Падежи русского языка
Елена Викторовна Марченко
Русский язык
3 класс (УМК «Гармония»)
МБОУ СОШ №3
Г. Красный Сулин
Ростовская область
Запоминай!
И ван Р одил Д евчонку В елел Т ащить П еленку
Именительный
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа,
Слон, манеж,
И школа, и пальто....
Именительный падеж
Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? . Назвать прямой падеж "именительным" впервые предложил в своей грамматике Мелетий Смотрицкий, переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало "именующий, называющий имя".
Именительный - тот, который называет по имени, именует .
Родительный
Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!...
Родительный падеж
Получил свое название в русской грамматике только в XIV веке. Родительный означает "полученный с рождения". Его задача - обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города). Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?
Дательный
Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене?
Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…...
Дательный падеж
Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как перевод с греческого: dotike по-гречески "дательный". Прослеживается его связь с глаголом "дать, давать". Основное значение дательного падежа - название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
Винительный
Ой!
В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить
КОГО? и ЧТО? Куклу? Кубики? Лото?...
Винительный падеж
Название ввел один из первых русских грамматиков Лаврентий Зизаний в XVI веке на базе прилагательного "виновный". Название падежа дано по слову "вина». Основное значение винительного, падежа - называть объект действия, который является причиной, вызывающей само действие (любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа: кого? что?
Творительный
Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ
мне ноты изучать?
Писать мне ручкой
иль пером,
Или
цветным карандашом?...
Творительный падеж Название также ввел Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан с глаголом "творить" - делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа - орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками).
И его вопросы - кем? чем?
Предложный
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!...
Предложный падеж
В предложном падеже объединились два падежа - местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым главный его признак - обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа:
о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в , либо на .