![Формирование культурного пространства единого Российского государства](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_0.jpg)
Формирование культурного пространства единого Российского государства
![На территории Кремля находится старейшее из сохранившихся зданий Москвы – Успенский собор . А до конца XV века никакой площади возле Кремля не было. К нему вплотную примыкал посад. После пожара, уничтожившего посад, было принято решение не застраивать эту территорию. Так появилась Красная площадь.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_1.jpg)
На территории Кремля находится старейшее из сохранившихся зданий Москвы – Успенский собор . А до конца XV века никакой площади возле Кремля не было. К нему вплотную примыкал посад. После пожара, уничтожившего посад, было принято решение не застраивать эту территорию. Так появилась Красная площадь.
![В XV веке изменилось мироощущение русских людей . Всё чаще жители Российского государства общались с иностранцами, знакомились с их культурой. Люди получили возможность сравнивать свой уклад жизни с другими. После превращения Москвы в политический центр изменился образ князей. Они стали настоящими лидерами государства, которые боролись с Ордой. Иван III (1462-1505)](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_2.jpg)
В XV веке изменилось мироощущение русских людей . Всё чаще жители Российского государства общались с иностранцами, знакомились с их культурой. Люди получили возможность сравнивать свой уклад жизни с другими.
После превращения Москвы в политический центр изменился образ князей. Они стали настоящими лидерами государства, которые боролись с Ордой.
Иван III (1462-1505)
![В связи с падением Византийской империи и попытками проникновения католицизма в русские земли началось укрепление православной веры. Многие государственные деятели видели Русь последним оплотом православия .](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_3.jpg)
В связи с падением Византийской империи и попытками проникновения католицизма в русские земли началось укрепление православной веры. Многие государственные деятели видели Русь последним оплотом православия .
![В процессе формирования единого государства сгладились различия в культуре отдельных земель . Будущая единая русская культура впитала все лучшие достижения как народов России , так и соседних стран. Основной темой произведений стало укрепление мощи Русского государства . Большой интерес деятели культуры проявляли к человеку и его внутреннему миру.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_4.jpg)
В процессе формирования единого государства сгладились различия в культуре отдельных земель . Будущая единая русская культура впитала все лучшие достижения как народов России , так и соседних стран.
Основной темой произведений стало укрепление мощи Русского государства . Большой интерес деятели культуры проявляли к человеку и его внутреннему миру.
![Укрепление великокняжеской власти нашло своё обоснование в «Сказании о князьях Владимирских». В его основу легли две легенды . Согласно одной, московские государи происходят от римского императора Августа. По другой легенде император Византии Константин Мономах передал Владимиру Всеволодовичу царские регалии – предметы, которые символизируют монархическую власть. Из этого следовало, что Владимир Мономах и его преемники имели полное право на царский титул. Этим была обоснована самодержавная власть.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_5.jpg)
Укрепление великокняжеской власти нашло своё обоснование в «Сказании о князьях Владимирских». В его основу легли две легенды . Согласно одной, московские государи происходят от римского императора Августа. По другой легенде император Византии Константин Мономах передал Владимиру Всеволодовичу царские регалии – предметы, которые символизируют монархическую власть. Из этого следовало, что Владимир Мономах и его преемники имели полное право на царский титул. Этим была обоснована самодержавная власть.
![Была разработана теория «Москва – Третий Рим» . Её автором стал псковский монах Филофей . Он доказывал, что после падения первого Рима, затем второго, которым был Константинополь, Москве суждено стать новой столицей мира, центром истинного христианства. В этой теории высказывалось враждебное отношение к иностранному влиянию и проповедовалась национальная исключительность русских людей.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_6.jpg)
Была разработана теория «Москва – Третий Рим» . Её автором стал псковский монах Филофей . Он доказывал, что после падения первого Рима, затем второго, которым был Константинополь, Москве суждено стать новой столицей мира, центром истинного христианства. В этой теории высказывалось враждебное отношение к иностранному влиянию и проповедовалась национальная исключительность русских людей.
![В 15 веке возрождалось летописание . В Москве была составлена Троицкая летопись, которая подчёркивала идею единства Руси. Московские летописцы обрабатывали материалы всех местных летописей. В 1418 году они начали составлять летопись, которая должна была обосновать необходимость союза князей и городского населения. Все московские летописи начинались с «Повести временных лет». Этим демонстрировалось, что Москва – преемница Киева и Владимира.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_7.jpg)
В 15 веке возрождалось летописание . В Москве была составлена Троицкая летопись, которая подчёркивала идею единства Руси.
Московские летописцы обрабатывали материалы всех местных летописей. В 1418 году они начали составлять летопись, которая должна была обосновать необходимость союза князей и городского населения.
Все московские летописи начинались с «Повести временных лет». Этим демонстрировалось, что Москва – преемница Киева и Владимира.
![Широкий отклик среди культурных деятелей нашла Куликовская битва. В литературе сложился Куликовский цикл , который описывал примеры мужества, верности православной вере и служения Отечеству.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_8.jpg)
Широкий отклик среди культурных деятелей нашла Куликовская битва. В литературе сложился Куликовский цикл , который описывал примеры мужества, верности православной вере и служения Отечеству.
![Известна поэма «Задонщина», автором которой считается Софоний . Главные герои «Задонщины» – Дмитрий Донской и его брат Владимир Храбрый. В поэме подчёркивается особая роль Москвы в Куликовской победе. А князь Дмитрий Донской предстаёт настоящим русским героем. Владимир Храбрый Дмитрий Донской](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_9.jpg)
Известна поэма «Задонщина», автором которой считается Софоний . Главные герои «Задонщины» – Дмитрий Донской и его брат Владимир Храбрый. В поэме подчёркивается особая роль Москвы в Куликовской победе. А князь Дмитрий Донской предстаёт настоящим русским героем.
Владимир Храбрый
Дмитрий Донской
![Ещё одно произведение из Куликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище». Неизвестный автор восхваляет князя Дмитрия Донского, восхищается мужеством русских воинов. «Сказание о Мамаевом побоище» содержит фольклорные мотивы и подробности произошедшего события.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_10.jpg)
Ещё одно произведение из Куликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище». Неизвестный автор восхваляет князя Дмитрия Донского, восхищается мужеством русских воинов. «Сказание о Мамаевом побоище» содержит фольклорные мотивы и подробности произошедшего события.
![Особым литературным жанром стало похвальное слово князю. В нем, как правило, перечислялись заслуги правителя. Неизвестный автор вскоре после смерти Дмитрия Донского написал «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича».](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_11.jpg)
Особым литературным жанром стало похвальное слово князю. В нем, как правило, перечислялись заслуги правителя. Неизвестный автор вскоре после смерти Дмитрия Донского написал «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича».
![В XIV-XV веках появились рассказы о путешествиях. Они получили название «хождения». Составляли их паломники или те, кто выполнял политические поручения, отправляясь в далёкие страны. Наиболее знаменитым стало «Хождение за три моря», написанное купцом Афанасием Никитиным, совершившим путешествие в Индию. Это было первое русское произведение, описывающее нерелигиозное путешествие.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_12.jpg)
В XIV-XV веках появились рассказы о путешествиях. Они получили название «хождения». Составляли их паломники или те, кто выполнял политические поручения, отправляясь в далёкие страны. Наиболее знаменитым стало «Хождение за три моря», написанное купцом Афанасием Никитиным, совершившим путешествие в Индию. Это было первое русское произведение, описывающее нерелигиозное путешествие.
![Москва была столицей Российского государства, поэтому ей было необходимо придать соответствующий облик. Для этого Иван III приглашал лучших итальянских архитекторов. Аристотель Фиораванти возродил на Руси кирпичное строительство . Из этого материала были сложены башни и стены Московского кремля, построены Архангельский и Успенский соборы. Архангельский собор Московского Кремля](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_13.jpg)
Москва была столицей Российского государства, поэтому ей было необходимо придать соответствующий облик. Для этого Иван III приглашал лучших итальянских архитекторов.
Аристотель Фиораванти возродил на Руси кирпичное строительство . Из этого материала были сложены башни и стены Московского кремля, построены Архангельский и Успенский соборы.
Архангельский собор Московского Кремля
![Успенский собор был самой величественной постройкой Кремля . Образцом для него послужил Владимирский Успенский собор. В 1479 году Фиорованти закончил работу над храмом . Его отличительной особенностью стали круглые колонны, вместо привычных на Руси массивных квадратных столбов.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_14.jpg)
Успенский собор был самой величественной постройкой Кремля . Образцом для него послужил Владимирский Успенский собор. В 1479 году Фиорованти закончил работу над храмом . Его отличительной особенностью стали круглые колонны, вместо привычных на Руси массивных квадратных столбов.
![В 1508 году был освящён Архангельский собор в Кремле , построенный под руководством итальянца Алевиза Нового . При обработке стен использовались мотивы архитектуры Возрождения – пилястры, раковины и карнизы.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_15.jpg)
В 1508 году был освящён Архангельский собор в Кремле , построенный под руководством итальянца Алевиза Нового . При обработке стен использовались мотивы архитектуры Возрождения – пилястры, раковины и карнизы.
![Велось и каменное строительство. Архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена Грановитая палата Кремля . Название ей дали гранёные белые камни, которыми палата была выложена снаружи.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_16.jpg)
Велось и каменное строительство. Архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена Грановитая палата Кремля . Название ей дали гранёные белые камни, которыми палата была выложена снаружи.
![В Новгороде также велось крупное строительство. Характерной особенностью местных храмов стала их наружная отделка. Стены делились на три части, которые назывались «прясла». Из кирпича выкладывались фигурные орнаменты – кресты, круги или треугольники. Над окнами делались полукруглые арки. Наиболее известные храмы этого периода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице и церковь Петра и Павла в Кожевниках.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_17.jpg)
В Новгороде также велось крупное строительство. Характерной особенностью местных храмов стала их наружная отделка. Стены делились на три части, которые назывались «прясла». Из кирпича выкладывались фигурные орнаменты – кресты, круги или треугольники. Над окнами делались полукруглые арки.
Наиболее известные храмы этого периода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице и церковь Петра и Павла в Кожевниках.
![Церковь Петра и Павла в Кожевниках](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_18.jpg)
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
![В начале XV века в Москве сложилась собственная школа живописи. Наиболее выдающимся её представителем был Андрей Рублёв . Наиболее известным произведением Рублёва стала икона «Троица», написанная в память о Сергии Радонежском. Она даже была размещена возле могилы старца в Троицком соборе. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом. Фигуры образуют замкнутый круг, который отражает представление о единстве трёх ипостасей Святой Троицы. «Троица» А. Рублева](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_19.jpg)
В начале XV века в Москве сложилась собственная школа живописи. Наиболее выдающимся её представителем был Андрей Рублёв .
Наиболее известным произведением Рублёва стала икона «Троица», написанная в память о Сергии Радонежском. Она даже была размещена возле могилы старца в Троицком соборе. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом. Фигуры образуют замкнутый круг, который отражает представление о единстве трёх ипостасей Святой Троицы.
«Троица» А. Рублева
![Андрей Рублёв автор «Звенигородского чина», трёх икон, изображающих Иисуса Христа, архангела Михаила и апостола Павла.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_20.jpg)
Андрей Рублёв автор «Звенигородского чина», трёх икон, изображающих Иисуса Христа, архангела Михаила и апостола Павла.
![Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным и другими мастерами занимался росписью Успенского собора во Владимире . Сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» - «Шествие праведных в рай» и «Лоно Авраамово» Фреска «Страшный суд» Успенского собора во Владимире](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_21.jpg)
Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным и другими мастерами занимался росписью Успенского собора во Владимире . Сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» - «Шествие праведных в рай» и «Лоно Авраамово»
Фреска «Страшный суд» Успенского собора во Владимире
![Ещё одним крупным представителем московской живописи был Дионисий . Самая ранняя из его работ – роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Вскоре после её завершения Дионисий был приглашён Иваном Третьим в Москву для написания икон Успенского собора в Кремле . К сожалению не все работы мастера сохранились до наших дней. В Третьяковской галерее находится икона «Одигитрия Смоленская». В Русском музее – «Сошествие в ад».](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_22.jpg)
Ещё одним крупным представителем московской живописи был Дионисий . Самая ранняя из его работ – роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Вскоре после её завершения Дионисий был приглашён Иваном Третьим в Москву для написания икон Успенского собора в Кремле .
К сожалению не все работы мастера сохранились до наших дней. В Третьяковской галерее находится икона «Одигитрия Смоленская». В Русском музее – «Сошествие в ад».
![!!!! Давайте подведём итоги !!!!](http://fsd.compedu.ru/html/2019/01/31/i_5c53289cd24b6/img_phpkwyHfr_Formirovanie-kulturnogo-prostranstva-edinogo-Rossijskogo-gosudarstva_23.jpg)
!!!! Давайте подведём итоги !!!!
- Основной темой произведений начала XV века стало укрепление мощи Русского государства
- Задачей московских летописцев было обоснование того, что Москва преемница Киева и Владимира
- В литературе был создан цикл работ, посвящённых Куликовской битве
- Архитектура Москвы должна была отражать величие столицы Российского государства
- Крупнейшими живописцами XV века были Андрей Рублёв и Дионисий