помещении (плавание на подводной лодке, полет в космос и т.п.).
Какие типы темперамента обладают наибольшей психологической совместимостью?Слайд 9.
5. Будет ли успешным полёт в космос на космическом корабле, экипаж которого состоит из одних холериков? Почему?
6.Лучшие друзья это люди, имеющие одинаковый тип темперамента? Или с разными?
Исследования показывают, что наибольшей совместимостью обладают люди с противоположными типами темперамента: холерик - флегматик, сангвиник – меланхолик. Наиболее универсальным партнером считают флегматика, он совместим со всеми типами темперамента, кроме собственного. Знание темперамента и врожденных особенностей организации нервной системы очень важно
7.Какова оптимальная стратегия поведения с людьми разного темперамента?
Что бы ответить на этот вопрос, посмотрим фрагмент мультфильма Вини-пух 3 мин.
Показ фрагмента. Слайд 10
Определяем типы темпераментов героев, Определяем стратегию поведения с ними.Слайд 11.
Холерика - необходимо загружать работой, иначе он свою активность направит на Вас или коллектив и взорвет его.
Сангвиника - надо постоянно проверять и контролировать. Он обещает, чтобы не обидеть человека, но вполне может и не сдержать слова.
Флегматика - не торопить. Он не переносит дефицита времени
Меланхолик - не навреди – он сверхчувствителен, очень обидчив.
8.Следует ли учитывать тип темперамента при выборе профессии?
Темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности, поэтому его необходимо учитывать при определении профессионального будущего.
9.Какие профессии следует выбирать сангвинику? Холерику? Флегматику? Меланхолику? Дополняем схему в тетради( согласно рекомендациям психологов-профориентаторов)
Слово группе психологов – профориентаторов.
Ученик 3
1.Сангвиник (Наполеон , Остап Бендер): вкусы и интересы не постоянны. Если работа кажется не интересной, ему сразу же становится скучно. Зато он упорен, если увлечен. Трудоспособен, но не всегда трудолюбив. Его конек – организаторская работа. Профессию надо выбирать такую, которая связана с разнообразием условий, впечатлений, требует широкого диапазона способностей. менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец,официант, инженер-технолог и т.д.
Учеик 4
2.Холерик схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать. В критические моменты может работать долго и неудержимо. В это время его способности к концентрации выше всяких похвал.(Петр 1, Пушкин, Жириновский)телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар,следователь, геолог, электрик и т.д.
Ученик 3
1.Флегматик медленно приспосабливается к новой обстановке, колеблется, принимая решения, трудно переключают внимание, поэтому им лучше выбирать работу не отличающуюся разнообразием процессов( например, работу на конвейере)(Кутузов, Крылов) механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник,астроном, физик, математик.
Ученик 4
2.Меланхолик. В силу особенностей темперамента при организации его работы необходимо создать условия, дать четкие инструкции, поощрять и поддерживать. Тогда он-отличный работник. Среди них много художников, музыкантов, литераторов, актеров.(Гоголь, Чайковский), а вот работа верхолаза или лётчика им противопоказана. художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.
Слайд 12.
На успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.
Игра «Имя и эпитет»
Каждый из участников представляется остальным, и подбирает по отношению к себе какой – нибудь эпитет, отражающий присущую ему черту темперамента: активный Александр, сдержанный Константин, бойкая Валерия…. (при затруднении можно использовать материалы диагностики).
Темперамент можно определить, если последить за поведением одноклассников на уроках и переменах. Сразу станет заметна разница в движениях (у одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах), жестах, деятельности.
Определите типы темперамента и соотнесите одноклассников по типам темперамента. Для этого учащиеся записывают в столбцах под типами темперамента имена одноклассников, у которых, по их мнению, такой тип темперамента преобладает.
10. Темперамент и характер это одно и то же?
Не следует путать темперамент с характером. Слайд 13.
Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость - все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни.
Определение в тетрадь.
Характер-система взаимоотношений личности с действительностью, проявляющаяся в её поведении и деятельности. ( можно составить схему в тетради)
Ученые выделяют 4 группы черт характера: Слайд 14.
1.отношение к деятельности, труду(трудолюбие, инициативность, работоспособность, бездеятельность, лень…)
2.отношение к другим людям(вежливость, грубость, общительность, замкнутость, чуткость, бездушие..)
3.отношение к самому себе(скромность, чванство, тщеславие, самокритичность, гордость…)
4.отношение к вещам(аккуратность, щедрость, бережливость, скупость…..)
Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
Упражнение ладошка «мой идеальный характер».Ученики обводят в тетради свою ладошку и на каждом пальчике пишут черту характера, которую хотели бы выработать в себе.
Проводим анализ упражнения.
Закрепление
А теперь давайте вернёмся к эпиграфам нашего урока. Слайд 15.
Объясните, как вы понимаете высказывания И.П. Павлова и Ф. Ларошфуко?
Эпиграфы к уроку
«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая общая характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность данного индивида». И.П. Павлов
«О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется» Ф. Ларошфуко
Домашнее задание. Слайд16.
Рефлексия. Цветопись настроения(цветочки) Слайд 17.
А теперь обратите внимание на цветочки, лежащие на ваших столах. Возьмите цветной карандаш, соответствующий вашему внутреннему состоянию и раскрасьте ваш цветочек.
Обратите внимание на слайд:
Красный – Я доволен результатами урока, так как узнал много нового.
Синий – мне нравится, но я получил ответы не на все мои вопросы.
Желтый - я в печали – ни чего нового не узнал.
Отклейте, пожалуйста, с обратной стороны цветочка липкую ленту и приклейте свои цветочки на деревце на доске.
Оценки за урок. Слайд 18.
Спасибо! До новых встреч.
Литература:
И.В. Дубровина и др. Психология. М., Академия, 2004 г.
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Глав. Ред. В.А. Володин. - М. Аванта+, 2002. – 640 с.
Детская энциклопедия. Том 6. Человек. – М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 520 с.
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт. Сост.: Л.Н. Бобровская, Е.Н. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007. – 79 с.
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Глав. Ред. В.А. Володин. - М. Аванта+, 2002. – 640 с.
http://www.mettle.ru/
http://moikompas.ru/compas/temperament
http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=992
http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/20-tipologiya-i-teorii-emperamenta.html
http://pro-psixology.ru/glava1/21-kratkij-yekskurs-v-istoriyu-psixologii.html
http://psychotype.ru/article/a-15.html