Обучение средствами ЛОО как один из путей активизации познавательной деятельности младших школьников
Выполнила
Кудина Вера Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Сычёвская СОШ
им. К. Ф. Лебединской»
«Я услышал и забыл, Я увидел и запомнил, Я сделал и понял.»
Чарльз Беббидж
Личностно ориентированное обучение (ЛОО)- это такое обучение, которое во главу угла ставит:
- самобытность ребёнка
- самоценность ребёнка
- субъективность процесса учения
Цель: формирование функционально грамотной личности, способной к:
- самореализации
- саморазвитию
- адаптации
- саморегуляции
- самозащите
- самовоспитанию
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
"Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь" Ш.А. Амонашвили
Ситуация – это ряд условий, который
обеспечивает успех, а сам Успех – это то, что
способны организовать мы – учителя.
- Создание ситуации успеха, через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания:
- «Угадай рассказ» (или сказку)
- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя:
- Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки:
С Добрым утром! Начат день,
Первым делом гонит лень.
На уроке не молчать
Всем работать, отвечать!
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Диаграмма изменения уровня мотивации на конец года
Условия для эффективной организации целеполагания:
- Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
- Использование учителем многообразных приёмов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
- Осознание школьниками того, что без чётко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой- либо деятельности.
- Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
- Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
- Осуществление учащимися контроля своих достижений.
Приёмы создания проблемной ситуации
«Классические»
«Сокращённые»
Проблемная ситуация с удивлением
«Мотивирующие»
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Проблемная ситуация с затруднением
Подводящий к проблеме диалог
Приём «Яркое пятно»
Демонстрация непонятных явлений
Подводящий от проблемы диалог
Приём «Актуализация»
Проблемная ситуация с удивлением
- одновременное предъявление двух противоречивых фактов
- столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
- обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой» («на ошибку»)
Проблемная ситуация с затруднением
- противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
- Раздели на группы слова
Рефлексия- залог развития!
Цель рефлексии для ученика
- не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими
Классификация рефлексии /исходя из функций/
- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Карточки с изображением лиц
Ц в е т о в о е и з о б р а ж е н и е н а с т р о е н и я
- у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
- прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ;
- прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение - цвет:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное, теплое;
- желтый – светлое, приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – неудовлетворенное, грустное;
- фиолетовый – тревожное, напряженное;
- черный – упадок, уныние.
Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока)
картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым);
- эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
Рефлексия настроения + эмоционального состояния
Вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Какие эмоции вы испытываете?
- Положительные / Отрицательные
- Удовлетворение /Неудовлетворение
- счастье / скуку
- радость / печаль
- успех / колебания
- спокойствие / страх
Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно)
был активным, эмоциональным
полностью выполнил задание
получил хорошую отметку
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
МЕТОДЫ
-прием незаконченного предложения;
- прием «Выбора пословицы»;
- оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
- прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;
- рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения);
- рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы)
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- «Лестница успеха»
- ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Меняется личность учителя
Он должен обладать рядом умений:
- Умение выдержать паузу после формулирования вопроса- не мешать детям думать.
- Не вести ребёнка за руку в решении проблемы- дать поле свободы («Что вы думаете?» «Что скажете?» «О чём молчите?»)
- Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
- Умение считаться с желанием детей продолжить тот или иной нравящийся им вид работы, даже если это не предусмотрено планом урока.
- . Умение творчески использовать ошибки детей, так как эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
Меняется личность учителя
- Умение снять напряжение, раздражительность, сосредоточить внимание ,увлечь работой.
- Умение видеть сильные стороны каждого ученика независимо от учебных успехов.
- Умение быть равноправным партнёром, избегая роли лектора
- Учить детей анализировать поведение ,логику поступков не только литературных героев , но и своих товарищей.
- Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.
- Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умения видеть и ценить индивидуальность друг друга.
« Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встреч со своим учителем»
М.Пришвин
Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов
Список литературы
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва.: 1996.
- Автайкина,Т.О. Контроль и оценивание в условиях личностно-ориентированного обучения. [Текст] // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. - № 8. – с.79;
- Алецкая, И.С. Личностно-ориентированный образовательный процесс. Опыт педагогического коллектива школы № 55 г.Калининграда.[Текст]// Начальная школа: плюс до и после. – 2006. - № 12. – с.10;
- Аргунова, М. Личностно-ориентированные подходы на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». [Текст] // География в школе. – 2009. - № 5. – с.42;
- Барамзина, С.А. Учебная деятельности школьников в контексте личностно-ориентированного обучения. [Текст] // Педагогика. – 2006. - № 8. – с. 41;
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. [Текст] // Педагогика. – 2007. - № 8. – с.44;
- Хуторской,А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]:пособ. для учителя. -М.: Владос, 2005.-383с;
- Хуторской, А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация. [Текст] // Школьные технологии. – 2006.- № 1. – с.3;
Источники
- http://mmcmousoh1.ucoz.ru/index/bank_situacij_uspekha
- http://www.zavuch.info/component/mtree/osoboe/specschool/tipi-metodi-priemi-uroki-chroli8vida.html
- http://www.uchportal.ru/_ld/18/1801_93x.rar
- http://yaiva33.narod.ru/DswMedia/pedsovetsozdaniesituaciiuspexanauroke.doc
- http://alekseewa.21308s22.edusite.ru/DswMedia/sozdaniesituaciiiuspexanaurok1.doc
- http://www.irinam.com/