Тема: СОНАТА презентация к уроку музыки в 7 классе
ВЫПОЛНИЛА Е.С. САНОСЯН УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ КСОУ «КРАСНОЯРСКАЯ ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Цель:
Познакомиться с музыкальным жанром "соната".
Задачи:
- познакомиться с понятием соната, сонатная форма,
- изучить разделы сонаты,
- прослушать сонату № 8 ("Патетическую") Л. Бетховена, - проанализировать содержание ее частей.
- продолжить работу над вокально-хоровыми навыками
Виды сонат в XVII веке
Камерные
Церковные
Франц Шуберт (1797-1828)
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Роберт Шуман (1810-1856)
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Фредерик Шопен (1810-1849)
II . Разработка
Сонатная форма
III . Реприза
I. Экспозиция
- Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых распространенных жанров камерной музыки.
- Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
Сонатная форма-
- музыкальная форма , состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист
- Патетический – страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъёма
Соната № 8. «Патетическая». Л. Бетховен (1770 – 1827)
Таблица эмоциональных терминов
Радостно
Грустно
Нежно
Печально
Светло
Мрачно
Восторженно
Оптимистично
Горестно
Пессимистично
Бурно
Тревожно
Страстно
Скорбно
Взволнованно
Тяжело
- Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л. Бетховену.
- Соната состоит из трех частей.
- Контрастное сопоставление частей, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер.
- В отдельных моментах сонаты сложность партии фортепиано вполне могла бы сравниться с сложностью игры самого оркестра.
Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление . Именно в нем возникает первое противопоставление образов – источник конфликта.
Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех её частях.
Но, при этом, все темы сонаты изначально родственны.
- Из темы вступления вырастает главная партия 1 части.
- А из побочной – тема рондо 3 части (финала).
- Необходимым этапом развития становится 2 медленная и певучая часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого.
- Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению
этой части является быстрая и взволнованная 3 часть.
Спасибо за внимание!!!