«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку.

презентация к уроку труда "Куклы обско-угорских народов".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Куклы обско-угорских народов      Эпос народов Обского Севера содержит указания на то, что игры с давних пор занимали большое и почетное место в жизни хантов, манси и ненцев. Они заключались в стрельбе из лука, в прыжках через нарты, в метании хорея на дальность расстояния и силу броска. Эти и подобные игры живут в быту детей. Не связанные с игрушкой, они являются фундаментом физического воспитания ребенка Севера. На Севере выполняя любую работу, человек всегда должен упорно бороться за свою жизнь. Северная природа требует от него осторожности, ловкости, терпения и выносливости

Куклы обско-угорских народов  

Эпос народов Обского Севера содержит указания на то, что игры с давних пор занимали большое и почетное место в жизни хантов, манси и ненцев. Они заключались в стрельбе из лука, в прыжках через нарты, в метании хорея на дальность расстояния и силу броска. Эти и подобные игры живут в быту детей. Не связанные с игрушкой, они являются фундаментом физического воспитания ребенка Севера. На Севере выполняя любую работу, человек всегда должен упорно бороться за свою жизнь. Северная природа требует от него осторожности, ловкости, терпения и выносливости

Обращение к этнокультурным ценностям своего народа многократно приумножает духовные способности человека. Нравственное, эстетическое воззрение народа наиболее сконцентрировано в его национальном искусстве. Народное искусство способствует формированию духовности, системы ее ценностей, с различными компонентами этнической культуры. Гуманистическая направленность образования обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной задачи развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Тольку с учетом этого возможно сохранение и развитие этнокультурных традиций в условиях современного педагогического процесса.

Обращение к этнокультурным ценностям своего народа многократно приумножает духовные способности человека. Нравственное, эстетическое воззрение народа наиболее сконцентрировано в его национальном искусстве. Народное искусство способствует формированию духовности, системы ее ценностей, с различными компонентами этнической культуры. Гуманистическая направленность образования обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной задачи развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Тольку с учетом этого возможно сохранение и развитие этнокультурных традиций в условиях современного педагогического процесса.

У народа ханты много игр, переходящих в труд. Для того, чтобы окружающий мир ребенку был доступен, взрослый стремится показать и преподнести эту действительность через игру и игрушки. У оленных хантов распространены игры в «оленя», учили играть в косточки щуки, рассказывая легенду «Как щука себе голову нарастила».

У народа ханты много игр, переходящих в труд. Для того, чтобы окружающий мир ребенку был доступен, взрослый стремится показать и преподнести эту действительность через игру и игрушки. У оленных хантов распространены игры в «оленя», учили играть в косточки щуки, рассказывая легенду «Как щука себе голову нарастила».

Игры девочек связаны большей частью с куклами. Осмысление мира начинается с игры. Прежде чем отправиться на войну, разыгрываются боевые турниры. Люди продолжают играть до тех пор, пока, что-нибудь предвкушают и к чему-нибудь готовятся. С детской игры начинается взрослый обряд, в игре принимают участие «маленькие боги», образующие своеобразный детский пантеон. Ранние годы полны беззаботных игр, зрелые – строгих ритуалов. Нить человеческой судьбы незаметно тянется от первой игры до последнего ритуала. Акань – еще игра, но уже обряд. В том, как сложится жизнь акань, угадывается последующая судьба хозяйки.

Игры девочек связаны большей частью с куклами. Осмысление мира начинается с игры. Прежде чем отправиться на войну, разыгрываются боевые турниры. Люди продолжают играть до тех пор, пока, что-нибудь предвкушают и к чему-нибудь готовятся. С детской игры начинается взрослый обряд, в игре принимают участие «маленькие боги», образующие своеобразный детский пантеон. Ранние годы полны беззаботных игр, зрелые – строгих ритуалов. Нить человеческой судьбы незаметно тянется от первой игры до последнего ритуала. Акань – еще игра, но уже обряд. В том, как сложится жизнь акань, угадывается последующая судьба хозяйки.

Впервые куклы обских угров были описаны О.Фишером в 70-е годы XIX столетия. В 1935 г. выходит статья П.М.Оберталлера «Материалы о хантыйских куклах» [12, 42]. В конце ХХ в. в связи с преподаванием родного хантыйского языка, литературы и народного искусства стали обращать внимание на акань , как предмет декоративно-прикладного искусства. О куклах обских угров стали появляться статьи, очерки в средствах массовой информации.   В 1989 г. в журнале Северные просторы выходит статья «Акань - хантыйская кукла» Немысовой Е.А., Лозямовой З.Н., где детально была описана кукла [11, 24-25]. В 1997 году выходит методическое пособие Уроки Евдокии Ерныховой (Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе), где наиболее подробно описаны народные традиции, связанные с куклой Акань.

Впервые куклы обских угров были описаны О.Фишером в 70-е годы XIX столетия. В 1935 г. выходит статья П.М.Оберталлера «Материалы о хантыйских куклах» [12, 42]. В конце ХХ в. в связи с преподаванием родного хантыйского языка, литературы и народного искусства стали обращать внимание на акань , как предмет декоративно-прикладного искусства. О куклах обских угров стали появляться статьи, очерки в средствах массовой информации.

В 1989 г. в журнале Северные просторы выходит статья «Акань - хантыйская кукла» Немысовой Е.А., Лозямовой З.Н., где детально была описана кукла [11, 24-25]. В 1997 году выходит методическое пособие Уроки Евдокии Ерныховой (Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе), где наиболее подробно описаны народные традиции, связанные с куклой Акань.

  • Сложно переоценить в детских играх роль кукол. Они изготавливались из разных материалов. В такие самодельные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, белки или оленя, утиных голов и клювов играли наши бабушки, мамы. Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. Куклы дарили своим родственникам и сами получали в подарок. Вместе с маленькими хозяйками куклы отправлялись в летние деревни, в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники.
  • Первой игрушкой каждой мансийской и хантыйской девочки становилась кукла – акань , которую для нее шила мама или бабушка. Изготовить такую куклу было совсем просто: туловище представляет свернутый жгут из лоскута, к нему пришита широкая юбка с несколькими полосками, а на голове – косички из ниток и платок. Если изготавливали куклу-мужчину акань ики – одежду шили короче, а к туловищу прикрепляли кусочек сукна, разрезанный снизу надвое, имитируя ноги. На голове не забывали прикрепить косички, т.к. по традиции мужчины тоже носили косы онтэв сэв , скрепляя их бисерными накостниками.

Наблюдая, как шьют бабушка или мама акань , девочка сама бралась за иголку, и на свет появлялась целая кукольная семья – кукла-мать, кукла-отец, старшие братья и сестры, малыши – совсем, как в собственной семье. При этом девочка шаг за шагом осваивала науку шитья: в начале платья акань украшала простыми полосками, а потом хотелось сшить узоры сложнее, в ход шли обрезки меха или пестрые шкурки с утиных головок [5, 93].   У каждой девочки есть куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Они отлича­ются лишь одеждой. В играх изображается жизнь, трудовая деятельность и досуг всех членов семьи. Чаще всего, кукла — это дочка, а сама девочка — мама. Она ее кормит, укладывает спать, качает в игрушечной колыбельке, гуляет с ней, воспиты­вает, шьет ей одежду. Ухаживая за куклой-дочкой, девочка познает традиции ухода за ребенком в своей хантыйской семье. Иногда куклы «самостоя­тельные люди». Они спят, едят, ходят на охоту и рыбалку, поют песни, ездят, друг к другу в гости, исполняют ритуалы.

Наблюдая, как шьют бабушка или мама акань , девочка сама бралась за иголку, и на свет появлялась целая кукольная семья – кукла-мать,

кукла-отец, старшие братья и сестры, малыши – совсем, как в собственной семье. При этом девочка шаг за шагом осваивала науку шитья: в начале платья акань украшала

простыми полосками, а потом хотелось сшить узоры сложнее, в ход шли обрезки меха или пестрые шкурки с утиных головок [5, 93].

У каждой девочки есть куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Они отлича­ются лишь одеждой. В играх изображается жизнь, трудовая деятельность и досуг всех членов семьи. Чаще всего, кукла — это дочка, а сама девочка — мама. Она ее кормит, укладывает спать, качает в игрушечной колыбельке, гуляет с ней, воспиты­вает, шьет ей одежду. Ухаживая за куклой-дочкой, девочка познает традиции ухода за ребенком в своей хантыйской семье. Иногда куклы «самостоя­тельные люди». Они спят, едят, ходят на охоту и рыбалку, поют песни, ездят, друг к другу в гости, исполняют ритуалы.

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, ку­кольный гардероб и кукольное хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна, кости животных и т. д.).

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, ку­кольный гардероб и кукольное хозяйство

(предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна, кости животных и т. д.).

  • Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, по­стель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы муки из сушеной рыбы. Дедушка, отец или старший брат вырезали из дерева маленькую колыбель, блюда, половники, корытца. Это­го было достаточно для того, чтобы дочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
  • У народа ханты существуют различные обряды и поверья, связанные с куклой. По данным Е.А. Ерныховой [5, 15] акань служила не только для игры. С их помощью можно было – унять затянувшее ненастье: «для этого выносили куклу на улицу и вешали на сучок дерева, приговаривая при этом: «Небесный Отец! Когда ты изменишь погоду? Ведь порнэ -злодейка повесилась! (по данным Е.А. Немысовой порнэ – это сказочное существо, олицетворяющее злую женщину)».
По данным В.М.Кулемзина игрушки девочек представляли собой набор женских предметов быта в миниатюре и кукол, у которых отсутствовали черты лица т.к. родители препятствовали играм с покупными куклами, у которых были изображены рот, нос и глаза. Такие куклы забытые детьми в лесу, могли якобы превратиться в духов и, не получая затем жертвоприношений приносили вред [8, 196].  Вопрос об особенностях хантыйской куклы продолжает оставаться недостаточно освещенным. По данным С. В. Иванова, она имела не связанное с религиозными изображениями происхождение, а отсутствие у нее лица было вызвано, боязнью сделать куклу похожей на изображение духа [7, 4-5].  Когда случалось несчастье в семье изготавливали куклу, которая имела важное обрядовое значение иттарма -  культово-ритуальное изображение (вместилище души) умершего. Представляет собой небольшую куклу (высота 15—20  см ), вырезанную из куска дерева (отщеп от угла дома или доски гроба), «лицо» или «сердце» которой обозначены металлической накладкой (монетой) [13].
  • По данным В.М.Кулемзина игрушки девочек представляли собой набор женских предметов быта в миниатюре и кукол, у которых отсутствовали черты лица т.к. родители препятствовали играм с покупными куклами, у которых были изображены рот, нос и глаза. Такие куклы забытые детьми в лесу, могли якобы превратиться в духов и, не получая затем жертвоприношений приносили вред [8, 196].
  • Вопрос об особенностях хантыйской куклы продолжает оставаться недостаточно освещенным. По данным С. В. Иванова, она имела не связанное с религиозными изображениями происхождение, а отсутствие у нее лица было вызвано, боязнью сделать куклу похожей на изображение духа [7, 4-5].
  • Когда случалось несчастье в семье изготавливали куклу, которая имела важное обрядовое значение иттарма - культово-ритуальное изображение (вместилище души) умершего. Представляет собой небольшую куклу (высота 15—20  см ), вырезанную из куска дерева (отщеп от угла дома или доски гроба), «лицо» или «сердце» которой обозначены металлической накладкой (монетой) [13].

Если Небесный Отец не внял просьбе, и погода не улучшалась, то выносили под дождь и вешали на дерево другую куклу – акань , приговаривая: «Небесный Отец! Всем надоело твое ненастье! Видишь, теперь и хорошая мощнэ повесилась! ( мощнэ – добрая сказочная женщина)». Такое средство действовало безотказно – расходились тучи, выглядывало солнце.

С куклами девочки коротали долгие зимние вечера, ведь по обычаю, с наступлением сумерек дети не должны были оставаться на улице, а играли в спокойные домашние игры. Ложась спать, девочки укладывали спать акань , но нужно было обязательно покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то акань ночью - укусит ее за большой палец ноги. По данным Е.А.Ерныховой кукла могла стать вместилищем человеческой души, т.к. по поверью во время сна душа покидает свое тело, и ее называли тень йисхор [6].

Кукла – бабушка р.Тромаган (кукла принадлежала Близнюк Е.)

Кукла – бабушка р.Тромаган (кукла принадлежала Близнюк Е.)

У хантов, манси и ненцев, живущих на большой территории, были разные куклы. Различались не только хантыйские куклы от мансийских, но существовали локальные особенности кукол. Куклы казымских и обских хантов, так и мансийских называются акань , а куклы восточных хантов (юганских, аганских) — пакы . Они отличаются не только одеждой, но и способом изготовления головы. Каждая кукла имеет возраст, пол, характер. Она представляет фигурку человека, состоящую из головы и туловища. Если акань олицетворяет девочку, то голову куклы шьют из разноцветных полосок ситцевой ткани, накладывая их одну на другую  У кукол платья были разные по фасону, по цвету, и по числу полосок. Их платья изготавливают точно также как женские платья в жизни. Для мансийской акани достаточно выбрать один цвет полосок, например желтый или розовый на красном фоне. У хантов основной цвет полосок – белый. На синем фоне можно выполнить чередование белых и красных полосок.
  • У хантов, манси и ненцев, живущих на большой территории, были разные куклы. Различались не только хантыйские куклы от мансийских, но существовали локальные особенности кукол. Куклы казымских и обских хантов, так и мансийских называются акань , а куклы восточных хантов (юганских, аганских) — пакы . Они отличаются не только одеждой, но и способом изготовления головы. Каждая кукла имеет возраст, пол, характер. Она представляет фигурку человека, состоящую из головы и туловища. Если акань олицетворяет девочку, то голову куклы шьют из разноцветных полосок ситцевой ткани, накладывая их одну на другую
  • У кукол платья были разные по фасону, по цвету, и по числу полосок. Их платья изготавливают точно также как женские платья в жизни. Для мансийской акани достаточно выбрать один цвет полосок, например желтый или розовый на красном фоне. У хантов основной цвет полосок – белый. На синем фоне можно выполнить чередование белых и красных полосок.

  • У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна (10-15 см) с нашитыми на него полосками. У кукол представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол-женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду. Материал – мех лоскутки, ленты, бисер и бусы – подбирались так, что одежда кукол являлась так же копией мужской и женской одеждой.
Кукла женщина акань ими

Кукла женщина акань ими

  • Берем кусок ткани величиной 18 х 8 см однотонного цвета, подбираем поперечные лоскутки для пошива полосок. Пришиваем нижнюю полоску, полоска шириной 1 см. С изнаночной стороны пришиваем классическим хантыйским швом (у народов ханты и манси подобный шов имеет длину 1 мм, им обычно орнаментируют изделия из ткани и сукна. Выводится иголка с изнаночной стороны на лицевую так, чтобы она вышла на самой полоске, очень близко к краю. Ставим точку, где выходит иголка, теперь иглу втыкаем на расстоянии 1 мм, прихватываем только лишь 1-2 ниточки ткани (шов шаг с заходом за шаг). Выглядит так: рис. 1.
Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, пальцами пригладим к основе и очень осторожно заправляем внутрь кромочку полоски и пришиваем сверху к ткани. Шов тоже классический, выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую так, чтобы иголка вышла на самой полоске, очень близко к кромочке (рис.1). Ставим точку, где выходит иголка, теперь иглу втыкаем на расстоянии 1 мм. Ткань очень близко к полоске, при этом прихватываю только лишь
  • Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, пальцами пригладим к основе и очень осторожно заправляем внутрь кромочку полоски и пришиваем сверху к ткани. Шов тоже классический, выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую так, чтобы иголка вышла на самой полоске, очень близко к кромочке (рис.1). Ставим точку, где выходит иголка, теперь иглу втыкаем на расстоянии 1 мм. Ткань очень близко к полоске, при этом прихватываю только лишь
Выводим иглу вместе с прихватом на кромочку полоски, при этом швы с изнаночной стороны должны выглядеть очень мелко. Полоска не должна петлять, она должна быть ровной. В хантыйском исполнении первая и последняя полоска должна быть только белого цвета. Затем рядом вторая полоска, если синий цвет основы, обязательно должна быть красная, затем – белая, и снова – красная, заканчивается все белой полоской. Акань в хантыйском исполнении: чаще полоски расположены внизу от подола, их может быть 3, 5. Девять при условии, если полоски очень тонкие. В среднем ширина полосок должна достигать 2-3 мм, а на платьях – 3 мм.  Когда пошив полосок закончили, этот кусок с полосками складываем вдвое изнаночной стороной наружу, отступая от кромочек 5-6 мм, пришиваем сложенные края простым швом с заходом шаг за шаг. Потом выворачиваем на лицевую сторону платье акани, разлаживаем пальцами швы и переходим к оформлению головы. Верхнюю кромочку заправляем внутрь и присбариваем на нить и пока не затягиваем до конца нить, отложим платье.
  • Выводим иглу вместе с прихватом на кромочку полоски, при этом швы с изнаночной стороны должны выглядеть очень мелко. Полоска не должна петлять, она должна быть ровной. В хантыйском исполнении первая и последняя полоска должна быть только белого цвета. Затем рядом вторая полоска, если синий цвет основы, обязательно должна быть красная, затем – белая, и снова – красная, заканчивается все белой полоской. Акань в хантыйском исполнении: чаще полоски расположены внизу от подола, их может быть 3, 5. Девять при условии, если полоски очень тонкие. В среднем ширина полосок должна достигать 2-3 мм, а на платьях – 3 мм.
  • Когда пошив полосок закончили, этот кусок с полосками складываем вдвое изнаночной стороной наружу, отступая от кромочек 5-6 мм, пришиваем сложенные края простым швом с заходом шаг за шаг. Потом выворачиваем на лицевую сторону платье акани, разлаживаем пальцами швы и переходим к оформлению головы. Верхнюю кромочку заправляем внутрь и присбариваем на нить и пока не затягиваем до конца нить, отложим платье.
  • Сейчас готовим головку к кукле. Для этого приготовим много цветных лоскутков (красных, белых, синих, желтых и т.д. и много белых полосок размером 5 см х 2 см, в данном случае эти кусочки должны быть только долевые). Сначала сделаем жгутик из белой ткани размер 18 см х 7 см, сворачиваем плотно в длину и сгибаем пополам, в сгиб вкладываем шерстяные нитки либо коричневого, черного или желтого цвета – это будут волосы у куклы акань . Вокруг жгута будем накладывать полоски, закрепляя их концы крест-накрест впереди, причем край каждого последующего лоскутка чуть ниже предыдущего на 1 мм. По цвету, они идут сверху в низ в такой последовательности – красный, белый, синий, белый, красный, белый, синий, белый, красный. В месте перекрестья их скрепляют друг с другом несколькими стежками, и они образуют голову. Когда полосок будет 7 или 9 штук голову переворачивают и накладывают еще одну или три полоски разного цвета. Далее голову обматываю ниткой шерстяной и завязывают, голова готова, можно косы заплести и украсить низками бисера. Если косы просто соединены то это кукла – женщина, если просто заплетены – это девушка, девочка.
Для головы куклы надо приготовить много цветных лоскутков (красных, белых, синих, желтых и т.д. и много белых полосок размером 5 см х 2 см, в данном случае эти кусочки должны быть только долевые). Согнуть все лоскутки в длину.

Для головы куклы надо приготовить много цветных лоскутков (красных, белых, синих, желтых и т.д. и много белых полосок размером 5 см х 2 см, в данном случае эти кусочки должны быть только долевые). Согнуть все лоскутки в длину.

  • 3х8 см-белых полосок 10 штук
  • 3х8 см-цветных по 3 штуки каждого цвета (красного, зеленого, синего, желтого)
  • 20х7см-1 штуку белого цвета
  • 10х10см-1 штуку цветного
  • 20х15 см-1 шт. цветного для платья
  • 10х10 см-1шт. для платка
  • 25см-15 шт. – шерстяных ниток для волос куклы
К голове пришиваем верхний край уже готовой юбки – вот получилась хантыйская кукла акань.  Платье акань украшаем бисером, пришивая по 2 или 3 бисеринки. На груди куклы пришиваем низки бисера, имитируя нагрудник – турлопс , а на голову куклы надеваем платочек, сделанный из цветной ткани размером 7 см х 7 см, концы предварительно распустив имитируя бахрому платка.

К голове пришиваем верхний край уже готовой юбки – вот получилась хантыйская кукла акань.

Платье акань украшаем бисером, пришивая по 2 или 3 бисеринки. На груди куклы пришиваем низки бисера, имитируя нагрудник – турлопс , а на голову куклы надеваем платочек, сделанный из цветной ткани размером 7 см х 7 см, концы предварительно распустив имитируя бахрому платка.

Кукла-закрутка  Кукла-закрутка изготавливается также как кукла Акань-ими, только без одного шва.

Кукла-закрутка

Кукла-закрутка изготавливается также как кукла Акань-ими, только без одного шва.

2. сделаем жгутик из белой ткани размер 18 см х 7 см, сворачиваем плотно в длину и сгибаем пополам, 3. в сгиб вкладываем шерстяные нитки либо коричневого, черного или желтого цвета – это будут волосы у куклы акань. 4. Вокруг жгута будем накладывать полоски, закрепляя их концы крест-накрест впереди, причем край каждого последующего лоскутка чуть ниже предыдущего на 1 мм. По цвету, они идут сверху в низ в такой последовательности – красный, белый, синий, белый, красный, белый, синий, белый, красный.

2. сделаем жгутик из белой ткани размер 18 см х 7 см, сворачиваем плотно в длину и сгибаем пополам,

3. в сгиб вкладываем шерстяные нитки либо коричневого, черного или желтого цвета – это будут волосы у куклы акань.

4. Вокруг жгута будем накладывать полоски, закрепляя их концы крест-накрест впереди, причем край каждого последующего лоскутка чуть ниже предыдущего на 1 мм. По цвету, они идут сверху в низ в такой последовательности – красный, белый, синий, белый, красный, белый, синий, белый, красный.

5. Когда полосок будет 7 или 9 штук голову переворачивают и накладывают еще одну или три полоски разного цвета. 6.Далее голову обматываю ниткой шерстяной и завязывают, голова готова, можно косы заплести и украсить низками бисера. Если косы просто соединены то это кукла – женщина, если просто заплетены – это девушка, девочка. 7. Берем квадратный кусок ситцевой разноцветной ткани 15 х 15 см сворачиваем пополам, накидываем на туловище – это будет платье.

5. Когда полосок будет 7 или 9 штук голову переворачивают и накладывают еще одну или три полоски разного цвета.

6.Далее голову обматываю ниткой шерстяной и завязывают, голова готова, можно косы заплести и украсить низками бисера. Если косы просто соединены то это кукла – женщина, если просто заплетены – это девушка, девочка.

7. Берем квадратный кусок ситцевой разноцветной ткани 15 х 15 см сворачиваем пополам, накидываем на туловище – это будет платье.

8. Берем еще один квадрат размером 15 х 15 см также сворачиваем и накидываем с другой стороны – это халат,  сверху завязываем тесьмой.   9. Кукла –закрутка Акань готова.

8. Берем еще один квадрат размером 15 х 15 см также

сворачиваем и накидываем с другой стороны – это халат,

сверху завязываем тесьмой.

9. Кукла –закрутка Акань готова.

Литература: 1. Вадичупова, Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов [Текст]: Методическое пособие для родителей и педагогов / Т.С.Вадичупова. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – С.11-12; 2. Истоки народных промыслов и ремесел : [Текст] / Т.С. Вадичупова. – Ханты-Мансийск : Издательский дом «Новости Югры», - 2011. – 17 с.; 3. Величко, Н.И. Традиции, сохраненные веками. Уникальные коллекции фондов этнографического музея «Торум Маа» (Каталог) [Текст] / Н.И. Величко; ред. Е.Г.Федоровой. Ханты-Мансийск, 2005. – С.115-116; 4. Гизатулина, Ф.А. Методическое пособие по трудовому обучению [Текст] / Ф.А. Гизатулина; ред. Н.И. Величко (рукопись). 5. Ерныхова, Е.А. Уроки Евдокии Ерныховой. Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе [Текст] : методическое пособие / ред. А.Л. Бугаева. Березово, 1997. – С. 93; 6. Ерныхова, Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов [Текст] : учебное пособие. Марийский гос. Ун-т., Йошкар-Ола, 2000. - С. 60-62;

Литература:

1. Вадичупова, Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов [Текст]: Методическое пособие для родителей и педагогов / Т.С.Вадичупова. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – С.11-12;

2. Истоки народных промыслов и ремесел : [Текст] / Т.С. Вадичупова. – Ханты-Мансийск : Издательский дом «Новости Югры», - 2011. – 17 с.;

3. Величко, Н.И. Традиции, сохраненные веками. Уникальные коллекции фондов этнографического музея «Торум Маа» (Каталог) [Текст] / Н.И. Величко; ред. Е.Г.Федоровой. Ханты-Мансийск, 2005. – С.115-116;

4. Гизатулина, Ф.А. Методическое пособие по трудовому обучению [Текст] / Ф.А. Гизатулина; ред. Н.И. Величко (рукопись).

5. Ерныхова, Е.А. Уроки Евдокии Ерныховой. Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе [Текст] : методическое пособие / ред. А.Л. Бугаева. Березово, 1997. – С. 93;

6. Ерныхова, Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов [Текст] : учебное пособие. Марийский гос. Ун-т., Йошкар-Ола, 2000. - С. 60-62;

7. Иванов, С. В. Скульптура народов Севера Сибири (Х1Х – первой половины ХХ в.) [Текст] Л., 1970. – С.4-5; 8. Кулемзин, В.М. Васюганско-ваховские ханты в конце Х1Х – начале ХХ вв.: этнографические очерки [Текст] / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. – Тюмень: Мандр и К, 2006. - С.196; 9. Культура народов Ямала[Текст] : учебник / ред. Т.И. Борко. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. - С. 352; 10. Матюков, А.К. Ремесла обских угров (по материалам семинаров этнографического музея «Торум Маа» 1999-2003) [Текст] / А.К. Матюков, З.Н. Лозямова; ред. Т.А.Клименовой. – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004. – С. 32 – 34; 11. Немысова, Е.А. Акань - хантыйская кукла [Текст] / Е.А. Немысова, З.Н. Лозямова // ж. Северные просторы. № 4, 1989. – С. 24-25; 12. Оберталлер П.М. Материалы о хантыйских куклах. Советская этнография. – 1935. - № 3. – С.42;

7. Иванов, С. В. Скульптура народов Севера Сибири (Х1Х – первой половины ХХ в.) [Текст] Л., 1970. – С.4-5;

8. Кулемзин, В.М. Васюганско-ваховские ханты в конце Х1Х – начале ХХ вв.: этнографические очерки [Текст] / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. – Тюмень: Мандр и К, 2006. - С.196;

9. Культура народов Ямала[Текст] : учебник / ред. Т.И. Борко. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. - С. 352;

10. Матюков, А.К. Ремесла обских угров (по материалам семинаров этнографического музея «Торум Маа» 1999-2003) [Текст] / А.К. Матюков, З.Н. Лозямова; ред. Т.А.Клименовой. – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004. – С. 32 – 34;

11. Немысова, Е.А. Акань - хантыйская кукла [Текст] / Е.А. Немысова, З.Н. Лозямова // ж. Северные просторы. № 4, 1989. – С. 24-25;

12. Оберталлер П.М. Материалы о хантыйских куклах. Советская этнография. – 1935. - № 3. – С.42;

Теоретический материал по культуре материальной, духовной и декоративно-прикладном искусстве обских угров.  Материал для работы: - Уроки Е.А.Ерныховой; - Учимся мастерить изделия обских угров; - Положение конкурса «Обско-угорские мотивы в образе куклы»; - Требования к оформлению статьи. -

Теоретический материал по культуре материальной, духовной и декоративно-прикладном искусстве обских угров.

Материал для работы:

- Уроки Е.А.Ерныховой;

- Учимся мастерить изделия обских угров;

- Положение конкурса «Обско-угорские мотивы в образе куклы»;

- Требования к оформлению статьи.

-

Презентацию подготовили :  Ценева Елена Петровна, Высотская Татьяна Валерьевна учителя начальных классов   Спасибо за внимание!

Презентацию подготовили : Ценева Елена Петровна,

Высотская Татьяна Валерьевна учителя начальных классов

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовили :  Ценева Елена Петровна, Высотская Татьяна Валерьевна учителя начальных классов

Презентацию подготовили : Ценева Елена Петровна,

Высотская Татьяна Валерьевна учителя начальных классов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее