«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика"

Данная презентация предназначена для обучающихся 5 класса.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Фонетика.

Фонетика.

Согласные звонкие и глухие.

Согласные звонкие и глухие.

  • Большинство звонких и глухих согласных образуют пары :
  • Б-п
  • В-ф
  • Г-к
  • Д-т
  • Ж-ш
  • З-с
  • Глухие без пары:
  • х, ц, ч, щ.
  • Звонкие :
  • й, л, р, м, н
  • - Ст ё пк а, х о ч е ш ь щ е ц ?
  • - Ф и.
Орфоэпия- нормы произношения.

Орфоэпия- нормы произношения.

  • Ан т енна
  • Ган т ели
  • Ш т епсель
  • ин т ервью
  • Т ермин
  • Т ема
  • Т екст
  • т енор
Типы орфограмм. буква Типы дефи с пробел

Типы орфограмм.

буква

Типы

дефи с

пробел

Безударная гласная в корне.

Безударная гласная в корне.

  • Вставьте пропущенные буквы :
  • К…р…ндаши в п…нале, д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м…лышей, уч…ник у д…ски, расп…сание уроков, сп…ртивный сн…ряд, р…бочая т…традь, т…варищ в к…мнате, оц…нить работу по мат…матике, отв…чать на п…терку.

  • Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в комнате, оценить работу по математике, отвечать на пятерку.
Проверь себя :

Проверь себя :

  • Картофельное пюре, встречаться в метро, кататься на трамвае, переходить улицу, затопить печурку, платить за билет, полежать на кровати, овсяное печенье, кормить лошадей, прочитать стихотворение, весенняя погода, песчаные холмы, копать лопатой, готовый завтрак, вытащить из воды, подвязать яблоню.
Гласные после шипящих.

Гласные после шипящих.

  • И, у, а :
  • Ч а щоба
  • Ч у десный
  • Верш и на
  • Щ у пальце.
  • Исключение : Ж ю ри
  • Брош ю ра
  • Параш ю т
Ё-О после шипящих в корне:

Ё-О после шипящих в корне:

  • 1. Слышу О , пишу Ё , проверяю путём перехода в Е :
  • Ш ё пот- ш е птать
  • Ч ё лка- ч е ло.
  • 2. Исключение о в на капюш о не, ш о рох в крыж о внике, у обж о ры изж о га, чащ о ба и трущ о ба
  • 3. Иноязычные слова : ш о фёр, ж о нглёр, ш о ссе, ж о кей, ш о колад
Вставьте пропущенные буквы.

Вставьте пропущенные буквы.

  • Щ…риться от солнца, зловещ…я ч….щ…ба, щ… из щ…веля, сш…ть юбку, ч…десный ш…повник, интересная брош…ра, ч…совой на посту, ш…пение змеи, ищ…т ш…шки, вкусный ч…й, крич…т ч…йки. случ…йная встреч….
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните слова-исключения.

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните слова-исключения.

  • Крыж…вник, обж…ра, ш…колад, ш…к, ч…рный, ж…лтый, ч…лка, пч…лка, ж…лудь, ш…фер, ш…ссе, ж…нглер, щ…лкать, ш…лковый, приш…л, ч…рточка, расч…ска, реш…тка, деш…вый, ш…в, ш…пот.
Третий лишний.

Третий лишний.

  • Ш…колад, обж…ра, пч…лы
  • Ч…рный, ж…лтый, ш…рох
  • Реш…тка, ш…пот, щ…тка
  • Ж…рнов, ж…нглёр, ж…кей
  • Расч…т, сч…т, расч…тливый
Третий лишний.

Третий лишний.

  • Ш…в, ш…рты, ш…ссе
  • Ч…щ…ба, ч…лн, ш…лк
  • Прич…ска, расч…ска, ч..лка
  • Крыж…вник, ж…лудь, ш…фер
  • Ч…рствый, поч…тный, ж…сткий
Ошибка, я тебя вижу!

Ошибка, я тебя вижу!

  • Расчёты были выполнены с ошибками. Молочный шоколад полезен детям. Жолтые одуванчики покрыли луг.
  • Под кустом раздался шорох. Парашют сшит из разноцветного шёлка. Друг не пришол на встречу.
  • Чюгунные решётки украшали ограду парка. Щетина у новой зубной щётки жесткая. Пчолы живут в ульях.
Ы - и  после Ц.

Ы - и после Ц.

  • И :
  • Ы:
  • 1.В окончаниях и суффиксах :
  • Птицы, сестрицын
  • 2.в словах-исключениях:
  • 1.В корне :
  • Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и сказал: «Цыц».
  • Цирк, цифра
  • 2.В словах на ЦИЯ :
  • Акация, милиция
Вставьте и или ы.

Вставьте и или ы.

  • 1.на ция : акц…я, лекц…я, демонстрац…я, нац…я, настурц…я, полиц…я.
  • 2.В корне: ц…ркач, ц…ркуль, нарц…ссы, медиц…на, ц…новка, ц…трусы.
  • 3.В суффиксе: синиц…н, куриц…н, девиц…н, цариц…н.
  • 4.В окончании: молодц…, круглолиц…й, отц…, умниц…, куц…й.
  • 5.В исключениях: ц…плёнок, ц…ганский, ц…кнуть, на ц…почках.
Учимся различать.

Учимся различать.

  • Безударная гласная, проверяемая ударением :
  • Буквы ы-и после ц :
  • Центровой- центр
  • Целевой- цель
  • Цеховой- цех
  • Цепляться- цепкий
  • Оценить- оценка
  • Ц и фра
  • Ц и рковой
  • Ц и клон
  • Ц и ркуль
  • медиц и на
Ошибка, я тебя вижу!

Ошибка, я тебя вижу!

  • Участники праздничной демонстрации вышли на улицы. Милицыонер включил рацыю. Цитрусовые растения любят тепло.
  • Открыта запись в спортивные секции. У зайчонка куций хвостик. Собаки потеряли путаный лисицын след.
  • Цитаты из стихотворения выписаны верно. На конференции был прочитан отчот о научной экспедицыи. Цыганские танци очень ярки и зажигательны.
Вставьте пропущенные буквы.

Вставьте пропущенные буквы.

  • Ни…кая бесе…ка,сла…кая яго…ка, пиро…ки с оре…ками,кни…ка про ко…ку и мы…ку, про золотую ры…ку, слепой кро…, площа…ка для заря…ки, морко…ь на гря…ке, сторо… в сторо…ке, шала… на л…сной опу…ке, лепить сне…ки,сколь…кий сне…, ко…ьба и моло…ьба, мя…кий хле….
Непроизносимые согласные.

Непроизносимые согласные.

  • Учимся различать :
  • Шефы ше ф ствуют, а демонстранты шествуют.
Распредели по группам:  есть непроизносимый, нет.

Распредели по группам: есть непроизносимый, нет.

  • Прекрас…ный, прелес…ный, грус…ный,вкус…ный, праз…ничный, чу…ство, пас…бище, здра…ствуй, со…нце, интерес…ный, уча….ствовать, счас…ливый, ус…ный, ужас…ный, ненас…ный, опас…ный, лес…ница.
Удвоенные согласные.

Удвоенные согласные.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. На конце: огонь . В середине слов после Л: больше . Запомни слова: тоньше, меньше, раньше, возьмём, письменный, восьмилетка. В сочетаниях Ч и Щ  с другими согласными Ь не пишется: мощный, хищник, окончание.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

  • На конце: огонь .
  • В середине слов после Л: больше .
  • Запомни слова: тоньше, меньше, раньше, возьмём, письменный, восьмилетка.
  • В сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется: мощный, хищник, окончание.

Двойная роль букв  Е, Ё, Ю, Я, И.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, И.

  • Обозначают один звук :
  • После мягких согласных: мера, полёт, клюв, сяду.
  • Обозначают два звука :
  • В начале слова: яма, юбка, ёлка, ем.
  • После гласных: синяя, поезд.
  • После Ь и Ъ: подъезд, вьюга.
Разделительный Ь и Ъ.

Разделительный Ь и Ъ.

  • Ъ
  • 1.После приставок перед Е,Ё,Ю,Я :
  • Подъезд, подъём, предъюбилейный , объявление .
  • 2. В словах : инъекция, адъютант, объект, субъект.
  • Ь
  • 1.В корнях перед Е,Ё,Ю,Я,И:
  • Вьюга, обезьяна, вьётся, соловьи.
  • 2.В иноязычных словах перед О:
  • павильон, шампиньон, бульон, почтальон, медальон.
  • Не пиши Ь и Ъ перед
  • а, о, у, э : сэкономить, сузить, трёхэтажный.
Вставьте пропущенные буквы.

Вставьте пропущенные буквы.

  • Сер…ёзная п…еса, охотнич…е руж…ё,птич…и пер…я, разол…ются руч…и, обез…яна-шалун…я, сош…ю плат…е, брат…я Тат…яны, заб…ю кол…я, с…ем варен…е, об…явить о с…ёмке, под…ехать к под…езду, ад…ютант командира, сделать ин…екцию.
Итоговый тест по теме.

Итоговый тест по теме.

  • 1 .В слове яблоко
  • 1. 6 букв, 6 звуков
  • 2. 6 букв, 7 звуков
  • 3. 7букв, 6 звуков
  • 4. 6 букв, 8 звуков
2.Нет непроизносимой согласной:

2.Нет непроизносимой согласной:

  • 1.Здра…ствуй, праз…ничный, опас…ный.
  • 2.Пас…бище, ус…ный, грус…ный.
  • 3.Вес…кий, вкус…ный, чудес…ный.
  • 4.Чес…ность, окрес…ность, ярос…ный.
3.Во всех словах пишу Ж:

3.Во всех словах пишу Ж:

  • 1.Бума…ка, ло…ка, мы…ка
  • 2.Доро…ка, кру…ка, варе…ка
  • 3.Руба…ка, пля…, пиро…ки
4.Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием.

4.Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием.

  • Лодка
  • Пробка
  • Скользкий
  • Старушка
  • Утка
  • Город
  • Гром
  • Кружка
  • Глотка
  • гладкий
5.В каком ряду все слова с Ъ?

5.В каком ряду все слова с Ъ?

  • 1.п…еса, под…ём, ноч…ю
  • 2.вороб…и, раз…яснить
  • 3.ден…ки, л…ёт,ш…ю
  • 4.об…едки, об…ехать, с…есть
6.В каком ряду все слова с ё?

6.В каком ряду все слова с ё?

  • 1.Ч…рные, ш...пот
  • 2.Ш…рты, ш…колад
  • 3.Ш…рох, крыж…вник
  • 4.Ш…ссе, реш…тка
7.В каком ряду есть ошибка?

7.В каком ряду есть ошибка?

  • 1.Пчёлка, цирк
  • 2.Чёрствый, станция
  • 3.Цыган, цыркуль
  • 4.Пришёл, жёлудь
Развитие речи. Как связать предложения в тексте. цепная параллельная

Развитие речи. Как связать предложения в тексте.

цепная

параллельная

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее