Кто «Я» ?
Руководитель
Аналитик
Организатор
Консультант
Эксперт
Генератор идей
Посредник между учеником и социально-культурным опытом
Рассказчик
Ведущий
Я активный или пассивный учитель?
Активный учитель
Пассивный учитель
Концентрация на:
Девиз:
процессе: « Что нужно сделать дальше?»
«Это не моя вина»
улучшении: «Как можно было бы сделать это лучше?»
« Я ничего не могу сделать с этим»
позитиве: « По крайней мере у меня получилось..»
опыте: « Какие уроки я могу извлечь из этого?»
«Это никогда не получится у меня»
Проблемы зависят вне моего контроля
Обвинение других: учеников, родителей, руководителей и т.д.
Концентрация на отрицательных моментах
Запрос: «Дайте! Покажите!»
Цинизм по отношению к организуемой деятельности
- Иметь активную позицию – это одно дело, но предъявлять к себе завышенные требования- совсем другое.
Не требуйте от себя больше, чем от других.
Всё , что от вас требуется сегодня – обеспечить инструменты реализации стандарта
- Изменить метод обучения (с объяснительного на деятельностный);
- Изменить позицию
- Изменить оценки результатов обучения (оценивать не только предметные ЗУН, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты);
- Изменить ведение диалога
- Изменить механизм и условия обучения
Какого ученика вы хотите иметь в результате обучения?
Активный учащийся
Пассивный учащийся
Учение –это моя работа, поэтому успех или неудача зависят от меня:
Учение – это то, что со мной делают профессионалы, поэтому мой успех или неудача зависят от :
Я должен найти подходящие средства
-Учителя
Я должен проверить, правильно ли я понимаю учебный материал
-Качества преподавания
Я должен понять, где у меня затруднения
-Моих способностей
Я должен справиться с этими затруднениями
-Моего интеллекта
Я несу ответственность за построение своего образа «Я»
Если у меня не получается:
Мне нужно больше стараться
Виноват учитель
Изменить стратегию учёбы
Виновато плохое качество преподавания
Использовать другие средства
Я просто глуп
Освежить мои знания
В любом случае,
если я возьму все под свою ответственность и контроль, у меня будет больше шансов достичь успеха
Единственное рациональное решение -бросить школу
-перейти в другую школу
-обратиться к другому педагогу за помощью
Установка
Я способен
Я не способен
В моих силах изменить все к лучшему
Это зависит не от меня
Надо мне стараться
Я не смогу, поэтому не буду выполнять дальнейшие действия
Фокусировка на
Процессе : « Что надо делать дальше, чтобы стать лучше?»
Отрицательных моментах. результатах
Прогрессе ( это важнее, чем достижение совершенства)
Невозможности добиться совершенства
Позитив
Любом негативе, связанном с организуемой деятельности
Результат
Активный , ответственный, верящий в себя
Фаталист с чувством безнадёжности, склонный к пораженчеству
Какими методами, приёмами при обучении руководствоваться?
Репродуктивный метод обучения
Продуктивные методы и приемы обучения
Удобный метод объяснить что –либо
Исследовательский метод
Можно адаптировать для уровня учащихся
Проектный метод
Воодушевить
Рефлексивный метод
Быстрый метод предоставления материала
Диалоговый метод
Недостатки:
Уровень запоминания очень низок
Практический метод
Опора на имеющиеся знания и опыт учащихся
Весь класс должен работать в одном и том же темпе, заданном учителем
Не предполагает активной вовлеченности учащихся
Предоставление выбора
Постановка вопросов самими учащимися
Требует послушных , тихих учеников
Учащимся не даётся возможности высказывать свои идеи
Демонстрация практических и мыслительных умений
Групповая (парная) работа
Самостоятельная работа
Взаимопроверка
Взаимообучение
Планирование действий
Построение гипотез
Что для меня важнее:
дать предметные знания или вооружить учащихся способами действий?
Учу ли «Я» учащихся организовывать свою деятельность?
- Определять цель и план действий
- Действовать по плану
- Оценивать результат своих действий
Учу ли «Я» учащихся работать с информацией?
- Находить необходимую информацию, отбирать то, что требуется
- Осмысливать информацию, выделять главное, группировать и т.д.
- Использовать информацию для ответа
Учу ли «Я» учащихся общаться с самим собой и с другим «Я»?
- Слушать и слышать другое «Я»
- Понимать других
- Сотрудничать с другими «Я»
Учу ли «Я» учащихся оценивать свои действия и других «Я» для стремления к лучшему «Я»?
- Устанавливать собственный уровень овладения учебного действия
- Объяснять свои действия к лучшему «Я»
Помните :
Развитие
– это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности,
– это не наличие знания, а умение его добывать,
– это не наличие знания, а умение определять свое незнание
Содержание обучения
- «Знания не ради знания, а знание ради развития»
- Знания –это средство развития «Я»
- Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет, вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!
Э.Парслоу
- « Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»
Александр Львович Менц
- Что лучше, накормить голодного рыбой или научить его ловить рыбу?
- Что лучше, дать ребенку знания или научить его способу получения знаний?
- Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег
- «Я слышу -я забываю, я вижу -я запоминаю, я делаю -я понимаю»
Китайская пословица
- Исследования немецких ученых показали, человек запоминает 10 % только того, что читает, 20% того, что слышит, 30 % того, что видит, 50-70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, 90 % усваивает учебный материал , когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием,- непрочно, неверно, ненадежно.
Януш Корчак
«Сегодня образование есть освоение разных деятельностей и вообще освоение деятельности как таковой»
Щедровицкий П.Г.
«Не любая активность человека может называться деятельностью, а только та, которая «связана с преобразованием действительности»
В.В. Давыдов
РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОПАСТЬ В СИТУАЦИЮ: не что делать, а как делать.
- Все воистину мудрые мысли были обдуманы уже тысячу раз, но чтобы они по-настоящему стали вашими, нужно честно обдумывать их еще и ещё, пока они не укоренятся в вашем мозгу
Гёте
Все сказано на свете:
Несказанного нет.
Но вечно людям светит
Несказанный свет.
Новелла Матвеева