- Смилуйся, государыня рыбка!
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Ах, братцы!
- В моей блуждающей судьбе,
- Москва, я думал о тебе!
- Шуми, волнуйся непогодой:
- Он был, о море, твой певец.
- ЗНАЮ
- ХОЧУ УЗНАТЬ
- УЗНАЛ
- НАУЧИЛСЯ
После изучения темы вы будете
знать :
Что такое обращение
Функция и роль обращения в предложении
- С какой интонацией произносится
- Способы выражения
- Пунктуационное правило
уметь :
Видеть обращение в предложении
Не путать обращение с подлежащим
- Правильно ставить знаки препинания
- Употреблять обращение в речи
Обращение
это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью
- Красавица пела при мне песни Грузии печальной
- Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.
!!! Обращение не путай с подлежащим .
- Красавица пела при мне песни Грузии печальной
- Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Синтаксический разбор предложения
- Храни меня, мой талисман.
Здравствуй, князь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Звательный падеж
- Что тебе надобно, старче ?
- Пойди, княже , с нами в дань.
- («Повесть временных лет»)
- Отче наш!
- Пора, красавица, проснись!
- Поэт, не дорожи любовию народный.
- Дай, няня, мне перо, бумагу.
- Ветер, ветер, ты могуч!
- Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
- Простите, верные дубравы!
Всегда выделяются
запятыми
[О, …]. Руслан, лишился ты Людмилы.
[… , О, …] Расскажи мне, няня, про ваши старые года.
[ …,О ] . Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Между двумя обращениями, соединенными союзами И,
ДА (=И), запятая не ставится.
(вместе с зависимыми
словами)
[ О и О, … ] Петр Андреевич и Алексей Иванович, подавайте сюда ваши шпаги!
В начале предложения обращение отделяется ! , если произносится с сильным чувством.
Междометие о от обращения запятой не отделяется
[… ,о О, …].
[О! …]. Борис! Все пред тобой трепещет!
И ты со мной, о лира, приуныла.
- Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
- Красуйся град Петров и стой неколебимо как Россия.
- Покой души твоей мне дорог Мария.
- Милый мой ты будешь царь земли родной!
- Поди-ка сюда верный мой работник Балда.
- Распроклятая ты мошка Мы тебя!..
- Ты чем-нибудь расстроен?
- Прощай надежда спи желанье храни меня мой талисман.
- Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.
- Красуйся, град Петров, и стой неколебимо как Россия.
- Покой души твоей мне дорог, Мария.
- Милый мой, ты будешь царь земли родной!
- Поди-ка сюда, верный мой работник Балда.
- Распроклятая ты мошка! Мы тебя!..
- Ты чем-нибудь расстроен?
- Прощай, надежда, спи, желанье, храни меня, мой талисман.
Правила русского речевого этикета
- В официальном письме адресата принято называть по имени и отчеству в сочетании со словами уважаемый(ая) или глубокоуважаемый(ая)
- Если имя и отчество неизвестны, используйте фамилию в сочетании со словами уважаемый господин Петров.
- Бывает неизвестна и фамилия адресата. В таком случае уместно называние его по должности: Уважаемый господин директор.
- В устной речи слова господин , госпожа еще недостаточно освоены. В то же время недопустимо обращение к незнакомым людям со словами мужчина , женщина . Постарайтесь в подобных случаях обойтись без обращений. Начинайте свою речь словами скажите, пожалуйста… (при вопросе), будьте добры… , не могли бы вы… (при просьбе) .
Творческие задания
- Юношу зовут Коршунов Алексей, ему 14 лет. Он учится в 8 классе. Занимается футболом, любит спорт. Как его называют друзья, одноклассники, мама, ребята из секции?
- Какие обращения по отношению к вам могут использовать разные собеседники в различных ситуациях?
Работа с текстом.
- Задания к тексту
Пока свободою г…рим
Пока сер(?)ца для чести живы
Мой друг отчизне посв...тим
Души прекрас(?)ные порывы!
Товарищ верь: взойдет она,
Зв..зда пл..нительного счастья,
Россия вспрянет (ото) сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
И нтерес – Что интересно было на уроке ?
Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли?
О бучение – Чему вы научились?
Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?