![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_0.jpg)
![Смилуйся, государыня рыбка! Друзья мои, прекрасен наш союз! Ах, братцы! В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Шуми, волнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_1.jpg)
- Смилуйся, государыня рыбка!
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Ах, братцы!
- В моей блуждающей судьбе,
- Москва, я думал о тебе!
- Шуми, волнуйся непогодой:
- Он был, о море, твой певец.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_2.jpg)
![ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ НАУЧИЛСЯ](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_3.jpg)
- ЗНАЮ
- ХОЧУ УЗНАТЬ
- УЗНАЛ
- НАУЧИЛСЯ
![После изучения темы вы будете знать : Что такое обращение Функция и роль обращения в предложении С какой интонацией произносится Способы выражения Пунктуационное правило уметь : Видеть обращение в предложении Не путать обращение с подлежащим](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_4.jpg)
После изучения темы вы будете
знать :
Что такое обращение
Функция и роль обращения в предложении
- С какой интонацией произносится
- Способы выражения
- Пунктуационное правило
уметь :
Видеть обращение в предложении
Не путать обращение с подлежащим
- Правильно ставить знаки препинания
- Употреблять обращение в речи
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_5.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_6.jpg)
![Обращение это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_7.jpg)
Обращение
это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_8.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_9.jpg)
- Красавица пела при мне песни Грузии печальной
- Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.
![!!! Обращение не путай с подлежащим .](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_10.jpg)
!!! Обращение не путай с подлежащим .
- Красавица пела при мне песни Грузии печальной
- Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_11.jpg)
![Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_12.jpg)
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
![Синтаксический разбор предложения](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_13.jpg)
Синтаксический разбор предложения
- Храни меня, мой талисман.
![Здравствуй, князь.](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_14.jpg)
Здравствуй, князь.
![Здравствуй, князь ты мой прекрасный!](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_15.jpg)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_16.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_17.jpg)
![Звательный падеж](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_18.jpg)
Звательный падеж
- Что тебе надобно, старче ?
- Пойди, княже , с нами в дань.
- («Повесть временных лет»)
- Отче наш!
![Пора, красавица, проснись! Поэт, не дорожи любовию народный. Дай, няня, мне перо, бумагу. Ветер, ветер, ты могуч! Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Простите, верные дубравы!](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_19.jpg)
- Пора, красавица, проснись!
- Поэт, не дорожи любовию народный.
- Дай, няня, мне перо, бумагу.
- Ветер, ветер, ты могуч!
- Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
- Простите, верные дубравы!
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_20.jpg)
![Всегда выделяются запятыми [О, …]. Руслан, лишился ты Людмилы. [… , О, …] Расскажи мне, няня, про ваши старые года. [ …,О ] . Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Между двумя обращениями, соединенными союзами И, ДА (=И), запятая не ставится. (вместе с зависимыми словами) [ О и О, … ] Петр Андреевич и Алексей Иванович, подавайте сюда ваши шпаги! В начале предложения обращение отделяется ! , если произносится с сильным чувством. Междометие о от обращения запятой не отделяется [… ,о О, …]. [О! …]. Борис! Все пред тобой трепещет! И ты со мной, о лира, приуныла.](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_21.jpg)
Всегда выделяются
запятыми
[О, …]. Руслан, лишился ты Людмилы.
[… , О, …] Расскажи мне, няня, про ваши старые года.
[ …,О ] . Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Между двумя обращениями, соединенными союзами И,
ДА (=И), запятая не ставится.
(вместе с зависимыми
словами)
[ О и О, … ] Петр Андреевич и Алексей Иванович, подавайте сюда ваши шпаги!
В начале предложения обращение отделяется ! , если произносится с сильным чувством.
Междометие о от обращения запятой не отделяется
[… ,о О, …].
[О! …]. Борис! Все пред тобой трепещет!
И ты со мной, о лира, приуныла.
![Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. Красуйся град Петров и стой неколебимо как Россия. Покой души твоей мне дорог Мария. Милый мой ты будешь царь земли родной! Поди-ка сюда верный мой работник Балда. Распроклятая ты мошка Мы тебя!.. Ты чем-нибудь расстроен? Прощай надежда спи желанье храни меня мой талисман.](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_22.jpg)
- Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
- Красуйся град Петров и стой неколебимо как Россия.
- Покой души твоей мне дорог Мария.
- Милый мой ты будешь царь земли родной!
- Поди-ка сюда верный мой работник Балда.
- Распроклятая ты мошка Мы тебя!..
- Ты чем-нибудь расстроен?
- Прощай надежда спи желанье храни меня мой талисман.
![Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо как Россия. Покой души твоей мне дорог, Мария. Милый мой, ты будешь царь земли родной! Поди-ка сюда, верный мой работник Балда. Распроклятая ты мошка! Мы тебя!.. Ты чем-нибудь расстроен? Прощай, надежда, спи, желанье, храни меня, мой талисман.](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_23.jpg)
- Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.
- Красуйся, град Петров, и стой неколебимо как Россия.
- Покой души твоей мне дорог, Мария.
- Милый мой, ты будешь царь земли родной!
- Поди-ка сюда, верный мой работник Балда.
- Распроклятая ты мошка! Мы тебя!..
- Ты чем-нибудь расстроен?
- Прощай, надежда, спи, желанье, храни меня, мой талисман.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_24.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_25.jpg)
![Правила русского речевого этикета](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_26.jpg)
Правила русского речевого этикета
- В официальном письме адресата принято называть по имени и отчеству в сочетании со словами уважаемый(ая) или глубокоуважаемый(ая)
- Если имя и отчество неизвестны, используйте фамилию в сочетании со словами уважаемый господин Петров.
- Бывает неизвестна и фамилия адресата. В таком случае уместно называние его по должности: Уважаемый господин директор.
- В устной речи слова господин , госпожа еще недостаточно освоены. В то же время недопустимо обращение к незнакомым людям со словами мужчина , женщина . Постарайтесь в подобных случаях обойтись без обращений. Начинайте свою речь словами скажите, пожалуйста… (при вопросе), будьте добры… , не могли бы вы… (при просьбе) .
![Творческие задания](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_27.jpg)
Творческие задания
- Юношу зовут Коршунов Алексей, ему 14 лет. Он учится в 8 классе. Занимается футболом, любит спорт. Как его называют друзья, одноклассники, мама, ребята из секции?
- Какие обращения по отношению к вам могут использовать разные собеседники в различных ситуациях?
![Работа с текстом. Задания к тексту Пока свободою г…рим Пока сер(?)ца для чести живы Мой друг отчизне посв...тим Души прекрас(?)ные порывы! Товарищ верь: взойдет она, Зв..зда пл..нительного счастья, Россия вспрянет (ото) сна И на обломках самовластья Напишут наши имена!](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_28.jpg)
Работа с текстом.
- Задания к тексту
Пока свободою г…рим
Пока сер(?)ца для чести живы
Мой друг отчизне посв...тим
Души прекрас(?)ные порывы!
Товарищ верь: взойдет она,
Зв..зда пл..нительного счастья,
Россия вспрянет (ото) сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
![И нтерес – Что интересно было на уроке ? Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли? О бучение – Чему вы научились? Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?](http://fsd.compedu.ru/html/2024/04/18/i_662167607def0/img_phpDFDBGG_Obracshenie_29.jpg)
И нтерес – Что интересно было на уроке ?
Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли?
О бучение – Чему вы научились?
Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?