«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация "Обучение средствами ЛОО как один из путей активизации познавательной деятельности младших школьников" (из опыта работы)

Опыт работы учителя начальных классов по теме "Обучение средствами ЛОО как один из путей активизации познавательной деятельности младших школьников". Презентация содержит диаграммы, приёмы создания проблемной ситуации и рефлексии.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Обучение средствами ЛОО как один из путей активизации познавательной деятельности младших школьников   Выполнила Кудина Вера Александровна учитель начальных классов МБОУ «Сычёвская СОШ им. К. Ф. Лебединской»

Обучение средствами ЛОО как один из путей активизации познавательной деятельности младших школьников

Выполнила

Кудина Вера Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Сычёвская СОШ

им. К. Ф. Лебединской»

«Я услышал и забыл,  Я увидел и запомнил,  Я сделал и понял.»    Чарльз Беббидж

«Я услышал и забыл, Я увидел и запомнил, Я сделал и понял.»

Чарльз Беббидж

Личностно ориентированное обучение (ЛОО)- это такое обучение, которое во главу угла ставит:

Личностно ориентированное обучение (ЛОО)- это такое обучение, которое во главу угла ставит:

  • самобытность ребёнка
  • самоценность ребёнка
  • субъективность процесса учения
Цель: формирование функционально  грамотной личности, способной к:

Цель: формирование функционально грамотной личности, способной к:

  • самореализации
  • саморазвитию
  • адаптации
  • саморегуляции
  • самозащите
  • самовоспитанию
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

"Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь" Ш.А. Амонашвили

Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех, а сам Успех – это то, что способны организовать мы – учителя.

Ситуация – это ряд условий, который

обеспечивает успех, а сам Успех – это то, что

способны организовать мы – учителя.

Создание ситуации успеха, через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания: «Угадай рассказ» (или сказку)
  • Создание ситуации успеха, через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания:
  • «Угадай рассказ» (или сказку)
положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя: Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
  • положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя:
  • Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки:   С Добрым утром! Начат день, Первым делом гонит лень. На уроке не молчать Всем работать, отвечать!  В мире много интересного,  Нам порою неизвестного.  Миру знаний нет предела.  Так скорей, друзья, за дело!

Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки:

С Добрым утром! Начат день,

Первым делом гонит лень.

На уроке не молчать

Всем работать, отвечать!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Диаграмма изменения уровня мотивации на конец года

Диаграмма изменения уровня мотивации на конец года

Условия для эффективной организации целеполагания:

Условия для эффективной организации целеполагания:

  • Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  • Использование учителем многообразных приёмов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  • Осознание школьниками того, что без чётко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой- либо деятельности.
  • Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  • Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  • Осуществление учащимися контроля своих достижений.
Приёмы создания проблемной ситуации   «Классические» «Сокращённые» Проблемная ситуация с удивлением «Мотивирующие» Побуждающий диалог от проблемной ситуации Проблемная ситуация с затруднением Подводящий к проблеме диалог Приём «Яркое пятно» Демонстрация непонятных явлений Подводящий от проблемы диалог Приём «Актуализация»

Приёмы создания проблемной ситуации

«Классические»

«Сокращённые»

Проблемная ситуация с удивлением

«Мотивирующие»

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Проблемная ситуация с затруднением

Подводящий к проблеме диалог

Приём «Яркое пятно»

Демонстрация непонятных явлений

Подводящий от проблемы диалог

Приём «Актуализация»

Проблемная ситуация с удивлением

Проблемная ситуация с удивлением

  • одновременное предъявление двух противоречивых фактов
  • столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
  • обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»)
Проблемная ситуация с затруднением

Проблемная ситуация с затруднением

  • противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя
Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

  • Раздели на группы слова
Рефлексия- залог развития!   Цель рефлексии для ученика

Рефлексия- залог развития!

Цель рефлексии для ученика

  • не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими
Классификация рефлексии /исходя из функций/

Классификация рефлексии /исходя из функций/

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ   Карточки с изображением лиц

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Карточки с изображением лиц

Ц в е т о в о е  и з о б р а ж е н и е н а с т р о е н и я у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;  прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ; прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.  Настроение - цвет:

Ц в е т о в о е и з о б р а ж е н и е н а с т р о е н и я

  • у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
  • прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;
  • прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Настроение - цвет:

  • красный – восторженное;
  • оранжевый – радостное, теплое;
  • желтый – светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий – неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый – тревожное, напряженное;
  • черный – упадок, уныние.
Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока) картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым); - эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)

Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)

картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым);

- эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)

Рефлексия настроения + эмоционального состояния Вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»  ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Какие эмоции вы испытываете? Положительные / Отрицательные Удовлетворение /Неудовлетворение  счастье / скуку  радость / печаль  успех / колебания  спокойствие / страх  Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно)  был активным, эмоциональным  полностью выполнил задание  получил хорошую отметку

Рефлексия настроения + эмоционального состояния

Вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Какие эмоции вы испытываете?

  • Положительные / Отрицательные
  • Удовлетворение /Неудовлетворение
  • счастье / скуку
  • радость / печаль
  • успех / колебания
  • спокойствие / страх

Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно)

был активным, эмоциональным

полностью выполнил задание

получил хорошую отметку

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного МЕТОДЫ -прием незаконченного предложения; - прием «Выбора пословицы»; - оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); - прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления; - рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения); - рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного

МЕТОДЫ

-прием незаконченного предложения;

- прием «Выбора пословицы»;

- оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);

- прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;

- рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);

- рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лестница успеха»  ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:  Что я делал?  С какой целью?  Почему я это делаю так?  Какой результат я получил?  Какой вариант лучше?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • «Лестница успеха»
  • ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:

Что я делал?

С какой целью?

Почему я это делаю так?

Какой результат я получил?

Какой вариант лучше?

Меняется личность учителя    Он должен обладать рядом умений:

Меняется личность учителя

Он должен обладать рядом умений:

  • Умение выдержать паузу после формулирования вопроса- не мешать детям думать.
  • Не вести ребёнка за руку в решении проблемы- дать поле свободы («Что вы думаете?» «Что скажете?» «О чём молчите?»)
  • Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
  • Умение считаться с желанием детей продолжить тот или иной нравящийся им вид работы, даже если это не предусмотрено планом урока.
  • . Умение творчески использовать ошибки детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
Меняется личность учителя

Меняется личность учителя

  • Умение снять напряжение, раздражительность, сосредоточить внимание ,увлечь работой.
  • Умение видеть сильные стороны каждого ученика независимо от учебных успехов.
  • Умение быть равноправным партнёром, избегая роли лектора
  • Учить детей анализировать поведение ,логику поступков не только литературных героев , но и своих товарищей.
  • Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.
  • Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умения видеть и ценить индивидуальность друг друга.
« Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встреч со своим учителем»  М.Пришвин

« Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встреч со своим учителем»

М.Пришвин

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов

Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов

Список литературы

Список литературы

  • Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва.: 1996.
  • Автайкина,Т.О. Контроль и оценивание в условиях личностно-ориентированного обучения. [Текст] // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. - № 8. – с.79;
  • Алецкая, И.С. Личностно-ориентированный образовательный процесс. Опыт педагогического коллектива школы № 55 г.Калининграда.[Текст]// Начальная школа: плюс до и после. – 2006. - № 12. – с.10;
  • Аргунова, М. Личностно-ориентированные подходы на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». [Текст] // География в школе. – 2009. - № 5. – с.42;
  • Барамзина, С.А. Учебная деятельности школьников в контексте личностно-ориентированного обучения. [Текст] // Педагогика. – 2006. - № 8. – с. 41;
  • Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. [Текст] // Педагогика. – 2007. - № 8. – с.44;
  • Хуторской,А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]:пособ. для учителя. -М.: Владос, 2005.-383с;
  • Хуторской, А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация. [Текст] // Школьные технологии. – 2006.- № 1. – с.3;
Источники

Источники

  • http://mmcmousoh1.ucoz.ru/index/bank_situacij_uspekha
  • http://www.zavuch.info/component/mtree/osoboe/specschool/tipi-metodi-priemi-uroki-chroli8vida.html
  • http://www.uchportal.ru/_ld/18/1801_93x.rar
  • http://yaiva33.narod.ru/DswMedia/pedsovetsozdaniesituaciiuspexanauroke.doc
  • http://alekseewa.21308s22.edusite.ru/DswMedia/sozdaniesituaciiiuspexanaurok1.doc
  • http://www.irinam.com/

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее