Как формировать УУД на уроке
Оценка личностных результатов
Универсальные учебные действия (УУД)
УУД –
совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса.
Основные виды УУД
1) личностные
2) регулятивные ( включая действия саморегуляции ) ;
3) познавательные ;
4) коммуникативны е
- - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- - действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- - действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
- - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- - п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
- Общеучебные универсальные действия:
- - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- - умение структурировать знания;
- - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные Логические УУД
- - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- - подведение под понятия, выведение следствий;
- - установление причинно-следственных связей,
- - построение логической цепи рассуждений,
- - доказательство;
- - выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД Постановка и решение проблем
- - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции
- - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Физическая культура
Личностные универсальные действия
- -формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
- - освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- - развитию мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- - освоению правил здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.;
- Регулятивные универсальные учебные действия развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.;
Коммуникативные действия
- развитие взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничества и кооперации (в командных видах спорта -
- формирование умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- конструктивно разрешать конфликты;
- осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Литературное чтение: УУД
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Технология
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие планирующей и регулирующей функции речи;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
- ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
Окружающий мир
Личностные УУД
- умения различать государственную символику Российской Федерации, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; знакомятся с особенностями некоторых зарубежных стран;
- - формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентацию в основных исторических событиях России и испытывать чувство гордости за славу и достижения России;
- - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- - развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
- принятие учащимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Личностные универсальные учебные действия У выпускника начальной школы д.б. сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбереающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.