Игра по русскому языку и литературе для учащихся 8-х классов "Звездный час"
Цели:
Выявить уровень знаний по русскому языку и литературе;
Повысить интерес к урокам словесности;
Развивать читательский вкус;
Воспитывать терпимость, уважение к друг другу.
Оборудование:
Таблички с цифрами (синие для помощников, красные для игрока) от 1 до 6 ;
Таблицы с заданиями.
Кубики с буквами.
Компьютер.
Презентация.
Условие игры:
В игре принимают участие от 3-х до 6 групп. В каждой группе по 4 человека. Любой ученик из четвёрки на одном из этапов становится основным игроком , а остальные – помощниками. Основной игрок на вопрос отвечает самостоятельно ,помощники дают коллективный ответ. Если основной игрок отвечает правильно, то сумма баллов равна 5 . Сумма баллов увеличивается на 3 , если правильный ответ дал не только основной игрок, но и его помощники. Сумма баллов уменьшается на 3 ,если основной игрок дал неправильный ответ , а помощники – правильный.
Игра состоит из нескольких этапов: 4-х туров,“коробочки грамотеев” и “дуэли”. После каждого тура команда с наименьшим количеством баллов выбывает из игры.
У игрока и помощников имеются таблички с цифрами . Прослушав задание, и игроки, и помощники одновременно, по команде, поднимают цифру , под которой размещён правильный ответ . После каждого тура основной игрок становится помощником, а один из помощников – основным игроком. В “дуэли” и “коробочке грамотея”участие принимает вся команда: основной игрок и помощники .
I тур
“Все науки хороши…”
1) Перед вами науки о языке.
Фонетика;
Морфология;
Пунктуация;
Лексика;
Синтаксис.
- Какая из них изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения?
2) Перед вами пять слов.
Идёшь;
Дом;
Горяч;
Твой;
Быстро.
- Укажите слово, в котором нет и не может быть окончания?
3) Перед вами пять слов.
Идёшь;
Дом;
Горяч;
Твой;
Быстро.
- Укажите слово, которое имеет следующие морфологические признаки: краткое,единственного числа, мужского рода?
4) Перед вами сочетания слов.
Идёт снег;
Пушистый снег;
Пушистый и белый;
Тихо идёт;
Укрыл дома.
Назовите те, которые не являются словосочетаниями?
5) Перд вами сочетания слов.
Идёт снег;
Пушистый снег;
Пушистый и белый;
Тихо идёт;
Укрыл дома.
- Укажите словосочетание со связью примыкания?
Подводим итоги. Команда, набравшая наименьшее количество баллов, выбывает. Должна написать заметку с урока. Игроки меняются.
II тур
“ОХ, уж это предложение”
1) Перед вами сочетания слов.
Идёт снег;
Пушистый снег;
Пушистый и белый;
Тихо идёт;
Укрыл дома.
Назовите то, которое является предложением.
2) Перед вами предложения.
Иду на грозу.
Вечер.
Смеркается.
Снег идёт.
Играют очень хорошо.
По какому признаку сгруппированы предложения?Найдите лишнее.
3) Перед вами предложения.
Иду на грозу.
Вечер.
Смеркается.
Снег идёт.
Играют очень хорошо.
Найдите односоставное, безличное предложение.
Меняем тему. “Типы сказуемого”
4) Перед вами 6 слов.
Глагольное;
Составное;
Именное;
Простое;
Осложнённое;
Распространённое.
Какое из данных слов не имеет отношение к сказуемому?
5) Перед вами части речи.
Существительное;
Прилагательное;
Глагол;
Причастие;
Слова категории состояния.
Какой частью речи не может быть выражена именная часть сказуемого?
Подводим итоги. Команда, набравшая наименьшее количество баллов, выбывает. Однако это будет чуть позже, а сейчас игроки объединяются.Командная игра “Коробочка грамотеев” . Но на этом этапе играют и выбывшие команды.
“Коробочка грамотейка”.
В телепередаче “Звёздный час” этот конкурс назывался “Труба грамотейка” . У нас коробочка .В ней 12 кубиков , на них буквы . Сейчас я их высыпаю. Из них составить слова , каждая буква используется один раз . А слово должно быть только именем существительным в именительным падеже. Итак, начинаем.
Выигрывает тот , кто составил самое длинное слово.
А теперь 15 секунд.
Проверяем.
Продолжаем игру . Игроки занимают свои места
III тур
Литература
1) Перед вами 5 портретов писателей.
Пушкин;
Лермонтов;
Гоголь;
Толстой;
Тургенев.
- Назовите писателя , который создал такие произведения: “Боярин Орша”, “Ашик – Кериб”,“Песня про купца Калашникова”?
2) Перед вами 5 портретов писателей.
Пушкин;
Лермонтов;
Гоголь;
Толстой;
Тургенев.
Назовите писателя , который отдал два своих сюжета другому писателю.
3) Перед вами 5 портретов писателей.
Пушкин;
Лермонтов;
Гоголь;
Толстой;
Тургенев.
- Назовите писателя, который взял эпиграфом к своему произведению слова: “Нече на зеркало пенять , коли рожа крива”?
4) Перед вами 5 портретов писателей.
Пушкин;
Лермонтов;
Гоголь;
Толстой;
Тургенев.
-Укажите писателя, который главным героем своего произведения сделал смех?
5) Перед вами литературные жанры.
Повесть;
Рассказ;
Комедия;
Роман;
Поэма.
К какому жанру относится это произведение?
Я ждал . И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон,
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок
6) Перед вами литературные жанры
Повесть;
Рассказ;
Комедия;
Роман;
Поэма.
- Определите жанр произведения, эпиграфом к которому были взяты слова: “Береги честь с молоду”.
Подводим итоги. Подводим итоги. Команда,набравшая наименьшее количество баллов,выбывает.
IV тур
Литературные герои
1) Перед вами имена.
Антон;
Александр;
Артемий;
Иван;
Пётр.
Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
- Назовите имя героя комедии Н,В,Гоголя“Ревизор”, которому принадлежат слова: “Смотри,не по чину берёшь”?
2) Перед вами имена.
Антон;
Александр;
Артемий;
Иван;
Пётр.
- Повесть “Капитанская дочка” А.С.Пушкина.Назовите имя героя по его описанию: “Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Я догадался, что это был офицер, выписанный из гвардии за поединок….”?
Александр Иванович Швабрин.
3) Перед вами имена.
Антон;
Александр;
Артемий;
Иван;
Пётр.
- Комедия “Ревизор”. Назовите имя героя по его описанию: “Очень толстый, неповоротливый,неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.Очень услужлив и суетлив”?
Артемий Филиппович Земляника.
Меняем тему. “Города”.
4) Перед вами названия городов.
Симбирск;
Петербург;
Тифлис;
Москва.
- Назовите город , в котором состоялась первая постановка комедии Гоголя “Ревизор”?
5) Перед вами названия городов.
Симбирск;
Петербург;
Тифлис;
Москва.
- Назовите город, в котором Петруша Гринёв,герой повести “Капитанская дочка” проиграл капитану Зурину 100 рублей?
6) Перед вами названия городов
Симбирск;
Петербург;
Тифлис;
Москва.
- В какой город вёз генерал пленного мальчика .Поэма “Мцыри”.
Подводим итоги. Подводим итоги. Команда,набравшая наименьшее количество баллов,выбывает. Должна
Итак, у нас в игре осталось 2 команды . Они принимают участие в “дуэли”. Дано слово“гипербола” , за 20 секунд составить из букв как можно больше слов. Выбывшие из игры команды тоже составляют.
ГИПЕРБОЛА.
Гриб, ор, ар, гол, перо, репа, роба, бал, раб, бар,гроб.
Объявление победителей награждение. Их звёздный час. Слово победителям.
Выбывшие команды зачитывают свои заметки.
Задания для выбывших команд.
1. Исправьте тавтологическую ошибку ,допущенную в этом тексте , заменив двусоставные предложения односоставными неопределённо –личными.
Все работники дельфинария от него ждали чуда.Вокруг него все работники дельфинария ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Все работники дельфинария считали: по разуму человеку он уступает лишь самую малость. Все работники дельфинария полагали, что он пытается заговорить, и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, горы статей.
2. Переделайте, где это возможно, двусоставные предложения в односоставные. Какие типы односоставных предложений представлены в тексте?
Утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел.Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел , чтобы меня спросили по математике. Вчера я имел мало времени для занятий, но математику я люблю и знаю.
3. Домашнее задание.
Написать, репортаж, радиорепотаж, телерепортаж с урока.