«Осенний фестиваль знаний 2024»

Презентация по теме "Неуспевающие учащиеся начальных классов"

В презентации указаны причины неуспеваемости младших школьников и пути решения этой проблемы.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

«Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы»   Презентацию подготовила: Вяткина К. В., учитель начальных классов 2017г.

«Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы»

Презентацию подготовила:

Вяткина К. В., учитель начальных классов

2017г.

Важная задача: осуществлять работу по формированию мотивации учения у неуспевающих школьников

Важная задача:

осуществлять работу

по формированию мотивации учения

у неуспевающих школьников

Неуспеваемость определяется как суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения.

Неуспеваемость

определяется как суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения.

Причины неуспеваемости Изучением причин неуспеваемости занимались А.М.Гельмонт, Ю.К.Бабанский, П.П.Борисов.

Причины неуспеваемости

Изучением причин неуспеваемости занимались

А.М.Гельмонт,

Ю.К.Бабанский,

П.П.Борисов.

А.М.Гельмонт выделил причины трех категорий неуспеваемости:    I категория : низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные, обстоятельства разного рода (физические дефекты, плохие бытовые условия; отсутствие заботы родителей).   II категориЯ: недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету.    III категория: недостатки преподавания, неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

А.М.Гельмонт выделил причины трех категорий неуспеваемости: I категория : низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные, обстоятельства разного рода (физические дефекты, плохие бытовые условия; отсутствие заботы родителей). II категориЯ: недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету. III категория: недостатки преподавания, неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

П.П.Борисова рассматривает  три группы причин неуспеваемости:   I. Общепедагогические причины. II. Психофизиологические причины. III. Социально-экономические и социальные причины.

П.П.Борисова рассматривает три группы причин неуспеваемости:

I. Общепедагогические причины.

II. Психофизиологические причины.

III. Социально-экономические и социальные причины.

Ю.К.Бабанский.  правомерно разделил на причины внутреннего и внешнего плана :  - К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков.  - К причинам внешнего порядка отнесены, в первую очередь, педагогические: а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; б) организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база); в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

Ю.К.Бабанский.

правомерно разделил

на причины внутреннего и внешнего плана :

- К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков.

- К причинам внешнего порядка отнесены, в первую очередь, педагогические:

а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;

б) организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база);

в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

Обобщение подходов авторов: А.М.Гельмонта, Ю.К.Бабанского, П.П.Борисова, выделим возможные причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста: - низкий уровень предшествующей подготовки ученика; - неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, плохие бытовые условия, отсутствие заботы родителей); - недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету; - недостатки преподавания; - неаккуратное посещение уроков; - невнимательность на уроках; - нерегулярное выполнение домашних заданий; - недостатки учебно-воспитательной работы учителей; - нарушение нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей; - слабая материально- техническая база школы; - недостаточный объём знаний, умений и навыков; недостатки учебных планов, программ, методических пособий;  недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

Обобщение подходов авторов: А.М.Гельмонта, Ю.К.Бабанского, П.П.Борисова, выделим возможные причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста:

- низкий уровень предшествующей подготовки ученика;

- неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, плохие бытовые условия, отсутствие заботы родителей);

- недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету;

- недостатки преподавания;

- неаккуратное посещение уроков;

- невнимательность на уроках;

- нерегулярное выполнение домашних заданий;

- недостатки учебно-воспитательной работы учителей;

- нарушение нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей;

- слабая материально- техническая база школы;

- недостаточный объём знаний, умений и навыков;

  • недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
  • недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

Помощь детям со слабой успеваемостью.

1. Психолого-педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Боденко Б.Н. для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Психолого-педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Боденко Б.Н. предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем слабоуспевающих учеников.

3. Психолого-педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны часто и с плохим воспитанием, то со слабоуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Рекомендации для учителей по преодолению слабой успеваемости в классе:

1) учителю нужно изучать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования положительной мотивации учения у неуспевающих младших школьников;

2) важно своевременно обращать внимание на признаки отставания в учении, чтобы не допускать превращения их в устойчивые черты личности;

3) учителю желательно обучать школьников приемам самостоятельной работы, приемам преодоления возникающих трудностей;

4) на уроке для слабоуспевающих учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделять работе с временными группами (предлагается выделять 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается;

5) учащиеся должны осознавать теоретическую и практическую значимость каждого предмета, учебной деятельности;

6) на дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял;

7) задания, предлагаемые учащимся, должны быть интересными, творческими, разнообразными, приводящими к росту их любознательности, увеличению их умственной активности;

8) стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)

Спасибо за внимание!   Презентацию подготовила: Вяткина К.В., учитель начальных классов,

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила:

Вяткина К.В., учитель начальных классов,

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее