Увертюра - фантазия
«Ромео и Джульетта»
Нет повести печаль нее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте… У.Шекспир
- «Ромео и Джульетта» - трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира . Повествует о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
- «Ромео и Джульетта» - трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира .
- Повествует о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» - одно из самых знаменитых произведений П.И.Чайковского. Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии.
«Это будет мой самый капитальный труд, - писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…»
После смерти Чайковского композитор С.И.Танеев закончил сцену «прощального свидания» и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты. Давайте послушаем этот дуэт и подумаем:
С.И.Танеев
- Какими чувствами наполнена музыка дуэта? Как композитору удалось выразить эти чувства?
- Какими чувствами наполнена музыка дуэта?
- Как композитору удалось выразить эти чувства?
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей -
- Вступление Экспозиция Разработка Реприза Кода
- Вступление
- Экспозиция
- Разработка
- Реприза
- Кода
- Вступление
- Вступление
Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях. Портрет какого человека рисует музыка? Каков его характер, возраст, настроение? Какие инструменты исполняют эту тему? Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?
Патер Лоренцо
Экспозиция
- Показ других образов трагедии. И первый из них – это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти.
- Показ других образов трагедии. И первый из них – это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти.
Богатство чувств чуждается прикрас, Лишь внутренняя бедность многословна. Любовь моя так страшно разошлась, Что мне не хватает и половины.
- Звучит «тема любви». Гимн красоте человеческих чувств. Чувств Ромео и Джульетты.
- Звучит «тема любви». Гимн красоте человеческих чувств. Чувств Ромео и Джульетты.
- Разработка
- Разработка
Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. И после короткой паузы… вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ – начинается новый раздел.
Хотя любовь их все непобедимей, Они пока еще разделены. Исконная вражда семей меж ними Раскрыла пропасть страшной глубины. В ее семье Монтекки ненавидят В глазах родни Ромео не жених. Когда и где она его увидит И как спасти от ненависти их?
- Реприза
- Реприза
И вновь в музыке звучит тема вражды. Начинается реприза. Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несет такой изобразительный момент?
Кода
- Об этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры – кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные аккорды оркестра.
- Об этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры – кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные аккорды оркестра.
- О чем говорит эта музыка? Это траурный марш или заупокойное песнопение?
- О чем говорит эта музыка?
- Это траурный марш или заупокойное песнопение?
Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитором Чайковским с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами:
- «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте?»
- «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте?»
Спасибо за внимание!